Каким для нас будет год наступивший? Что станет ключевым в 2023-м? По мнению Михаила Делягина, риски в этом году не имеют значения. Вопрос в том, сможет ли клопик… Заинтригованы? Мы тоже.
О том, что ждёт нас всех уже в ближайшем будущем, в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько беседовал с известным экономистом, депутатом Госдумы Михаилом Делягиным.
Модель разграбления России перестала действовать
Юрий Пронько: Праздничная атмосфера ещё чувствуется и в нашей студии, но я предлагаю поговорить сейчас не об этом, а о том, каким будет наступивший 2023 год…
Михаил Делягин: Какая праздничная атмосфера? Оливье уже все доели, шампанское закончилось, даже ёлки уже начали облетать, а телевизор уже не вызывает того энтузиазма, как лет 30 назад.
– Но в чём же главные риски 2023 года?
– Риски не важны, они уже не имеют значения в этом году, потому что у нас закончила действовать та модель разграбления России, которая была создана в 1990 году.
– Вы можете пояснить свою мысль?
– Так грабить уже нечего, вывозить некуда, легализовывать не получается. Это мы увидели со своей стороны. И с западной стороны тоже видят, что грабить у нас больше нечего. Да, госпожа Эльвира Набиуллина (председатель ЦБ – ред.), как мне кажется, из последних сил перекидывает туда последние сотни миллиардов долларов и последние сотни тонн золота вывозит на Запад. Но это именно – последние.
Так что 2023 год станет временем, когда будет решаться вопрос о самом существовании России. Или будет поставлена точка, или наша социально-экономическая политика будет нормализована и мы от воровства перейдём к развитию.
Знаете, стоит такой клопик рядом с лошадью павшей и понимает, что дальше телегу тащить ему. Сможет клопик? Или не сможет? А это ведь большой клопик – это госуправление. Ему в любом случае нужно впрягаться и тянуть самому. Иначе раздавят. Да и он сам может от натуги тоже лопнуть. В этом году, собственно, и выяснится: будет тянуть или не захочет и его раздавят – лопнет или сам превратится в лошадь. Это же эволюция.
"Мы всё украли", но пришёл Чубайс и начали грабить дальше
– А лошадь – она однозначно павшая?
– Так воровать больше нечего, по большому счёту. Ведь что такое был дефолт 1998 года? Украли, разграбили весь материальный капитал. Пришёл Гайдар и сказал: бюджет кончился. В переводе на русский это означало "Мы всё украли", в том числе и в бюджете. Воровать больше нечего.
Потом гений Анатолия Чубайса подсказал, что можно грабить не только материальный капитал, но и организационный – это РАО ЕЭС России. А можно грабить ещё и социальный капитал – это уже монетизация льгот и так далее, вплоть до оптимизации здравоохранения.
– То есть была масса вариантов?
– Нет, эти варианты потом были найдены, и это было сложно. Одно дело, украсть завод или деньги из бюджета, а совсем другое…
– А, здесь пришлось головой поработать?
– Пришлось. А люди были умные. Но ресурс исчерпался, уровень дебилизации стал зашкаливать. Да люди уже по-русски говорить и писать не в состоянии, сплошные KPI. А в этом году – совсем всё.
И народ, может быть, потерпел бы ещё немножко. Но людей послали на фронт в очень большом количестве. А там – то же самое, что и в гражданском управлении, но с некоторыми поправками на ситуацию. Но придётся решать – по-хорошему или по-плохому.
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН: "УХОДЯЩИЙ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПРАВЯЩИЙ КЛАСС, ПРИВЫКШИЙ ПИЛИТЬ, НЕ ЗАХОЧЕТ УМИРАТЬ. ДАЛЬШЕ ЕГО ПРИДЁТСЯ ЛОВИТЬ, САЖАТЬ, И, ВОЗМОЖНО, ПОСТРАДАЕТ КТО-ТО НЕВИННЫЙ". ФОТО: ЦАРЬГРАД
Берём ремень, просверливаем две новые дырочки...
– Это вы говорите с точки зрения государственного масштаба. А как будет выглядеть 2023 год с точки зрения конкретного домохозяйства в нашей стране?
– С этой точки зрения, берём ремень, просверливаем две новые дырки и делаем запасы. Потому что, даже если произойдут изменения к лучшему, то в момент перелома экономической политики и сразу после него будет всем очень тяжело.
– Это безработица, это падение доходов? Что будет причиной?
– Во-первых, это саботаж в каждой точке. Потому что уходящий либеральный правящий класс, привыкший пилить, не захочет умирать. Дальше его придётся ловить, сажать, и, возможно, пострадает кто-то невинный, так бывает.
Работал человек бухгалтером всю жизнь, начальник сбежал, и тут выяснилось, что начальник был вором, а бухгалтер, как честный человек, не сбежал, он и попался…
Этническая мафия – это страшнее, чем в 90-е
– Кстати, абсолютно реальная ситуация.
– Абсолютно. У меня куча знакомых попала в такую ситуацию.
Идём дальше. Что такое переход к развитию? Да, можно взять дешевый кредит, да, можно что-то начать производить, да, можно что-то начать продавать. Но потом приходит этническая мафия и говорит, что правоохранительные структуры могут только рапорта писать, поэтому теперь ты будешь работать на нас.
