Мы постоянно слышим "Америка скажет", "Америка сделает". Кажется, что в этом мире от Америки зависит абсолютно всё – и экономически, и политически. Но так ли силён этот "мировой жандарм" или это уже уходящий?
Чтобы понять, что утверждения о "всесильности США" не очень-то соответствуют действительности, достаточно вспомнить о политических скандалах, которые в последнее время сотрясают Америку. Возьмём хотя бы странную историю с секретными документами, которые Джо Байден разбрасывал по всем углам офиса, своего дома и даже гаража.
Америка на грани гражданской войны
До того ли сейчас Америке, чтобы заниматься проблемами других стран? Об этом в программе "Мы в курсе" ведущая Елена Афонина беседовала с политологом, американистом Владимиром Можеговым.
Елена Афонина: Настолько ли сильна Америка, как её малюют?
Владимир Можегов: Конечно, желаемое – Америка всесильна – нередко принимают за действительное. Но Америка сейчас – это уходящий гегемон, который испытывает огромные трудности. Страна находится в состоянии раскола, сравнимого только с 1860 годом, после которого началась гражданская война.
С другой стороны, нельзя не понимать, что Америка очень изменилась за последние сто лет, и власть той же финансовой олигархии сейчас несравнимо сильнее той власти, которой она обладала сто лет назад.
И возможностей у неё гораздо больше, и полицейский аппарат гораздо сильнее, и военный бюджет, в десятки раз превышающий бюджет ближайших стран. Понятно, что всего этого у Америки пока ещё достаточно.
ВЛАДИМИР МОЖЕГОВ: "АМЕРИКА СЕЙЧАС – ЭТО УХОДЯЩИЙ ГЕГЕМОН, КОТОРЫЙ ИСПЫТЫВАЕТ ОГРОМНЫЕ ТРУДНОСТИ. СТРАНА НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ РАСКОЛА, СРАВНИМОГО ТОЛЬКО С 1860 ГОДОМ". ФОТО: ЦАРЬГРАД
США уверены, что весь континент – это зона только их интересов
– Мы слышим нередко, что у России сейчас нет возможности распыляться на несколько направлений. А у США есть такая возможность? К примеру, обращать внимание на свой "задний двор", как американцы брезгливо называют страны Латинской Америки? Могут ли они предпринимать определённые шаги, если ситуация там начнёт разворачиваться не в ту сторону? А ведь им надо ещё и ситуацию с Китаем и Тайванем удерживать, если понадобится – то и силой. И украинский конфликт тоже требует внимания. Хватит ли Америки на все эти направления? Откуда она берёт силы?
– Да, раздрай там серьёзный. И связан он не только с тем, что началось в 2022 году. Заметным триггером тотального противостояния, особенно в отношениях с Китаем, стал Дональд Трамп. На это сейчас уходят основные силы Вашингтона.
Если говорить о Латинской Америке, то "задний двор" – это не то, чтобы оскорбление, это проявление американского менталитета, они этим живут. Вспомните хотя бы доктрину Монро. Они живут пониманием того, что весь континент – это исключительная зона интересов Америки: "Это наш мир, наш район, которым мы владеем". Это сидит в американской подкорке.
Понятно, что все эти страны напичканы агентурой ЦРУ. И мы это видим по недавним событиям в Бразилии. За всей этой историей взятия Конгресса сторонниками Болсонару явно стоят американские спецслужбы. И я бы не говорил, что у Америки может не хватить сил на то, чтобы справиться с проблемами на своём "заднем дворе".
– А как они будут справляться с этой проблемой, если она действительно возникнет?
– Как справлялись с такими ситуациями всегда – путём организации переворотов и хаоса в той или иной стране. Мы это видим сейчас по тому, что происходит в Иране, где для раскачивания ситуации используют иранский Курдистан, иранский Азербайджан, на который имеют огромное влияние.
То же самое и в латиноамериканских странах, в которых, с одной стороны, очень сильны левые. С другой стороны, там сильны и правые. Мы видим на примере той же Бразилии, как можно раскачать страну, которая фактически сейчас поделена пополам. То же самое можно сказать и о других странах, об Аргентине, о Мексике. Такая же ситуация складывается и в Венесуэле.
Мы разрушаем "колониальный" миропорядок
– Вспоминая притчу о прутике и венике, хочется спросить: в данной ситуации одна страна может как-то противостоять давлению? Может быть, именно поддержка, этот эффект веника, который сложно переломить, может сыграть свою роль?
– Да, это вполне осуществимо, потому что левые в Латинской Америке довольно консолидированы. Причём это совсем не те левые, которые сейчас в Америке бунтуют. Это не какой-то BLM, это не "новые левые", не всё то, что пришло в 1986 году в Америку.
В Латинской Америке левые довольно консервативны, скорее, они "сталинского" плана, им близки идеи Фиделя Кастро. Эти левые – они за народ, за консолидацию, за национальный выбор, а значит – против гегемонии США. И в этом смысле у них очень сильная мотивация для консолидации.
А консолидированные левые, если у них всё получится, смогут стать очень серьёзной силой в Латинской Америке.
– В начале текущего года генсек НАТО Йенс Столтенберг обвинил Россию и Китай в разрушении существующего миропорядка. Мы сейчас именно этим занимаемся?
– Да, мы занимаемся именно этим – разрушаем англосаксонский миропорядок. Весь этот "третий мир" всегда был американской колонией и сам себя так воспринимал. А сейчас он становится постколонией, и все его национальные элиты выросли на антиколониальной борьбе.
Мы обращаемся сейчас к этому третьему миру, настроенному против англосаксонского доминирования. И это наш огромный козырь. Понятно, что сейчас начинается серьёзная поляризация и противостояние либерального англосаксонского мира с другими мирами.