Скандинавы прилежно шпионят в Баренцевом море
Корабли российского Северного флота впервые за тридцать лет начали выходить в море с тактическим ядерным оружием на борту. В советское время военные это делали регулярно, однако со времен окончания холодной войны о подобном не слыхали. В то же время, после начала спецоперации на Украине «важность ядерного оружия для России существенно возросла».
Поскольку большая часть ядерного потенциала ВС РФ размещена на подводных лодках и надводных кораблях, ядерное оружие представляет особенно серьезную угрозу для операций НАТО, заявила Норвежская разведывательная служба (NIS) в своем ежегодном докладе. «Напряженность между Россией и Западом, и высокие обычные потери на Украине увеличивают значение ядерного оружия России и комплекса стратегических баз на Кольском полуострове», говорится в документе.
Генерал ФСБ в отставке Александр Михайлов напоминает, что Владимир Путин в прошлом феврале поручил министру обороны Сергею Шойгу и Генштабу перевести ядерные силы сдерживания в режим боевого дежурства, а несколько месяцев назад наш президент и верховный главнокомандующий своим указом ввел режим повышенной готовности в ряде регионов:
— Какой смысл выходить в море без серьезного оружия. Если это боевое дежурство, то оно должно вестись по всем правилам, а не как показательное выступление фигуристов. Все боеприпасы должны находится в пределах досягаемости, а экипажи боевых кораблей на своих местах. Мне представляется, норвежцы должны понимать, чем им грозит бряцание оружием НАТО.
«СП»: — Норвегия по степени опасности для России где-то на 28 месте. Никаких агрессивных действий эта страна не проявляла. Наверное, в качестве целей логичнее представить военные объекты на территории США, потом Британия — и далее по списку американские военные базы по всему миру.
— Думаю, что норвежцы понимают, что не они являются объектом наших угроз. Скорее всего там просто констатируют предоставленные им факты. Хотя любое министерство обороны, любые политические ястребы заинтересованы в том, чтобы иметь внешний раздражитель для получения бюджетных денег на оснащение своей армии.
«СП»: — Документ, опубликованный Норвежской разведывательной службой (NIS), представляет собой политическое заявление. Никакой конкретной разведывательной информации в докладе не содержится. Допустим, предупреждение об опасности для жителей города Тромсё, где раньше располагалась подземная военно-морская база ВМС Норвегии «Олавсверн». В данный момент она, кажется, не используется. Хотя может быть у документа имеется и закрытая честь?
— Мы предполагаем, но не располагаем. Если военные начинают выступать с такими тревожными заявлениями, то они действуют не только на истеблишмент, но еще и на рядовых граждан. А те почешут в затылке и скажут: а зачем нам вообще нужна эта Украина?
«СП»: — Кстати, в этом докладе норвежских разведчиков Украина с Белоруссией выделены одним цветом с Россией.
— Люди, которые занимаются общественно-полезным трудом, начнут тревожится и спрашивать у своих политиков: ребята вы что сдурели? Вряд ли Украина представляет большой интерес для норвежцев, причем не только рядовых граждан, но и политиков. У них другие цели и задачи — решение внутренних проблем.
В принципе сигнал учебной тревоги подается не для того, чтобы испугать, а для того, чтобы научить правильно действовать в случае чего. Но у норвежцев — повышенная подозрительность. Бывало, что они искали русскую подводную лодку в своих территориальных водах, а потом оказывалось, что это плавает выброшенный кем-то холодильник…
В докладе же сообщается, что операции НАТО, проходящие в северных регионах, наверняка вызовут встречную российскую военную активность. Русские поддерживают «ситуационную осведомленность», а их Северный флот или, как норвежцы говорят, Nordflåten, осуществляет «стратегическое сдерживание и демонстрирует надежную военно-морскую и противовоздушную оборону против операций союзников». И пока никаких изменений в реакции России на союзническую активность близ берегов Норвегии нет.
Впрочем, на суше тоже происходит разное. Еще полтора года назад, задолго до спецоперации, Осло и Вашингтон подписали договор, по которому военные США получили право на строительство на норвежских военных базах собственных объектов, куда никому нет доступа. Американцам разрешено привозить оборудование, которое Норвегия не сможет проверить.
