Партнеры Вашингтона на Ближнем Востоке не хотят с Россией ссориться
Почти через год после спецоперации, которую президент России Владимир Путин начал 24 февраля 2022 года, разрешение конфликта кажется далеким. Конфликт объединил НАТО, Запад и часть членов ООН.
Члены НАТО открыли канал поставок передовых вооружений и финансовой помощи, что позволило Киеву отбить продвижение россиян во многих секторах.
Однако позиции, занятые многими правительствами на Ближнем Востоке, оказались заметным исключением из глобального всплеска поддержки Киева. Региональные лидеры продолжают поддерживать теплые отношения с Москвой, сводя критику российской агрессии и вероятных военных преступлений к абсолютному минимуму.
Отказ региональных партнеров США сделать больше для оказания помощи Украине — помимо предоставления ограниченной гуманитарной помощи — фактически означает политическую поддержку России и угрожает обострением отношений с некоторыми ключевыми партнерами Америки в регионе, в первую очередь с Саудовской Аравией и Израилем.
Ближневосточные партнеры Соединенных Штатов имеют достаточно оснований для минимизации своего участия в конфликте на Украине и поддержания тесных связей с Россией, хотя вряд ли это смягчит недовольство со стороны США. Но это уравновешивание не может длиться вечно. Если конфликт обострится, возможно, превратившись в более прямой конфликт между Россией и НАТО, арабским государствам и Израилю может оказаться гораздо труднее оставаться в стороне, если только они не захотят рискнуть саботировать свои связи с Соединенными Штатами.
Где находятся страны Ближнего Востока
С начала конфликта мало что изменилось в позиции ключевых ближневосточных стран: большинство из них не видят никакой выгоды в том, чтобы ввязываться в то, что они считают европейской дракой, в которой у них ставок мало. Что еще более важно, они не хотят отчуждать от себя Россию, с которой многие из них поддерживают значительные дипломатические, военные и экономические связи.
Саудовская Аравия, которая поддерживает тесные партнерские отношения с Россией, в октябре 2022 года вступила в договор с Москвой по сокращению добычи нефти, несмотря на давление администрации Байдена с целью увеличения поставок. Эр-Рияд сохраняет значительные инвестиции в российскую нефтяную промышленность, включая покупку в феврале прошлого года — как раз перед началом конфликта — пакета акций ведущих российских энергетических компаний «Газпром», «Лукойл» и «Роснефть» на сумму 500 миллионов долларов.
Объединенные Арабские Эмираты, как и Саудовская Аравия, продолжают вести бизнес с Россией и рассматривают себя в качестве потенциального дипломатического посредника. Например, в ноябре в Абу-Даби состоялись секретные переговоры между Москвой и Киевом о возможном обмене пленными. Арабские государства Персидского залива в целом неохотно соглашались с западными санкциями в отношении России, причем большинство из них занимали позиции, аналогичные позициям Саудовской Аравии и ОАЭ, предпочитая вести бизнес в обычном режиме, обеспечивая безопасное убежище для российских активов и мегаяхт олигархов. При этом Кувейт, который пострадал от вторжения и попытки аннексии Ираком в 1990−91 годах, является заметным исключением
Позиция Египта аналогична позиции большинства государств Персидского залива и также оставалась в значительной степени неизменной с начала конфликта.
Растущие экономические и политические связи Каира с Москвой включают контракт на строительство Россией атомной электростанции на 25 миллиардов долларов, крупные сделки с оружием (в период с 2016 по 2020 год на долю России пришлось около 41% египетских закупок оружия), а также значительную торговлю и туризм (благодаря российским посетителям в Египте создано около 2,9 миллиона рабочих мест).
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси также поддерживает тесные отношения с президентом России Владимиром Путиным, которые до сих пор не были поколеблены. Египет, как и арабские государства Персидского залива, сдержанно критикует Россию и не желает присоединяться к введению международных санкций против Москвы.
Ближайший союзник, самое большое разочарование
Израиль во многих отношениях оказался самым большим разочарованием, когда речь заходит об усилиях США заручиться поддержкой Украины. У Украины изначально были основания надеяться на сильную поддержку Израиля: обе страны имеют, по крайней мере, номинально, демократическую форму правления, а Украина является домом для одной из крупнейших еврейских общин в мире (президент Украины Владимир Зеленский сам еврей).
Кроме того, сосед Израиля, Иран, принимает участие в баталии на стороне России, предоставляя Москве сотни боевых беспилотных летательных аппаратов, которые усилили влияние Ирана и его оружейную промышленность. Все это, а также тесные отношения Израиля с Соединенными Штатами, возможно, заставили Украину ожидать, что Израиль окажет большую поддержку.
Израиль, однако, с самого начала придерживался подхода к этому конфликту «на расстоянии вытянутой руки». Правительство не спешило выступить с решительным осуждением российской спецоперации. Тогдашний премьер-министр Израиля Нафтали Беннет, как сообщается, пытался побудить Зеленского к переговорам и принять некоторые территориальные требования России. В октябре 2022 года посольство Украины в Тель-Авиве направило письмо с официальным запросом на системы противовоздушной и противоракетной обороны израильского производства, включая «Железный луч», «Барак-8″, „Патриот“, „Железный купол“, „Пращу Давида“, перехватчик „Стрела“ и израильскую поддержку в обучении украинских операторов».
Но запрос был отклонен Израилем медленно, якобы из-за опасений, что оружие, поставляемое на Украину, может оказаться в руках Ирана. Некоторые израильские источники также предположили, что Израиль столкнулся с собственной нехваткой средств противовоздушной и противоракетной обороны, с помощью которых он мог бы защититься от нападений Ирана или «Хезболлы», что является еще одним препятствием на пути экспорта этих систем для Киева.
