Ни Россия, начиная СВО, ни США со своими санкциями не смогли детально просчитать последствия. А кто-то может?
В Штатах рассчитывали, что русские сразу, после первых же серьезных санкций «сдуются». Как бы не так, не дождутся. Прежде, пока Вашингтон не давил на Москву с помощью «экзистенциальной военной угрозы» с Украины, в Белом доме и Пентагоне имели дело только со слабыми противниками от Сайгона до Багдада, с развивающимися странами. Все они не представляли угрозы для США. Американцы могли позволить себе проиграть.
Авторитет? А что авторитет, они же воевали не в полную силу. На этот раз в необъявленной гибридной прокси-войне Америки против России — все по-другому. В Белом доме одни эмоции. Вашингтон не просто не думает, а не дружит с реальностью, и не учится на ошибках.
Ни Америка, ни Европа не готовы полномасштабно схлестнутся с Россией что на региональном, что на глобальном уровне. А такое может случиться, и тогда американцам не поздоровиться. Администрация Байдена и ее сторонники из обеих партий делают все возможное, чтобы это произошло, считает Дуглас Макгрегор, полковник в отставке, бывший советник министра обороны в администрации Трампа. Его слова нам — как бальзам на сердце. Но ведь и у нас тоже думали, что удастся быстро решить все проблемы с киевским режимом. А быстро не получилось — ни у нас, ни у них. Что дальше? И кто вообще в мире способен нормально спрогнозировать последствия такого рода шагов?
Военный эксперт Михаил Александров признался, что давно уже не читает статьи полковника Макгрегора:
— Конечно такого рода статьи нравятся нашей аудитории. Но все это не более, чем самопиар. Авторы получают популярность на международном уровне и в том числе в самих США. Опираться на их оценки я бы не советовал. Надо самим анализировать, а не ванговать. Если все будет продолжаться так, как сейчас, то окончание спецоперации может не понравится и нам тоже.
Ведь поставки западных вооружений бандеровскому режиму будут только увеличиваться. Наши успехи мизерные. С такими успехами сколько это все будет продолжаться…
«СП»: — Может, как Ливонская война при Иване Грозном, 25 лет? Судя по неторопливым сводкам, такие аналогии невольно напрашиваются.
— Тогда, в ХVI веке, боевые действия шли отдельными стычками. Потери были в общем-то незначительными. В наши дни серьезные потери неизбежны. Особенно они велики у ВСУ, но и у нас тоже определенные потери есть. И если боевые действия затянутся лет на десять, то количество наших потерь может достигнуть какой-то совершенно неприемлемой величины. Это вызовет недовольство. И недовольство не тем, что цели спецоперации неправильные, нет, наше дело правое. Недовольство тем, что командование неэффективно.
Я напомню, что заговор против царя Николая II объяснялся тем, что царь, дескать, не может управлять армией, как надо. Это было вранье, вооруженные силы Российской Империи действовали достаточно эффективно. Особенно после Брусиловского прорыва. До Москвы тогда, в отличие от Великой Отечественной, никто не отступил. Но распространили такой слух — мол, в ставке верховного главнокомандующего предатели, «у них с немцами шашни», «царица немка». Надо же было как-то объяснить не совсем впечатляющие результаты. Может случиться опять нечто подобное.
Надо брать пример со Иосифа Виссарионовича Сталина. Во-первых, он наказывал виновных — тех, кто провалил ту или иную операцию. Во-вторых, он постоянно менял командные кадры, таким образом изыскивая людей, которые могут что-то сделать. Постоянно экспериментировал с составом и формой боевых действий, со структурой вооруженных сил и тактикой, пытаясь добиться результата. А у нас все в застывшем состоянии.
«СП»: — Какие-то генералы были смещены, но об этом широко не объявляется.
— Вроде как все нормально, ни к кому никаких претензий нет. Объявляли раньше, что в сухопутных войсках 70% новой техники. Где она? Оказалось, что ее процентов десять. Сейчас правда пошло обновление, раскрутили маховик оборонной промышленности.
Нужно предпринимать более решительные меры. Возникает много вопросов: почему до сих пор не нанесены удары по Зеленскому, по системе государственного управления Украины? Почему-то не взорваны мосты через Днепр? Почему не действуют наши диверсионные группы в тылу противника, а мы слышим только про украинские в нашем тылу?
«СП»: — Насчет диверсионных групп могу предположить, что всему виной практически расформирование, сильное сокращение Главного разведывательного управления ГРУ в 90-е. В нулевые про него ничего не было слышно. Потом потихоньку стали возрождать, но традиции оказались прерваны. Причем надолго.
— Что-то восстанавливают. Хорошо, что стали восстанавливать дивизии. Но это восстановление происходило как-то спустя рукава.
И тактика ведения боевых действий у нас не самая лучшая — штурм в лоб укрепленных позиций. Опыт Великой Отечественной совершенно не учитывается. Например, удары на окружение противника, в частности Корсунь-Шевченковская операция. Там группировка противника на Донбассе (тогда немцев) была 130 тысяч. Окружили, разгромили. Наши потери составили 28 тысяч человек. Вот если бы мы подобное сделали сейчас, то потери оказались бы сопоставимы. Но мы никого не окружили и не уничтожили, а продолжаем тягостную, долгую осаду.
