Процедура рассмотрения может растянуться на несколько месяцев и служить рычагом давления на Киев
15 февраля Государственная Дума поддержала постановление об обращении к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой признать Донецкую и Луганские народные республики. Документ был внесен в парламент 19 января депутатами КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым.
Он предусматривает немедленное обращение к президенту по вопросу признания республик Донбасса «в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств». В тексте говорится, что депутаты «считают обоснованным и морально оправданным признание» ДНР и ЛНР.
Отметим, что 14 февраля «Единая Россия» предложила аналогичное обращение о признании ДНР и ЛНР. Однако оно сначала должно было быть направлено в МИД, Минобороны и другие ведомства, и только после их вердикта, как сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, «можно будет снова вернуться к его рассмотрению». Оба постановления рассматривались на основе рейтингового голосования.
В результате за проект КПРФ проголосовал 351 депутат, 16 выступили против, один воздержался. Альтернативный документ, который предполагал сначала консультации с МИД, Дума не поддержала. Как отметил Вячеслав Володин, постановление «будет подписано незамедлительно и направлено главе государства».
«Киев не соблюдает минские договоренности. Наши граждане и соотечественники, проживающие в Донбассе, нуждаются в помощи и поддержке. В этой связи депутаты считают, что признание ДНР и ЛНР создаст основания для обеспечения гарантий безопасности и защиты жителей республик от внешних угроз, а также для укрепления международного мира и региональной стабильности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и положит начало процессу международного признания обоих государств», — написал он в своем Telegram-канале.
Еще до обнародования результатов голосования на него отреагировали в Киеве. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что там будут расценивать признание Москвой ДНР и ЛНР как выход России де-факто и де-юре из минских договоренностей «со всеми сопутствующими последствиями».
Затем Верховная Рада приняла «обращение к международному сообществу о непризнании независимости самопровозглашенных образований на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей». За принятие обращения проголосовал 331 народный депутат. В нем Киев «решительно осуждает любые попытки РФ легализовать независимость самопровозглашенных образований» и призывает международное сообщество «подтвердить территориальную цельность Украины».
Противники обращения нашлись и в России. Так, первый зампред думского комитета по делам СНГ Константин Затулин заявил, что сейчас признание самопровозглашенных республик Донбасса может только навредить ситуации.
«Признание ДНР и ЛНР, сделанное сейчас, означает наш выход из минских договоренностей, разрушение всех наших линий на разрешение этого конфликта, способно спровоцировать новый виток напряженности, и в этом смысле не принесет пользы ни России, ни этим республикам (…) Считаю, в процессе сегодняшнего обсуждения мы не должны зарекаться, что вообще не собираемся признавать ДНР, ЛНР. Если Украина нападет на ДНР и ЛНР, тогда возникнет повод для их признания», — сказал Затулин накануне голосования.
Представитель президента РФ Дмитрий Песков также до голосования заявил, что Россия остается приверженной реализации Минских соглашений, но граждане болезненно реагируют на все, что происходит на Донбассе, поэтому в общественном мнении весьма актуален вопрос, связанный с признанием самопровозглашенных республик.
«Понятно, что наши народные избранники, собственно, отражают мнение людей, мнение народа, поэтому они обсуждают то, что актуально для людей. К этому мы тоже относимся с пониманием, по-другому к этому относиться невозможно», — сказал Песков на пресс-конференции.
Голосование по постановлению обращения к президенту прошло за несколько часов до начала встречи Владимира Путина и канцлера Германии Олафа Шольца, который прибыл в Москву, чтобы обсудить ситуацию на Украине.
Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков (фракция КПРФ) объяснил «СП», что немедленное направление обращения президенту не значит, что он должен рассмотреть его сегодня же. На самом деле это означает запуск процесса рассмотрения, который может продлиться несколько месяцев.
— Российская Федерация по Конституции является президентской республикой, внешнеполитический курс страны, его определение и реализация находится в ведении президента РФ. Госдума не могла принять сама или даже совместно с Советом Федерации решение о признании или непризнании Донецкой и Луганских республик без позиции президента.
Сегодня голосование состоялось, было два варианта прохождения бумаг. Наш вариант — наиболее логичный и естественный — предполагает направление обращения сразу на имя президента, как того и предусматривает нормативная база.
«СП»: — Каков дальнейший порядок действий, президент должен сразу рассмотреть документ?
— Теперь обращение поступит в администрацию президента, там есть свое подразделение во главе с Юрием Ушаковым, которое занимается вопросами международной политики. Дальше они определят порядок работы с документом.
Ясно, что будет запрошена позиция Министерства иностранных дел, не исключаю, что и ряда других ведомств, и в целом правительства. После того, как будут собраны и проанализированы все предложения, будет принято какое-то решение президента, какое, мы пока предугадать не можем.
«СП»: — Некоторые политики, например, Константин Затулин, считают, что момент для принятия такого решения не подходящий и может привести к эскалации, так ли это?
— Можно очень долго рассуждать о подходящем моменте, а между тем люди, которые живут в Донецкой и Луганской народных республиках, каждый день оказываются под обстрелами, они восемь лет живут в состоянии войны и под угрозой еще более активных военных действий. О них кто-то должен, наконец, позаботиться? Нужно подумать них, тем более, что уже сотни тысяч этих людей являются гражданами Российской Федерации.
Еще раз подчеркну, что Государственная Дума не приняла решение о признании независимости ДНР и ЛНР, у нее нет таких полномочий. Поэтому нельзя говорить о том, что момент выбран неправильно. Этот момент еще не наступил. Запущена процедура, которая может длиться несколько месяцев. И за это время многие вещи наверняка прояснятся.
Возможно, завершится процесс переговоров, запущенный по инициативе России, когда мы потребовали гарантий нашей безопасности. Будет развиваться ситуация в Донбассе. Мы увидим, как украинские политики реагируют на инициативу Госдумы, готовы ли они проявлять конструктивность в отношении людей, которых называть своих соотечественниками на территории ДНР и ЛНР. Или же они будут предпринимать шаги, согласиться с которыми будет невозможно.
Политолог Павел Салин считает, что направление обращения о признании республик будет служить еще одним рычагом давления на Киев.
— Видимо, в администрации президента дали Госдуме отмашку, чтобы принять участие в игре на повышение ставок. Чисто гипотетически это более радикальный вариант, чем проект постановления, который предусматривал отправку на согласование в разные ведомства. Кремль посредством Госдумы пытается использовать очередной имеющийся у него рычаг давления на украинскую сторону, чтобы она начала выполнять Минские соглашения по формуле Штайнмайера в интерпретации Москвы.
Это не означает, что запущен юридически значимый процесс, который даст результаты в ближайшее время. Можно прогнозировать, что пока президент окончательно не определится со сценарием действий в отношении Украины, юридически обязывающей реакции Кремля на данную инициативу не последует. Когда президент примет решение, мы увидим и реакцию в соответствующем направлении. Она будет зависеть от того, какую комбинацию президент выстроит в отношении политики по Украине.
«СП»: — Но ведь какая-то реакция Кремля должна последовать?
— Насколько я понимаю, это обращение не связывает президента никакими сроками. Это де-факто дает ему возможность никак не реагировать. Как только динамика в отношении Украины сдвинется с мертвой точки, неважно, в какую сторону — в сторону войны, что более вероятно, или в сторону деэскалации, что менее вероятно, реакция президента уже не будет такой значимой. Сейчас она важна именно потому, что может стать маркером того, куда дальше будет двигаться наша политика. Но если и так все станет ясно, эта реакция уже не будет иметь такого определяющего значения, она будет вытекать из общей политики.