Однако главной причиной сдержанности Израиля является его желание оставаться в хороших отношениях с Россией, вооруженные силы которой в Сирии получили инструкции не противодействовать израильским воздушным вылетам, нацеленным на иранские активы и поставки оружия «Хезболле». Израиль опасается, что предоставление оружия Украине поставит под угрозу это соглашение. Как бывший министр обороны Израиля Бенни Ганц ясно дал понять своему украинскому коллеге в октябре, хотя Израиль предоставил гуманитарную помощь и «оборудование для спасения жизней», суть остается в том, что он «не будет предоставлять Украине системы вооружений».
От Нетаньяху не ожидается никаких изменений
Несмотря на первоначальные надежды на то, что новое израильское правительство может пересмотреть свою политику в отношении Украины, такое развитие событий представляется маловероятным.
Во-первых, его замыслы в отношении Сирии остаются прежними. Кроме того, правые сторонники нынешней позиции Израиля ссылаются на необходимость поддерживать открытые линии связи с Путиным, утверждая, что Израиль однажды может сыграть ценную посредническую роль между Западом и Россией. Более того, в то время как среди политических элит были некоторые споры о разумности отказа от более масштабной помощи Украине, не было никакой общественной поддержки более агрессивной позиции Израиля в поддержку Киева. Израильское общественное мнение сильно симпатизирует Украине и критикует действия России, но, похоже, мало кто из израильтян выступает за предоставление летальной помощи украинцам, особенно если это означает развязывание войны против Москвы.
Россия стремилась подчеркнуть потенциальные последствия, если Израиль изменит курс. В том, что было истолковано как суровое предупреждение, власти недавно пригрозили закрыть российское отделение Еврейского агентства для Израиля, которое помогает евреям эмигрировать в Израиль.
Поскольку тупиковая ситуация с поставками оружия продолжается, украинско-израильские отношения, возможно, вступают в более холодную фазу.
В конце декабря, на следующий день после приведения к присяге в качестве премьер-министра Израиля, Биньямин Нетаньяху позвонил Зеленскому, чтобы попросить его проголосовать «против» резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая потребовала бы от Международного уголовного суда вынести юридическое заключение о последствиях израильской оккупации Западного берега, включая его поселенческую политику и «меры, направленные на изменение демографического состава, характера и статуса Святого города Иерусалима».
Зеленский был уклончив, вместо этого оказывая давление на Нетаньяху, чтобы тот изменил свою политику и предоставил системы противоракетной обороны, которые Израиль ранее отказался отправлять. Нетаньяху возразил, и Зеленский, к явному разочарованию Нетаньяху, дал указание послу Украины в ООН не присутствовать на голосовании. Отношения Киева с новым израильским правительством, похоже, складываются не лучшим образом.
Израиль извлекает выгоду из ситуации с Украиной
Отказ Израиля оказать значительную военную помощь Киеву не нанес ущерба его оружейной промышленности. На самом деле бизнес процветает. Экспорт вооружений Израиля в 2022 году достигнет 11,3 миллиарда долларов, что на 30 процентов больше, чем в предыдущем году.
Региональное нежелание в контексте
Неуверенность ближайших союзников Америки не должна вызывать удивления. Ключевые арабские государства, за которыми стоит общественное мнение, в последние годы стремились установить некоторую дистанцию между собой и Соединенными Штатами в попытке продемонстрировать свою независимость, выразить отвращение к региональной политике США и апеллировать к националистическим настроениям.
Каир, Эр-Рияд, Абу-Даби и другие также стали рассматривать Вашингтон как непостоянного и ненадежного партнера, позиция, восходящая к администрации Джорджа Буша-сына по Ираку и продолжению объявленного Бараком Обамой намерения осуществить «поворот к Азии». Любовь бывшего президента Дональда Трампа к региональным автократам и его решимость защитить саудовцев от политических последствий убийства Хашогги хорошо известны, но он тоже вызвал немалое беспокойство в региональных столицах. Частые и внезапные изменения политики Трампа в отношении Сирии, Ирака и Афганистана приводили арабских партнеров в замешательство. И его колебания в отношении защиты Саудовской Аравии после нападения Ирана на нефтяные объекты в 2019 году, а также другие неоднозначные сигналы о политике Саудовской Аравии были встречены с тревогой в Эр-Рияде. Приход администрации Байдена, которая пообещала поставить права человека во главу угла внешней политики США и которая резко высказалась в адрес королевства и его наследного принца Мухаммеда бен Салмана, только усилил впечатление о непостоянстве Соединенных Штатов, стремящихся свалить вину на своих партнеров.
Автор: Чарльз Данн — Charles W. Dunne — научный сотрудник-нерезидент Арабского центра в Вашингтоне, округ Колумбия (ACW). Он был американским дипломатом в течение 24 лет, с командировками в Каире, Иерусалиме и Мадрасе (Индия). Занимал должность директора программ по Ближнему Востоку и Северной Африке в Freedom House (2011−2015). Во время своей карьеры в правительстве был советником по внешней политике директора по стратегическим планам и политике в Объединенном комтете начальников штабов Пентагона (2007−2008) и директором по Ираку в Совете национальной безопасности (2005−2007). Был главным экспертом по планированию политики по Ближнему Востоку в аппарате государственного секретаря Колина Пауэлла. Данн получил степень магистра арабских исследований в Центре современных арабских исследований Джорджтаунского университета.
Перевод Сергея Духанова.