Чего не хватает Донбассу, чтобы стать Россией?
Фото: Александр Кравченко/ТАСС

Граждане РФ в ДНР и ЛНР остаются «россиянами второго сорта»

Почти 600 тысяч человек в непризнанных республиках Донбасса получили российские паспорта, но отсутствуют формальные правила, как работать в области защиты прав этих граждан. Об этом в ходе парламентских слушаний, приуроченных к 25-летию закона об уполномоченном по правам человека, заявил председатель Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Валерий Фадеев.

«Почти 600 тысяч человек в непризнанных республиках (Донбасса) получили российские паспорта — они российские граждане, но у нас нет пока формальных правил, как работать с такими гражданами, как их защищать. Эти республики непризнанные. В случае с гражданами, проживающими в других странах, у нас есть какие-то процедуры дипломатические, консульские, то здесь даже таких нет», — подчеркнул Фадеев.

Он также добавил, что вопрос защиты граждан за рубежом обсуждался на встрече президента Владимира Путина с членами СПЧ.

«Президент дал поручение разработать механизмы, как обеспечить социальные потребности этих граждан», — пояснил Фадеев.

Интересно, что это могут быть за механизмы? И возможны ли они в условиях непризнанности республик Донбасса. Ведь, получается, что наши граждане живут в некоей «черной дыре», на территории, формально признаваемой Москвой частью Украины, на которой при этом не работают украинские законы и органы власти.

Может, это еще один аргумент в копилку сторонников признания республик?

— Фадеев затронул очень болезненный вопрос, — говорит эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.

— Еще пару лет назад я предполагал, что паспортизация Донбасса (назовем это так) должна привести к появлению каких-то официальных представительств России в ДНР и ЛНР. Нечто вроде посольств или консульств. Если на какой-то территории проживают сотни тысяч (а в скором времени их будет больше миллиона) граждан РФ, то у РФ должны быть прямые каналы коммуникации с этими людьми.

С другой стороны, в случае с республиками Донбасса это не так актуально, поскольку здесь сами местные власти могут выполнять функции дипломатических представительств РФ. Зачастую так и происходит. Приведу пример: всего несколько дней назад я подал пакет документов на получение российского паспорта в Енакиево (мой родной город, 40 километров от Донецка). Сотрудница миграционной службы сказала мне дословно следующее: «Если России что-то не понравится, я вам сама позвоню через две-три недели».

По факту ДНР и ЛНР уже являются непризнанными субъектами РФ. Но ключевое слово здесь — «непризнанными». Вот и получается, что у того же Совета по правам человека при президенте России нет правовых рамок для работы с людьми на этой территории. Юридическая неопределенность.

«СП»: — С какими практическими проблемами сталкиваются граждане РФ в Донбассе?

— Война — одна большая проблема, из которой вытекают все остальные. Отсутствие гарантий безопасности из-за продолжающихся боевых действий, «отгороженность» от всего остального мира, тяжелое социально-экономическое положение и т. д.

Вот вам конкретный практический момент: банковская система в ДНР никак не связана с Россией. У нас есть Центральный республиканский банк (ЦРБ), который выдает карты, на них начисляют пенсии и зарплаты. Но перевести деньги из России на них невозможно, как и наоборот. Единственная альтернатива — использовать электронные кошельки (я так и делал). Однако это, во-первых, неудобно. Во-вторых, не всем подходит. Многие пожилые люди просто не пользуются интернетом, не говоря уже об электронных кошельках.

Вроде бы мелочь, правда? Но в случае переезда в Россию я бы хотел без лишних хлопот переводить деньги своим родным. А ведь бывают случаи, когда перевод нужно осуществить срочно. Сегодня получается так, что из России в Украину деньги переводить можно, а из России в ЛДНР — нельзя.

«СП»: — 600 тысяч человек это много? Это создает нагрузку на МИД или иных чиновников?

— Не думаю. Многие обладатели российских паспортов у нас вообще не выезжают на территорию РФ (или выезжают очень редко). Другие едут работать, учиться. Они никаких привилегий не требуют, никого не нагружают. Напротив, для России это плюс. В лице жителей Донбасса она получила потенциально новых учителей, врачей, инженеров и т. д. Причем этим людям даже не надо интегрироваться в российское общество — они и так русские.

