Российский десант на Днепре сломает оборону ВСУ
Кинбурнская коса снова становится очагом жестокого противостояния российских и украинских войск — констатируют многие западные эксперты. Контроль над косой, за которую уже много месяцев сражаются ВСУ, гарантирует полный контроль над акваториями сразу двух рек — Южный Буг и Днепр. Украинцам коса нужна, чтобы предотвратить обстрелы Херсона и прекратить российское судоходство.
Кинбурнский полуостров и венчающая его одноименная коса разделяет устья рек Днепр и Южный Буг в Черное море. Сейчас территория поделена между двумя областями — Николаевской и Херсонской. Полуостров находится под контролем российских войск, хотя еще в прошлом ноябре ВСУ заявляли, будто ведут активную борьбу за Кинбурн. Киевскую пропаганду поддерживала Великобритания (причем и предоставлением разведданных): британское минобороны заявляло о якобы военном преимуществе ВСУ.
Однако украинцы ничего не добились. При этом российские войска усиливают присутствие на Кинбурнской косе, пишет военный обозреватель Кристина Опозда в польском издании Interia: на полуостров перебрасываются дополнительные силы и техника.
Расположенная между Черным морем и Днепро-Бугским лиманом, Кинбурнская коса представляет собой естественную 10-километровую преграду. Будучи расположена на левом (восточном) берегу реки Днепр, коса доступна только по суше из Херсонской области. Коса была взята российскими войсками 10 июня 2022 года, почти через четыре месяца после начала спецоперации.
С тех пор Россия укрепила косу и использовала ее в качестве площадки для развертывания средств РЭБ, а также для координации ракетных и артиллерийских ударов по прибрежным территориям Украины и портовым объектам в Одессе, Николаеве, Очакове и Херсоне.
В течение лета и осени 2022 года Россия использовала косу в качестве базы для проведения многочисленных атак на украинские портовые объекты, пишет Jamestown Foundation в аналитической записке. Также было осуществлено минирование Черноморской акватории и участков реки Днепр, чтобы заблокировать передвижение украинских военных кораблей — в том числе десантных катеров, которые ВСУ использовали для диверсий.
Российские войска активно использовали Кинбурнский полуостров для подготовки операторов и инструкторов беспилотников-камикадзе «Герань». ВСУ заявляло, будто бы на полуострове размещены иранские военные инструкторы — не приведя никаких доказательств. Однако это заявление Киев использовал для того, чтобы попытаться разорвать дипломатические отношения с Ираном.
На Кинбурнской косе, по косвенным данным, были установлены новейшие противотанковые управляемые ракетные комплексы (ПТУР) «Корнет-Д», установленные на бронетранспортерах «Тигр». Наведение для атаки обеспечивалось с наблюдательных пунктов, расположенных на северном побережье косы, оснащенных датчиками ночного видения и портативными радарами, пишет Jamestown Foundation.
Российские подразделения, развернутые на косе, надежно прикрыты от возможных украинских воздушных атак доминированием российской авиации, базирующейся в Крыму. Для противостояния украинским диверсиям Россия также развернула несколько маневренных и быстроходных штурмовых катеров с автоматическими пушками и противотанковыми ракетами малой дальности. Прикрывают полуостров также фрегаты Черноморского флота, вооруженные крылатыми ракетами «Калибр».
На протяжении всей осени и в начале зимы ВСУ несколько раз высаживали рейдовые группы на Кинбурнскую косу, чтобы проводить разведывательно-диверсионные операции. Абсолютно безуспешно. Все диверсанты были уничтожены.
— Полугодовая эпопея борьбы за Кинбурнскую косу показала важность береговой обороны и надводного флота для защиты побережья и прибрежных вод. Уроки, извлеченные в Кинбурне, подтверждают необходимость для ВМС развивать возможности противодействия диверсиям на море, — пишет Jamestown Foundation.
Украинские ВМС таковым можно назвать с большой натяжкой. Бронекатера классов «Гюрза-М», «Жук», «Бесстрашный» значительно менее мощные и маневренные, нежели российские аналоги. Обеспечить доминирование в Черноморо-Днепровской акватории такие суда не могут.
Более крупные военные корабли с большим водоизмещением, такие как корветы или фрегаты, в ограниченных водах северо-западного региона Черного моря представляют собой легкие цели для российских войск, который доминирует в воздухе и на море, пишет Jamestown Foundation.
Пропагандисты Сил обороны Таврического направления и Южного оперативного командования ВСУ рвут волосы: российские войска наращивают разведывательную активность в акватории Днепра. Диверсантам незамеченными больше не прорваться. Но главное — российские военные продолжают выполнять диверсионные миссии на островах в дельте реки Днепр в Херсонской области в попытке помешать украинским силам закрепиться на островах, пишет американский Институт изучения войны (ISW).
Также российские военные возводят укрепления на побережье Азовского моря и Крымского полуострова (например, на Арабатской стрелке, отделяющей Азовское море от пролива Сиваш, чтобы предотвратить любые возможные атаки Украины.
Ну, и Кинбурнская крепость стоит незыблемо.