И не так, как это было в 90-е годы, намного жёстче. Потому что эти этнические мафии – они уже организовались, структурировались, получили и политические "крыши".
– И жирком обросли…
– К примеру, в МГИМО посмел какой-то преподаватель выразить недостаточно восторженное отношение к тому, что Азербайджан поставляет гуманитарную помощь украинским фашистам. Всё, он был уволен. Конечно, не в тот же день, руководство МГИМО немножечко попищало, но всё. Нельзя выступать против хозяев России.
Ещё недавно вы ходили на службу, вы ходили в корпорацию, и как-то всё было неплохо устроено. А теперь – все правила меняются, и никто не объясняет, как они меняются. Потому что объяснять будет некому.
Вылезут опять всякие Юдаевы, вылезут всякие Назаровы, вылезут всякие Мау и будут рассказывать, что дважды два – это сапоги всмятку. И многие люди им будут верить. И некоторая часть наших зрителей тоже будет верить.
А вы что-то производите, а спрос найти не пробовали? Вот вы произвели замечательную чашечку, а как её продать, когда вас никакая торговая сеть к себе не пускает? Потому что вы взятку не занесли. А взятку вы не занесли, потому что у вас денег на это нет, вы производитель.
Это будут мучительные проблемы в каждой точке. То, что это будут проблемы роста, – станет ясно через полгодика. А в эти полгодика будет очень несладко жить.
– Когда вы говорите, что придётся просверлить ещё две дырки в ремне и затянуть пояса, в чём это будет выражаться?
– Нет, необязательно затянуть, очень многим и затягивать нечего уже. Но просверлить на всякий случай придётся.
– То есть придётся перейти в режим сбережения?
– В режим сбережения страна перешла полгода назад. Самые последние, кто ещё не понял, куда мы идём, перешли в режим сбережения полгода назад. Так что просто сберегать станет нечего. А многие люди ещё и закредитованы. И пока государство сообразит сделать кредитную амнистию, не пот, а уже кровь прольется.
Каким будет 2023 год?
– Что обнадёживает вас в этом году? Есть ли такие факторы, которые говорят, что 2023-й не станет фатальным, а, скорее, приведёт к развитию?
– Как обычно, во времена всех смут, глобальный кризис работает на нас. На нас работает тот же Запад, который устроил у себя внутри этот кризис.
Смысл вот нынешнего обострения глобального кризиса – экономическая ликвидация Европы. Мы – следующая цель. Но у нас нет такого количества жира, который накопила Европа. Поэтому сейчас Европу и грабят, и дербанят со всех сторон. Мы – попутная цель, до нас пока руки не доходят.
Дальше. Один мой знакомый сказал, очень сильно сдружившись с нашими либералами, набрался от них всяких смыслов. И вот он мне говорит: "Согласись, если убрать сантименты, то с точки зрения человеческого будущего Россия должна быть уничтожена, как некий встроенный генератор ошибок.
Я, как нормальный, вполне патриотичный человек, даже не понял сразу, что встроенный генератор ошибок – это есть встроенный генератор развития. И выживание или невыживание России – это выживание или невыживание человечества. Извиняюсь за пафос.
А у человечества, как у большой системы, есть тёмный встроенный инстинкт самосохранения. Потом будет видно, как он сработает, но он обязательно будет реализовываться.
Что будет происходить внутри страны. У нас все всё понимают, даже начальники департаментов в министерствах. Некоторые министры всё понимают.
Я одного уважаемого человека довёл до того, что он мне говорит: "Слушайте, вам сказать как положено или как на самом деле?" Я говорю: "Как положено я сам спеть могу, так что вы лучше как на самом деле". Он микрофон убрал – и оказался совершенно нормальным человеком.
То есть нормализация общества проникла в слои, о которых ещё пару лет назад это невозможно было себе представить. У нас есть готовые нормальные руководители Банка России. Не один, и не два.
У нас всё готово – осталось принять правильные решения
У нас есть нормальные люди на каждую государственную позицию. Причём с отличным опытом госслужбы. Не как у меня, я никогда, так сказать, полком не командовал, в отличие от настоящего Гайдара. А люди с реальным опытом госслужбы. Которых можно вернуть и которые лет пять ещё спокойно поработают.
И, в принципе, всё готово. Осталось принять решение, что мы не сдохнем, а будем жить. Это решение принимать очень болезненно. Но не примут одни люди – примут другие. Так бывает в истории. Естественно, я верую, что всё будет строго по действующему законодательству. И приложу для этого все возможные силы. Но в истории бывает по-разному, как мы знаем.
– В том числе и в отечественной.
– Февральская революция не вполне соответствовала своду законов Российской Империи. Но тем не менее она произошла. А социальным идеалом наших руководителей, если верить советнику по цифровизации, является именно Россия Николая Второго.
– Что пожелаете в наступившем году зрителям Царьграда? Что пожелаете соотечественникам?
– Я пожелаю, чтобы наступивший год был годом, когда мы все вместе обретём не только надежду, потому что большинство из нас её потеряло, но и уверенность в том, что мы справимся. И что будущее нашей страны зависит не от дяди Васи или дяди Джона, а зависит от нас. И я думаю, что к концу года мы это увидим.