Превратится ли Израиль в Иудею?
На фото: антиправительственная акция у здания кнессета в Иерусалиме (Фото: AP/TASS)

Бесконечный политический кризис отражает глубокие внутренние перемены в стране

Казалось бы, Израиль недавно вышел из кризиса 2019−2022 гг. Тогда в течение трёх лет были проведены пять внеочередных выборов в парламент (Кнессет). Причиной стало то, что ни одна группировка не могла создать коалицию, которая получила бы большинство и сформировала бы правительство, опираясь на более чем 60 депутатов в 120-местном парламенте.

Но затем на выборах в ноябре 2022 года коалиция правых националистических и консервативно-религиозных партий во главе с Беньямином Нетаньяху получила большинство в 64 места. Кризис преодолен? Ничуть не бывало. Он даже усилился, хотя и принял другие формы.

Новая коалиция предлагает законодательную реформу, которую Верховный суд с высокой вероятностью признает незаконной. В этом случае, если никто не отступит, граждане Израиля, включая полицию и военных, должны будут решать, кому они должны подчиняться — правительству и парламенту (правительство опирается на парламентское большинство) или судебным органам? Этот кризис связан с глубоким расколом внутри израильского общества.

Израильский парламент, Кнессет, на прошлой неделе одобрил в первом чтении несколько компонентов правительственной судебной реформы. Одобрение последовало за многодневными протестами по всей стране, включая массовый митинг у здания Кнессета в Иерусалиме. Массовые демонстрации протеста против действий правящей коалиции охватили так же Тель-Авив и Хайфу.

Руководство страны и коалиция, на которую оно опирается в парламенте (64 из 120), добивается принятия большинством голосов законодательного пакета, включающего меры по ограничению влияния Верховного суда страны. Это означает, что парламент сможет принимать любые законы большинством голосов вне зависимости от того, что думает по этому вопросу Верховный суд.

С момента создания государства Израиль Верховный суд обладает большими полномочиями и может признать те или иные законы нелегитимными, фактически отменить их. Новое правительство во главе с премьер-министром страны Беньямином (Биби) Нетаньяху, намерено изменить положение дел.

Если новый законодательный пакет будет окончательно утвержден, будут поданы петиции в Верховный суд, который скорее всего их отменит. Генеральный прокурор Израиля Гали Баарав-Миара уже заявила, что весь этот законодательный процесс является абсолютно незаконным. Правительство игнорирует ее. Если Верховный суд признает новые законы недействительными, правительство со своей стороны может так же проигнорировать его решение на основании вновь принятого законодательства, не допускающего вмешательства Верховного суда в законы, принятые парламентом. Как отмечает израильский публицист Бен Каспит, это, в свою очередь, ввергнет страну в «беспрецедентный конституционный кризис». Он указывает на то, что военные, полиция, службы безопасности, банковские учреждения должны будут решить, кому подчиняться — правительству или суду. «Перспектива того, что военные будут раздираемы неповиновением, а страна окажется на грани гражданской войны, является благом для противников Израиля», — отмечает Каспит.

Нынешний кризис является продолжением конфликта 2019−2022 годов и связан с глубоким расколом израильского общества.

Чем дальше, тем больше Израиль превращается в типичную ближневосточную страну, население которой разделено на различные этно-конфессиональные общины. Политические партии обычно опираются на них и обеспокоены финансированием своей паствы, особенно верхушки общин, связанной с крупными монополиями — строительными, финансовыми и промышленными компаниями. Партиям, связанным с разными общинами и социальными группами, все сложнее договориться. Им все менее интересна общенациональная стратегия и у них все больше преобладает желание направить финансовые потоки в свою сторону. Не то, чтобы такого желания не было раньше, просто теперь его ничто не сдерживает.

Другой фактор — социально-культурные различия между общинами, несовместимая картина мира у разных групп.

Это типичная ситуация для Ближнего Востока, особенно для таких стран, как Ирак, Сирия, Ливан и Йемен. Единое национальное пространство там не сложилось или стало распадаться из-за этих различий между общинами. Начался политический паралич из-за невозможности политических партий и этно-конфессиональных общин, с которыми они связаны, договариваться между собой и проводить централизованную политику.

Вторая причина кризиса — то, что социально-культурный ландшафт Израиля постепенно меняется и он вполне может превратится в нечто, сильно напоминающее древнюю Иудею — консервативную религиозную страну (хотя и использующую более-менее современные технологии), тогда как значительной светской части общество происходящее не нравится.

На это оказывает влияние демография. Израильское население быстро растет и по мнению демографов должно удвоиться к 60-м годам, составив около 18 миллионов человек. Стремительный рост численности ультраортодоксальных религиозных иудейских общин ведет к тому, что увеличивается их вес в принятии политических решений. Следуя за своими духовными лидерами, они голосуют за нужных руководству общин людей. Религиозные партии, который входят сегодня в правящую коалицию, хотели бы выделения дополнительного государственного финансирования для религиозных школ и других учреждений, а также они выступают за принятие законов, способных со временем превратить Израиль в некий аналог Ирана — в государство, где религия будет играть все большую роль в законодательном процессе. Любопытно, что при этом ультраортодоксы стремятся избегать службы в израильской армии.