«СП»: — По словам Фадеева, вопрос защиты граждан за рубежом обсуждался на встрече президента Владимира Путина с членами СПЧ, и тот дал поручение разработать механизмы, как обеспечить социальные потребности этих граждан. Какие это могут быть механизмы?

— Давайте начнем с малого: жители ЛДНР могут претендовать на социальные выплаты в России. Было бы неплохо оптимизировать эту процедуру. В идеале — сделать так, чтобы всевозможные выплаты можно было получать без выезда на территорию РФ. Думаю, здесь нет ничего сложного.

«СП»: — Можно ли сказать, что единственное окончательное решение всех проблем — признание республик?

— Нет, проблемы все равно останутся, а некоторые даже усугубятся. Во-первых, признать ЛДНР можно только в существующих границах, то есть две трети территории Донецкой и Луганской областей останутся «за бортом».

Во-вторых, враждебная Украина никуда не денется. И даже станет еще более враждебной. Если сейчас условную пророссийскую оппозицию в лице Виктора Медведчука загоняют в подполье, то в случае денонсации Минских соглашений её просто уничтожат.

Что вообще означает признание ЛДНР со стороны России? Лукашенко вроде бы тоже признал Крым, но после этого ничего не изменилось. Боюсь, что и здесь может произойти нечто подобное. Формально признанный Донбасс по-прежнему будет подвергаться обстрелам, жить в условиях блокады и т. д.

— Было бы логично, чтобы вопрос защиты прав новых российских граждан прорабатывался бы еще до решения о массовой выдаче паспортов, — считает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.

— В ином случае мы приходим к ситуации, когда среди российских граждан появляются люди второго сорта. Жители Донбасса, а также других непризнанных регионов на постсоветском пространстве с паспортом РФ, не получают равного доступа ко всем выплатам, что и граждане «континентальной» России.

Можно говорить о том, что жители ЛДНР стали обладателями бланков российских паспортов, которые им еще предстоит активировать, чтобы стать полноценными российскими гражданами. И проблема тут не столько в признании непризнанных республик, а сколько в необходимости массовой выдачи паспортов вообще. Возможно, стоит разработать другую процедуру, с помощью которой «помечать» лояльных к России людей — например, разработать аналогичный с «картой поляка» документ.

Российская сторона массовой выдачей паспортов скорее хочет гарантировать жителям ЛДНР защиту, чтобы они чувствовали уверенность и поддержку. Также эта процедура осложняет реинтеграцию региона со стороны Украины. Выходит, что выдача паспортов — это в том числе и политический шаг Кремля. Таким шагом Москва оказывает давление на Киев, показывая, что не будет допускать вечной заморозки донбасского конфликта. И если Киев не пойдет на реализацию Минских соглашений, то Россия будет постепенно интегрировать ЛДНР, приближаясь к признанию или даже включению региона в состав РФ.

Для жителей ЛДНР выдача паспортов глобально ничего не меняет. Это полезно для тех жителей ЛДНР, которые после этого переедут в Россию и «активируют» свой российский паспорт.

Жителям ЛДНР, в первую очередь, по-прежнему необходима определенность. Либо им становиться российским регионом, пусть и недопризнанным со стороны мирового сообщества по аналогии с Крымом, либо возвращаться обратно к Украине. Оба этих сценария дадут жителям региона определенность и понимание, как им жить дальше. Самое неприятное и опасное — заморозить ЛДНР в нынешнем состоянии недогосударства. Непризнанный статус несет множество минусов — тут можно посмотреть на опыт Приднестровья.

Пока Москва не готова признавать ЛДНР или тем более включать регион в состав России, так как это обнулит Минские соглашения, чего как раз добивается Киев. Москве выгодно, чтобы Запад принудил Киев реализовать Минские соглашения, через которые Донбасс вернется к Украине и станет в рамках современной Украины регионом-российским агентом. Признание ЛДНР и включение региона в состав России — план «Б», который, скорее, продемонстрирует поражение Москвы в этом споре, а не покажет её силу и решительность.

svpressa.ru

Добавить комментарий