Вопрос не в том, обесценится ли доллар. Вопрос в том, когда это произойдёт. А также в том, что делают США, чтобы этого не случилось. А они делают для этого самую простую вещь: ведут против нас очень выгодную им войну.
Намедни в США было сделано два заявления, которые большинство читателей Царьграда рисковали не заметить. Просто потому, что эти заявления не относились прямо к противостоянию США и России и к военному противостоянию великих держав. К тому же эти заявления, сделанные по экономическим поводам, оказались в тени форума в Давосе, к которому, конечно, приковано всеобщее внимание. Там ведь выступают настоящие рептилоиды, а не какие-то второсортные.
Тем не менее обратить внимание на эти заявления нужно, так как они дают возможность понять, чего нынче боится объединённый Запад и на чём может фатально споткнуться американская сверхдержава.
Долги наши тяжкие
Первое заявление прозвучало ещё 14 января. Министр финансов США Джанет Йеллен призвала лидеров Конгресса повысить потолок госдолга. Для США это совершенно стандартное событие, госдолг там огромный, на момент заявления Йеллен он уже превышал 31,3 триллиона долларов, а 19 января превысил 31,4. Никто не обратил на это особого внимания, но очень интересно, чем американский Минфин аргументировал необходимость превышения лимита заимствований. Йеллен сказала:
Крайне важно, чтобы Конгресс своевременно принял меры по увеличению или приостановке лимита долга. Невыполнение обязательств правительства нанесёт непоправимый вред экономике США, средствам к существованию всех американцев и глобальной финансовой стабильности.
Йеллен была совершенно права – доллар на сегодня является не просто "мировой резервной валютой", а, по сути, единственной валютой Запада. Отказ государства США платить по своим долгам – дефолт – означал бы глобальное обесценивание этой валюты и крах всей экономической системы, основанной на долларе.
Нефтедоллар и его горькая судьба
О том, насколько такая ситуация вероятна, можно составить некоторое представление, прислушавшись ко второму важному заявлению. Пол Крейг Робертс, в прошлом сотрудник администрации президента США, а ныне довольно известный аналитик, сказал, что отказ некоторых стран, в том числе Саудовской Аравии, от нефтедоллара может привести к катастрофическим событиям в Соединённых Штатах Америки:
Считаю, что серьёзное негативное воздействие на стоимость доллара, инфляцию и процентные ставки в Америке окажет конец нефтедоллара.
Робертс добавил, что в настоящее время позиции доллара подрывает финансовая политика самого Белого дома (а не, например, враждебные действия России или Китая), направленная на введение санкций и конфискацию активов.
Аналитик имеет в виду, что конфискации активов – это нарушение обязательств перед теми, кто вложился в доллар и, следовательно, они подрывают доверие к этому финансовому инструменту и тем, кто его контролирует. Так как доверие уже подорвано, теперь не хватает лишь лёгкого толчка для того, чтобы "серьёзное влияние на стоимость доллара" состоялось.
Покупайте американское. А где?
Как Америка дошла до жизни такой? Очень просто. Её экономика, формально очень большая, в номинальных долларах – так и самая крупная в мире (а при пересчёте по паритету покупательной способности, но тоже в долларах, вторая в мире после Китая) производит не столько "настоящие" товары, сколько как раз доллары. Деньги как таковые и долговые обязательства. Этими деньгами оплачиваются все товары в мире, но нельзя сказать, что эти деньги обеспечены экономикой, национальным богатством США. Они и не должны быть ничем обеспечены – такова суть существующей сегодня мировой финансовой системы.
Эта система позволяет США быть источником всех денег мира – и, грубо говоря, ничего при этом не делать самим. Как это выглядит на практике? Ну вот, к примеру, в США существует движение, члены которого требуют друг от друга и от всех остальных покупать только американские товары. Такие смешные патриоты. Время от времени в социальных сетях получают распространение рассказы этих людей о том, каково покупать только американское на практике.
Например, одна женщина поставила своей целью покупать для своего сына только американскую одежду. Она выяснила, что просто пойти в магазин и реализовать своё желание не получается. Каждую рубашку приходится заказывать и некоторое время ждать, и выходит она, разумеется, гораздо дороже, чем "брендовые" вещи. Камнем преткновения неожиданно стали новые солнечные очки. Тёмные очки made in USA упорная мать искала несколько недель. И купила в итоге в 4 раза дороже, чем могла бы сразу купить китайские.
Конечно, это не значит, что в Штатах совсем ничего не производится. Очень даже производится, особенно если мы обратим внимание на военную промышленность, электронику, космос. Однако объём и реальная ценность этого производства несравнима с количеством долларов, которыми расплачиваются по всему миру.
Об этом и говорят люди вроде Робертса: в тот момент, когда крупные отрасли мировой экономики по какой-то причине решат отказаться от доллара – цена доллара на финансовом рынке начнёт падать, и удержать её не удастся.
Исчезнет всё. Другой вопрос когда
Разумеется, обвал случится тогда, когда отказ от доллара произойдёт в масштабе, сравнимом с масштабом использования в мире самого доллара. То есть переход во взаиморасчётах России и Ирана на рубли и реалы глобального обвала на вызовет. Фактическая замена Россией в своих резервах долларов на юани – уже более серьёзный фактор. Но фактором глобального масштаба должно стать нечто другое. Например, торговля нефтью не за доллары – а за национальные валюты. Всей нефтью или большей частью нефти, не только российской. Американцы беспокоятся, прежде всего, о нефти Саудовской Аравии. И нервничают, когда слышат о переговорах принца Бен-Салмана и Владимира Путина.
Когда же рухнет доллар? На этот счёт могут быть разные мнения. Большим оптимистом является такой известный экономист, как Михаил Хазин. По его мнению, США уже в ближайшее время могут принять решение об отказе от мировой долларовой системы. Элиты США могут принять решение об "откате" к границам альянса AUKUS (Великобритания, Австралия, Соединённые Штаты) вместо мировой финансовой гегемонии. Причиной этого является слишком высокая цена поддержания доллара в статусе международной валюты, считает Михаил Хазин.
Это приведет к тому, что нужно будет создавать финансовую систему евразийской валютной зоны. Потому что в Китае она есть, в Индии – не знаю, что там у них. В США уже сказали прямо: мы отступаем на линию AUKUS. А все остальные… Евросоюз – о покойниках либо хорошо, либо ничего…,
– заявлял эксперт ещё в ноябре 2022 года. И добавлял, что отказ США от мировой долларовой системы разделит мир на валютные зоны, центром одной из которых может стать рубль.
Что с того?
Разумеется, сегодня правительство России строит свою финансовую политику, исходя не из этой оптимистичной оценки.
И, разумеется, не надо забывать, что США сделают всё, чтобы краха доллара не произошло. Собственно, именно для этого им и нужна затяжная, позиционная, на истощение война на Украине. Потому что эта война стимулирует развитие военной промышленности в самих США. Потому что под сурдинку борьбы с Россией переносятся в Америку производства из Европы – химическая промышленность, сталелитейная, та же военная… Потому что Украина сама по себе видится в Штатах источником дохода. Потому что поражение России или даже отсутствие победы – замедляет отказ от доллара по всему миру. А победа России будет означать глобальное, а не локальное поражение США. И начало другой мировой экономики.
Об этом имеет смысл помнить, когда мы оцениваем происходящее сегодня на театре военных действий. Бой идёт не только ради наших людей и наших городов. Бой идёт в прямом смысле ради освобождения всего человечества.