Другая растущая община связана с израильскими поселенцами на оккупированном Западном берегу реки Иордан. В общей сложности их около 800 тыс. Многие переезжают в оккупированные регионы из-за дороговизны жилья в Израиле. На оккупированных территориях можно построить прекрасный дом сравнительно дешево, за счет труда бесправных палестинских рабочих, не имеющих гражданства Израиля. Сеть дорог, которыми имеют право пользоваться только израильтяне, и которые тщательно охраняются армией, связала эти поселения (их строительство незаконно с точки зрения международного права) с израильскими городами, где можно найти работу. В поселениях огромным влиянием пользуются ультранационалисты, связанные с еще одним религиозным течением — с так называемым религиозным сионизмом. В отличие от традиционного иудаизма, они считают современный Израиль мессианским государством (или, по крайней мере, думают, что он обязан таким быть), а всю землю от Средиземного моря до реки Иордан — священной еврейской землей, которую он обязан защищать. Многие поселенцы отправляют своих детей в их религиозные школы. Другие сочувствуют им просто потому, что смертельно боятся любого примирения Израиля с палестинскими арабами — ведь такое примирение может привести к ликвидации поселений, то есть к лишению этих людей жилья. И поселенцы голосуют за ультранационалистов и связанные с ними партии. Эти силы так же выступают за большую роль религии в израильском государстве. Партии ультранационалистов и религиозных сионистов заинтересованы в расширении поселений и их финансирования, поскольку это ведет к росту численности их электората.

Многие израильтяне, не живущие в поселениях и не принадлежащие к ортодоксальным сектами и общинам, тем не менее сочувствуют партии Ликуд, выступающей за жесткую политику по отношению к палестинцам, и поддерживают его лидера — Беньямина Нетаньяху.

Все эти силы имеют свои причины для борьбы за изменение законодательства и сокращение полномочий Верховного суда. Для ультраортодоксов и ультранационалистов (последние, повторим, так же являются религиозными людьми) это важно для продвижения своих законов, принципов и расширения финансирования их проектов.

Верховный суд с его сложной и недемократической системой назначений, считается символом светских и центристских настроений в обществе и выступает в роли оплота той части чиновничества, которая поддерживает сохранение светского характера государства Израиль и ограничение строительства поселений. Крайним националистам и консерваторам важно, или даже необходимо сломать его.

У Беньямина Нетаньяху и контролируемой им партии Ликуд есть собственные причины для того, чтобы добиваться законодательной реформы. Дело в том, что Биби, как называют израильского премьера, находится под судом по обвинению в коррупции. Дело это развивается уже несколько лет и шансы политика оказаться запертым на годы в элитной тюрьме Масияху достаточно велики. Поэтому для Нетаньяху исключительно важно добиться принятия таких законов, которые ограничили бы власть судебной системы. Вслед за этим он постарается провести законы, которые обеспечат ему амнистию от уголовных преследований. Наконец, ему важно было бы оставаться у власти и не терять ее никогда, поскольку любое другое правительство могло бы отменить указанные законы.

Так как Биби борется за свою жизнь, он готов пойти на уступки крайним силам, религиозным и националистическим, которые и составили вместе с его партией Ликуд правящую коалицию.

Однако в Израиле есть другая часть общества, заинтересованная в сохранении светского характера страны. Часть из них выступают за мир с палестинскими арабами, прекращение строительства поселений. Некоторые хотели бы добиться превращения Израиля в нечто, напоминающее Калифорнию — с легализацией марихуаны, гей-браков и т. п. Подобные настроения символизирует образ хипстера из богатых районов северного Тель-Авива. Впрочем, это преувеличение: далеко не все сторонники сохранения светского характера Израиля — высокообразованные обеспеченные люди.

Данному кругу избирателей очень не нравится Биби и те силы которые за ним стоят. Многие в Израиле считают его опасным коррупционером, который затеял государственный переворот и намерен превратить Израиль в диктатуру. Противники Биби также говорят, что он с этой целью привел во власть «религиозных фанатиков и крайних националистов», которые превратят Израиль в аналог Ирана и, так же, в колониальный расистский режим.

В ответ сторонники правящей коалиции отмечают, что вообще-то они победили на выборах, а значит, за ними идет большинство израильских граждан и что как раз институт Верховного суда, который не избирается народом, начисто лишен даже следов демократизма. Одновременно они указывают на то, что Израиль с момента своего основания вел борьбу за расширение еврейских поселений и вступал по данной причине в вооруженные конфликты с арабами, которые считали, что у них отнимают земли и источники воды.

Все это — правда. Но правдой так же является и то, что первоначально Израиль был преимущественно светским модернистским государством, которое возглавляла социалистическая партия, ставившая своей целью научно-промышленную модернизацию страны, и что он мало чем напоминал современную Исламскую Республику Иран.

В настоящее время противники Биби проводят массовые манифестации, а некоторые поговаривают об акциях гражданского неповиновения, например, о перекрытии трасс. Со своей стороны правительство сигнализирует о намерении создать ударный кулак национальных гвардейцев и о выделении для обеспечении безопасности дополнительных средств. Министром национальной безопасности, который, вероятно, будет руководить ими, сегодня является Итамар Бен Гвир, лидер одной из группировок крайних националистов.

Этот глубокий кризис отражает процесс, который может быть охарактеризован как постепенное превращение светского модернистского Израиля, каким его видели отцы-основатели сионизма, в нечто, напоминающее Иудею начала новой эры — религиозное консервативное государство.

Сложно сказать, будет ли данный процесс завершен полностью и какие изменения могут произойти по мере его развертывания. Тем более, что в этой новой Иудее, кажется совершенно отсутствует «четвертая секта», о которой писал Иосиф Флавий, воинственные зелоты (ревнители, канаим), выступавшие на стороне беднейшего населения, своего рода религиозные прото-социалисты.

Однако, при сохранении существующих демографических трендов члены ультраортодоксальных сект составят через несколько десятилетий 40% жителей страны. Вместе с поселенцами, если, конечно, такая коалиция продолжит существовать, они вполне способны стать силой, определяющей облик Израиля.

svpressa.ru

Добавить комментарий