Как военным, так и гражданским американцам беспрепятственно можно въезжать в Норвегию. По договору Штаты могут вести самостоятельный полицейский надзор за своими военнослужащими и гражданскими сотрудниками, даже если те совершат преступление в неслужебное время и за пределами баз.
Военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин уточняет, что наша сторона никогда специально не оповещала о выходе в море кораблей с тактическими ядерными ракетами:
— А то, что норвежцы заявляют — это просто продолжение темы «демонизации России». Откуда они знают, ядерное оружие на борту наших кораблей или обычное? Не исключено, что наши подводные лодки выходили в море и с ядерными торпедами, и с ядерными боеголовками, но об этом никто не заявлял.
«СП»: — Наши норвежские соседи в лице их разведывательной службы NIS не ссылаются на своих морских «кротов» на борту наших кораблей, а просто проводит аналогию с советскими временами, когда корабли постоянно выходили в дальние и ближние походы с ядерным оружием на борту. И вот теперь, считают, норвежские «джеймсы бонды» — опять то же самое.
— Такое можно предположить. Но подтверждать это никто из наших высокопоставленных лиц не будет, как и опровергать.
«СП»: — Наверняка Норвегия — не самая главная цель для ВС России. Эта страна в свое время отказалась иметь на своей территории атомное оружие в мирное время, а также размещать ракеты средней дальности. Занимала особую позицию в альянсе, выступала против приема в НАТО Греции и Турции. Жаль только, что ее никто не послушал.
— Безусловно, Норвегия — не главная цель ядерных ракет. Когда наша подводная лодка «Белгород» выходит в море с «Посейдонами», никто не сообщает, есть ли на борту ядерные боеголовки. Остается только гадать. Пусть норвежцы держат себя в напряжении, американцам об этом напоминают и остальным членам НАТО. И вообще Арктика — это наша зона влияния, пусть рот не разевают.
«СП»: — Когда читаешь доклад норвежский разведки, создается впечатление, что норвежцы переписали методичку НАТО, переведя ее на норвежский. Это красивая презентация с картинками. Политики там больше чем разведывательной информации. Вряд ли на наших кораблях среди моряков затесались норвежские шпионы?
— Однако норвежский корабль «Марьята» много лет стоит на границе наших учебных полей в Баренцевом море, там, где корабли Северного флота проходят подготовку. Этот разведывательный корабль (РЗК) ВМС Норвегии предназначен для сбора, анализа и обработки информации о подводной, надводной и воздушной обстановке в районах Крайнего Севера. В основном он контролирует деятельности вооруженных сил РФ в Арктическом регионе. Сменилось уже четыре поколения таких разведывательных кораблей. Так что они внимательно следят за тем, что мы делаем на полигоне…
И знают, что основная задача Северного флота — оборона баз на Кольском полуострове и осуществление сдерживания стратегических подводных лодок. У России, считают норвежцы, есть амбиции по увеличению своего присутствия в Арктике. А также в Азии, Тихоокеанском регионе и регионах вокруг Индийского океана. Но там уже будет использоваться не тактическое ядерное оружие, а стратегическое. Ядерный же потенциал России такой же, как и до начала спецоперации, а воздушные и военно-морские силы практически не повреждены. В 2023 году оборонный бюджет увеличится на треть.
Тактическое же ядерное оружие представляет собой особенно серьезную угрозу в нескольких операционных сценариях, с вовлечением стран НАТО. Но кроме того, Россия имеет другие возможности навредить своим недругам, например, подводные. А не надо было «Северные потоки» взрывать.
Кроме того, есть противоспутниковое оружие и киберинструменты, которые могут угрожать как отдельно взятой Норвегии, так и НАТО в целом. Ведь что такое это ваше хваленое НАТО? Даже США считаются лишь второй крупнейшей ядерной державой в мире, после России.
Так что норвежцам стоит прислушаться к тому, что говорили в Минобороны соседней Швеции. Там начальник штаба Вооруженных сил этой страны Микаэль Классон недавно объяснил, что у Москвы есть очень «неприятная привычка выполнять то, что она говорит».