Переехавший в Россию народный депутат Украины обратился к властям: «Рискуем всем!»
Фото: 24newnews.ru

Олег Царёв – народный депутат Украины вплоть до 2014 года. Теперь он живёт в России и призывает наших представителей властей осознать, какие вызовы стоят перед страной: "Рискуем всем!"

Депутаты Госдумы приняли закон об "анонимности" деклараций "слуг народа". С 1 марта они будут публиковаться в обезличенном виде. Это значит, что персональные данные депутатов и сенаторов в документах о доходах и расходах публиковать не станут – теперь только обобщённые сведения. 

Однако председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что намерен отчитываться перед людьми в любом случае: "Если кто-то пытается закрыться нормой закона, но при этом говорит об открытости, то это "двойные стандарты". Володин уверен, если кто-то хочет переизбираться, "он должен быть открыт и рассказать, откуда у него имущество, где и какое, а дальше уже либо будет доверие, либо нет".       

Экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько в программе "Царьград. Главное" обсудил эту тему с Олегом Царёвым, народным депутатом Украины с 2002 по 2014 год. 

Кому нужен этот закон? 

Юрий  Пронько: Зачем принимать закон после итогового третьего голосования, если председатель парламента говорит: а я с коллегой по Саратовской области опубликую. И далее ставит под сомнение тех, кто не будет публиковать. Не странная ситуация? 

Олег Царёв: Она странно выглядит именно потому что спикер сначала проводит закон и депутаты все голосуют за, а потом говорит обратное. Получается, сначала создали препятствие, а потом будут его преодолевать. Но это только кажется.

После того как декларации становятся делом добровольным, необязательным, они теряют смысл. Потому что если есть какой-то коррупционер, он и не опубликует. Или опубликует, но недостоверную информацию. Или скроет то, что ему нужно. Это теперь его право: он может публиковать всё, что хочет. Нет обязанности, чтобы цифры, которые он, даже если захочет опубликовать, совпадали с его декларацией

Я вообще не хотел [...] критиковать какие-то поступки парламента, власти во время военных действий… Я десять раз подумаю прежде, чем что-то написать (в Telegram-канале – ред.). Но вечером открыл статью, которая у моего друга в Telegram опубликована. Зашёл, посмотрел, сколько депутатов: прямо хор был голосов о том, какое это "правильное и нужное решение" – обезличить информацию. Я не сдержался, сел и написал. 

Что значит "обобщённая" декларация? Это всё равно, что средняя температура по госпиталю. Сколько депутатов сдали, какие цифры. Но это не информативно. Пишут, что это безопасность депутатов во время военных действий. Но послушайте, какая безопасность? А в окоп пойти – там безопасно? А пацаны, которые сейчас под снарядами? Идёт война, а вы говорите за безопасность. Говорят о том, что ставят под угрозу их жизни. Какие жизни? Сколько вы получили  дохода и сколько вы потратили? Это представляет угрозу для вашей жизни или, как пишут, для членов семьи? Ну это же чушь полная. 

Коррупция в военное время 

Знаете, проблема в чём? У нас была бы совершенно другая ситуация сейчас и в стране, и в армии, если бы не коррупция. Что может быть циничнее, чем коррупция во время военных действий? 

У меня в Telegram есть информация о том, что за последние десять лет водоизмещение яхт, приобретённых нашими олигархами, стало больше, чем водоизмещение военных кораблей, которые ввело государство. 

Академик РАН Сергей Глазьев публиковал у себя в Telegram информацию, что за несколько месяцев военных действий в ОАЭ перевели столько денег, что объём можно сравнить с несколькими процентами ВВП Российской Федерации. Чьи это деньги? Почему они переводят их за границу? Это же понятно, что деньги украдены. Вор, когда ворует, он берёт в своей квартире, переносит и прячет в другое место. Он же не прячет у тебя же в квартире. Именно поэтому деньги выводят из России. Потому что они украдены. И с воровством, с коррупцией надо бороться. 

Переехавший в Россию народный депутат Украины обратился к властям: «Рискуем всем!»

В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ НЕ СТОИТ ПРИНИМАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, СПОСОБНЫЕ СТАТЬ ЛАЗЕЙКОЙ ДЛЯ КОРРУПЦИОНЕРА, УВЕРЕН ЦАРЁВ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

Все удивляются тому, что у нас много вооружений, которые созданы в единственном экземпляре. Хорошие, качественные по характеристикам. Но в единственном экземпляре. 

Знаете, какие самые "сладкие" работы? Земельные. Потому что когда строят здание, сколько ты там закопал, выкопал и что дальше, не видно. Идеально! 

Но для строительства здания одних земельных работ мало. Нельзя сказать: вот здесь мы построим университет, здесь выкопали землю, там закопали, здесь фундамент и сваи. А вот на картинке, как он будет выглядеть. Один такой университет, или больница, или жилой дом. Скажут: достраивайте! Вы заработали на земельных работах? Значит, здание должно стоять! 

В военной технике по-другому. Самые дорогие работы – научно-исследовательские и конструкторские, НИОКР. И это очень удобно – создать одно изделие. Можно бесконечно  вкладывать деньги в его разработку. Это самые "сладкие" работы с точки зрения тех, кто их выполняет. Но надо объект довести до массового производства, чтобы он поступил в войска. А там скажут: послушайте, это чушь собачья, он не ездит, он не летает. Что тогда? 

