Почему Россия не усиливает своё влияние на границе с США?
Путинский указ о разработке новейших российских ядерных торпед «Посейдон» наделал в натовском муравейнике шороху. Британская газета Express даже разродилась статьёй, в которой пророчится, что «полностью функционирующий „Посейдон“ окажет невероятное стратегическое влияние». Волнение британцев понятно: «Посейдон» в числе прочего вызывает цунами, которая накрывает побережье противника. А если учесть, что обнаружить эти торпеды невозможно, то нервозность враждебного России островного государства вполне понятна.
Вот только складывается впечатление, что все наши «ответы Чемберлену» в лице НАТО в целом и США в частности даются так, будто земля — плоская. И от России до США — полконтинента и океан. То есть, на запад от Москвы это действительно так. Но вот на востоке, а точнее — на северо-востоке нас разделяет всего лишь Берингов пролив. И даже не весь, а его часть между островами Ратманова и Крузенштерна (Малый Диомид), каких-то 4 километра.
И что из того, что Аляска — самый малонаселённый и удалённый от западной цивилизации штат? Пентагон к ней неровно дышит, бережёт как зеницу ока и вообще рассматривает как свой форпост. За примерами далеко ходить не надо. В конце минувшего года стало известно об усилении сухопутной группировки армии США на Аляске. Там была сформирована новая 11-я воздушно-десантная дивизия, получившая красивое название «Арктические ангелы» (Arctic Angels). Тогда же были озвучены планы разместить в этом штате две авиабазы, в том числе с новейшими F-35.
Пока же на Аляске расположены несколько военных баз, на которых размещены различные подразделения американской армии: сухопутные войска, ВВС и береговая оборона. Ко всему прочему, на Аляске базируется HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program) — программа высокочастотных активных авроральных исследований. Которой занимается непонятно чем, потому как проект — закрытый.
Так почему бы нам не нарастить арктическую группировку и не поиграть мускулами под носом янки?
— Для того чтобы впечатлить американцев, нужно на Аляску пехоту высаживать — а у нас нет такого количества солдат, чтобы еще и эту дыру затыкать, — считает военный эксперт Виктор Литовкин.
— «Посейдоны» чем хороши: их установили на субмарины, и они ждут своего часа. И цели у них — Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, то есть важнейшие для США центры, а не забытый богом и людьми маленький полупустой городишко, заметенный снегами. Что касается нашей арктической группировки, то она и так у нас усиленная.
А еще дополнительно там силы держать я, честно говоря, не вижу особого смысла. У нас там когда-то была одна дивизия, я туда приезжал. Так она все снегом была занесена в прямом смысле. Из снега торчали только стволы пушек. Дежурные офицеры ходили с ломами. В сугроб ломом потыкают: звенит — значит там все на месте. Воевать в Арктике в привычном для нас понимании практически невозможно.
«СП»: — А ракеты дальнего радиуса действия поставить?
— Во времена Хрущева и Устинова там устанавливали ракеты, чтобы американцев пугать. Но ветер их просто валил. Так что на земле ракетные комплексы размещать нельзя. А шахты прорубать в вечной мерзлоте практически невозможно. И я сильно сомневаюсь, что какое-то усиление на берегу возле этих четырёх километров пролива может кого-то напугать. Это не содержит наиболее вероятного противника. А вот «Посейдон», «Сармат» или «Сатана» сдерживают очень хорошо. Именно поэтому наш наиболее вероятный противник воюет с нами на Украине руками украинцев, а не напрямую.
Ветеран спецслужб Сергей Гончаров считает, что бряцание оружием, особенно ядерным, только еще больше накаляет обстановку. При этом ни Россия, ни Запад, не собираются развязывать глобальную войну. Тем более — ядерную.
— Если хотя бы однократно будет применено ядерное оружие, неважно какое, тактическое, не тактическое — начнётся обмен ядерными ударами до полного уничтожения всего. Это понимают и в России, и в США. И на это не готова идти ни одна из сторон. Потому что нам есть что терять. Причём Западу — в большей степени, чем нам. А США — особенно. Они привыкли жировать за океаном, понимая, что до них никто не доберётся. И они совершенно не готовы сгореть в ядерном конфликте.
«СП»: — А чем их можно испугать? Если не демонстрировать силу, они нам на шею сядут.
— Нам нужны победы на фронте. Только это может привести в чувство НАТО, и, соответственно, США. Боятся только сильного противника. Да и дружить тоже хотят только с сильными. Что сейчас делают наши «братушки» — болгары? Предают нас. Что делает Сербия? Юлит. Что делает наша ОДКБ? Да там руководители рядом друг с другом стоять не хотят. Армения воют с Азербайджаном, киргизы с таджиками. О чём вообще тут говорить? Если мы хотим, чтобы с нами считались, нам необходимо побеждать.