При этом продолжаются поставки углеводородов на Запад. Даже газ все еще поставляется через Украину. В таком расслабленном режиме действовать нельзя, если мы хотим победить.
Нужно собраться, использовать все механизмы, в том числе экономические. Чего же газ и нефть поставляем нашим врагам в Европу? Обошлись бы мы без этих доходов, в конце концов напечатали бы денег. А у нас профицит торгового баланса, 300 миллиардов. Все ради интереса каких-то структур.
Идет заигрывание в Азербайджаном, который поставляет электрогенераторы на Украину и торгует с Европой. Взяли бы да ограничили ему поставки в Европу. А мы облегчаем им жизнь. «Лукойл» имеет в Болгарии перерабатывающий завод, подконтрольный азербайджанцам. Гонят нефтепродукты на ту же Украину. Надо тут навести порядок, чтобы не возиться в незалежной много лет, дожидаясь «народного возмущения»…
Одна надежда на то, что там у них, на Западе народ не такой терпеливый, как мы. Возмутиться раньше. А вообще надежды и чаяния, что внутри вашингтонской Кольцевой дороги, что внутри московской — примерно похожи.
Там хотят, чтобы Россия потерпела внутренний крах и капитулировала перед коллективным требованием Запада о смене режима. Наши надеются, что все произойдет с точностью до наоборот. Хотя бывало в истории, что рушились обе схлестнувшиеся империи, как например Австро-Венгерская и Российская.
Пока же некоторые американцы, типа Макгрегора, считают, что в Вашингтоне недооценили социальную сплоченность России, ее скрытый военный потенциал и невосприимчивость к западным экономическим санкциям. Относительную, конечно.
В общем «опосредованная война» Вашингтона против России терпит неудачу. Уже и министр обороны США Ллойд Остин разоткровенничался по вопросу ситуации на Украине, сказав союзникам в Германии на авиабазе «Рамштайн»: «У нас есть окно возможностей — до весны». Осталось немного времени.
И Алексей Арестович, недавно уволенный советник президента Зеленского, сомневается в том, что бандеровский режим вообще способен выиграть. Он теперь задается вопросом: переживет ли страна все происходящее, останется ли? Потери — не менее 150 тыс человек убитыми, включая 35 тыс пропавших без вести. Оборона ВСУ стала хрупкой, вероятно рухнет под сокрушительной тяжестью атакующих российских войск в ближайшие несколько недель.
Потери техники у них велики. Тысячи танков и БМП, артиллерийские системы, платформы ПВО и оружие всех калибров. Одних только ракет Javelin потрачено столько, сколько не сделать за семь лет. А российские артиллерийские системы долбят по 60 тыс выстрелов в день всеми типами: ракеты, реактивные снаряды, беспилотники и боеприпасы с твердыми сердечниками. Националисты отвечают на это числом выстрелов в десять раз меньшим. Новые поставки боеприпасов конечно обогатят кого-то в Америке, но не смогут ничего кардинально изменить.
В целом разочарование быстро сменяется на Западе отчаянием. Конечно есть свои одержимые типа Майкла Рубина, ярого сторонника постоянных конфликтов Америки: на Ближнем Востоке и в Афганистане. Он теперь призывает позволить бандеровцам заиметь «собственное ядерное сдерживание». Причем, вне зависимости от того, вступит ли недострана в НАТО или нет. Предложение безрассудное, но оно отражает тревогу в вашингтонских кругах по поводу неизбежности поражения киевского режима.
В общем «крестовый похода Вашингтона» не заладился.
Вот и генерал ВВС Германии в отставке Харальд Куят, бывший председатель Военного комитета НАТО, резко критикует Берлин за то, что нынешнее руководство позволил Вашингтону втянуть Германию в конфликт с Россией. Раньше то, в течение нескольких десятилетий немецкие политические лидеры наоборот активно разоружали Германию, лишая Берлин авторитета.
Ничто не ново под луной. В 1941 году японцы атаковали военно-морскую базу США в Перл-Харборе. Все очень удивились. А причина тогда была в том, что администрация президента США Франклина Рузвельта сделала все, чтобы подтолкнуть Токио к нападению на американские войска в Тихом океане. Был принят ряд враждебных политических решений, введено нефтяное эмбарго. Самураям ничего не оставалось, кроме как вытащить свои мечи-катаны и крикнуть: «Банзай!».
Ну и Украина с ХIII века — такое место, где от всей души резвятся разные более могущественные государства: литовские, польские, шведские, австрийские. Не так уж давно, сто лет назад Польша поддерживала тогдашнюю «незалежную номер один», стремясь этим ослабить Россию, чтобы большевики не напали не нее. Но сегодня Россия вовсе не стремится к разрушению польского государства, как это намеревался сделать Лев Троцкий в 1920-м году. По крайней мере пока.