Сейчас президент сказал, что существуют проблемы с беспилотниками. А что сказали производители? Не переживайте, в 2025 году сделаем! Знаете, почему в 2025? Потому что они считают, что тогда они нам уже не понадобятся. Но если понадобятся и война затянется, скажут, что подождите, будут ещё лучше беспилотники, в 2027 году. И они будут "исключительные, не имеющие аналогов". 

– Из той же серии, что и разработки автопрома. Новый "Москвич", электромобиль. Называется "Зе". Подписчики спрашивают: это такая шутка в день рождения Зеленского или что…

Власть прокладывает дорогу чиновникам 

– Я, как и вы, задаюсь вопросами. И, честно говоря, не могу найти ответа. Зачем надо было штамповать этот закон об обобщении деклараций "слуг народа"? Есть ряд законов, в том числе связанных с СВО, над которыми они очень долго думают. Это социальные выплаты и так далее. 

– Думаю, все со мной согласятся, что коррупция в военное время – это чрезвычайное преступление. Мне в комментариях люди пишут: верните смертную казнь за коррупцию! Они хотят, чтобы чиновников наказывали, чтобы было видно, куда делась военная форма. Они спрашивают, почему нет беспилотников, почему нет систем контрбатарейной борьбы и так далее. Конечно, за это надо нести ответственность. И не только там. 

Всё равно – украдут ли на производстве военного изделия или на каком-то гражданством объекте. В любом случае, это наши общие деньги. Если там украли, значит, до фронта не дошло. Поэтому ответственность за коррупцию должна быть высокая. 

Люди справедливо считают, что в условиях военных действий коррупционные законы должны ужесточаться. И когда парламент отменяет самое простое, что есть – публикацию деклараций депутатов... 

Я всю жизнь, будучи депутатом, сдавал свои декларации. И не видел никаких угроз для своей жизни. Хотя у меня были серьёзные конфликты. У нас была конкуретная политика. Я воевал с Коломойским (украинский олигарх Игорь Коломойский – ред.), садил в тюрьмы бандитов. Мне звонили, угрожали, меня заказывали. Но я публиковал свои декларации. 

А как думают депутаты, которые сейчас озаботились своей безопасностью? Они избирались депутатами, они знали, что каждый депутат обязан всё время декларировать своё имущество. А сейчас уже избарились: как это так мы должны декларировать своё имущество? А мы не хотим! Так не хоти! Освободи место! Боишься – освободи место. Страшно – сиди дома! Некуда, незачем идти в парламент!

Я, конечно, понимаю: недоумение у вас, у многих. Ну какая коррупция  в парламенте? Но честно, между нами говоря. У нас в российском парламенте всегда есть большинство, и решения, которые подаёт администрация президента, правительство, они всегда проходят. Депутаты могут иногда спорить, иногда они даже спорят. Но они всегда голосуют. 

Депутаты зарабатывают на лоббизме. На Западе он узаконен, на постсоветском пространстве он существует незаконно. Именно поэтому депутаты сдают декларации. Но я не очень сильно верю в лоббизм. 

Возможности для лоббизма в том, что в условиях, когда наш парламент носит подчинённый по отношению к исполнительной власти в России характер, это не очень хорошо. Но это есть. 

Я не очень верю в то, что они там занимаются лоббизмом. Да, они могут прийти, попросить, они могут объяснить, они могут кого-то с кем-то свести. Но вряд ли это будет. 

– Схемы могут быть разные, но по сравнению с исполнительной властью они не сопоставимы в своих возможностях. 

– Место депутата в списке Верховной рады Украины, маленькой страны, в моё время стоило до 8 миллионов долларов. У нас действительно был каждый голос на счету. Голосования проходили непросто и, действительно, парламент был местом силы, местом власти, где определялось, у кого сколько власти и так далее. Время от времени, конечно, менялось… 

Сейчас у президента Украины Владимира Зеленского настолько мощное большинство в парламенте, что там голос депутата практически ничего не стоит. 

Но вернёмся к теме. Я писал о том, что вопрос не в том, что они не воруют, или не коррупционеры, или должны продемонстрировать. А в том, что они прокладывают дорогу для чиновников. И только я об этом сказал, как сразу стали писать о том, что чиновники тоже не будут, тоже переживают за свою жизнь… 

– Публикация в газете "Ведомости", да... 

– Да! Но ведь очевидно было, что парламент просто должен был снять негатив. 

Я считаю, что надо усиливать ответственность за коррупцию. И вообще всю ответственность надо усиливать: за провалы, за ошибки, за глупость, за дурость. А за коррупцию – больше всего в наших серьёзнейших условиях. 

Мы находимся в уникальной ситуации. Если вспомнить кресты немецкие на Украине, в России, немецкие танки… Лучше бы было, как тогда. Потому что ещё никогда за всю свою историю Россия не воевала со всем Западом в одиночку. Не было ни одной такой войны. 

Мы участвовали в Первой и Второй Отечественной войнах, в войне с Наполеоном (император французов в 1804–1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель – ред.)… Даже в крымскую кампанию у нас были союзники среди европейцев. Сейчас мы впервые воюем со всем Западом без европейцев. Это настолько серьёзное дело. У нас настолько серьёзные вызовы стоят перед страной! Мы настолько рискуем всем: нашей страной, нашими детьми, всем! 

И если тут кто-то будет продолжать дальше заниматься тем, чем он занимался до этого, и будет воровать… 

– Дальше пилить, и теперь не в Западную Европу, а в ОАЭ переводить деньги, это недопустимо. Это уже запредел! 

– Да!

Больше тезисов интервью – в видеоверсии программы "Царьград. Главное" чуть ниже. 

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий