Полный бак для «Хаймарса»: Украина использует болгарское топливо «Лукойла»?
Фото: kemerovo.tsargrad.tv

В благородном семействе нефтяников разгорается нешуточный скандал. Россия – главный производитель топлива в Европе, Украина – один из главных потребителей. Эксперты уже давно задаются вопросом, не русское ли топливо плещется в баках украинской техники, а сейчас немецкие журналисты, кажется, слили схему. И она выглядит предельно некрасиво.

Анатомия "болгарского дизеля"

Вы наверняка уже запутались в номерах санкционных пакетов, которыми забросали Россию наши западные партнёры за последний год. Считается, что это наборы запретов, призванных нарушить нормальную деятельность государства, организаций и частных лиц России. В целом так оно и есть, но структура этих пакетов значительно сложнее: помимо ограничений там встречаются и разрешения. Так, например, подсанкционному "Лукойлу" разрешено было временно сохранить свой нефтеперерабатывающий завод в Бургасе (Болгария) при условии, что продукция будет поставляться исключительно внутри Болгарии и/или… на Украину.

Немецкое издание Die Welt выяснило, что после начала СВО Болгария, у которой нет сколько-нибудь значимых запасов нефти, стала крупнейшим экспортёром дизельного топлива на Украину. Бывший министр финансов Болгарии Асен Василев говорит, что его страна в некоторые моменты обеспечивала до 40% поставок на Украину. Это, возможно, хвастливое преувеличение, но факт остаётся фактом: болгары действительно "спасают" Украину от России, ведь практически вся военная техника работает именно на дизеле. В Киеве на запрос Die Welt радостно подтвердили, что "в критические моменты получали дизель из Болгарии".

Можно с уверенностью сказать, что без болгарских поставок спецоперация бы уже закончилась или была близка к завершению. Но ведь "болгарский дизель" – это близкий родственник пресловутых "белорусских бананов". Откуда же в реальности бралось топливо?

Об этом стали говорить вслух только в 2023 году, когда НПЗ "Лукойл Нефтохим Бургас" вроде бы перешёл под операционный контроль болгарского правительства. До этого завод контролировала российская компания, а поставки уже вовсю шли…

Бизнес есть бизнес?

Неловкая ситуация, согласитесь. Доцент Финансового университета при Правительстве России, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов вспоминает по этому поводу знаменитый роман Джозефа Хеллера "Уловка 22":

Персонаж, ответственный за снабжение американской армии, через созданную им фирму лихо продавал продовольствие и оружие фашистам. А затем взял подряд на бомбёжку американского аэродрома. При этом он искренне возмущался: а что здесь такого, бизнес есть бизнес, и не всё ли равно, кто разбомбит взлётную полосу.

Коллега Андрианова по Финуниверситету Леонид Крутаков выразился менее творчески, но не менее ясно:

Санкции – прекрасный тест для определения, кто есть кто в российской экономике. Яркая тому иллюстрация – пример с НПЗ "Лукойл Нефтохим Бургас", который из-за очередного пакета санкций ЕС лишился возможности продавать нефтепродукты в Европу, но сохранил такую возможность по отношению к Украине.

Крутаков, правда, оставляет "Лукойлу" возможность сохранить лицо: "Это можно было бы расценивать как смешную нестыковку различных бюрократических систем Европы, но смешного тут, честно говоря, мало". То есть в компании просто не понимали, куда направляется продукция с болгарского нефтеперерабатывающего завода. Генеральный директор аналитического центра "ИнфоТЭК" Рустам Танкаев в такую наивность не верит:

Возникает вопрос: кому в реальности принадлежала идея о поставках топлива на Украину – властям Болгарии или руководству нефтяной компании?

Вопрос действительно стоит ребром.

Что получается? Россия ведёт спецоперацию, наши парни гибнут в боевых действиях, а крупный бизнес полагает, что деньги не пахнут. Административные заслоны на продажи стратегического сырья врагу ставятся главным образом в форме благих пожеланий, напоминающих ещё одно прекрасное литературное произведение – басню "Кот и повар" с её сакраментальной строчкой "А Васька слушает да ест".

Свобода бизнеса заканчивается там, где начинаются вопросы жизни и смерти. Жителям юго-западных областей России очень интересно знать, на чьём топливе "Хаймарсы" выезжают на боевые позиции. И если всё подтвердится, памятными наклейками "Я не заправляюсь на "Лукойле" дело явно не ограничится.

В самом "Лукойле", разумеется, категорически опровергают факт поставок произведённого компанией топлива на Украину.

Что с того?

Нефть – продукция текучая, и однажды переправив её за рубеж, очень сложно узнать дальнейшую судьбу продукта: датчик ГЛОНАСС в каждый баррель не спрячешь. Поэтому такие инциденты будут продолжаться до тех пор, пока мы не будем уверены в каждом из наших покупателей, пока не будем включать в контракты прямой запрет на прямую или косвенную перепродажу энергоносителей в недружественные страны. А виновные в появлении русского топлива в украинских танках и самоходках должны вычисляться и караться самым быстрым и жестоким образом.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий