Польско-корейско-британскую самоходку бьют самыми разными способами
В конце только что ушедшего года пользователи Сети могли насладиться изображениями «крабовых палочек», изготовленных по фирменному российскому рецепту — фрагментов польской САУ AHS Krab (155 мм), трансформированной ВС РФ в наиболее безопасное для последних агрегатное состояние — металлический лом. При этом подчеркивается, что в качестве инструмента столь радикальной трансформации самоходной артиллерийской установки выступил один из российских модернизированных барражирующих боеприпасов — БПЛА «Ланцет-3», открывший в последнее время сезон охоты на поставленные Североатлантическим альянсом артустановки в целом, и «Крабы», в частности.
Напомним, что впервые о передаче этих достаточно новых САУ (первая версия AHS Krab принята на вооружение Сухопутных войск Польши в 2010 году) заговорили в конце апреля — начале мая 2022 года в связи с проблемами, возникшими у «самой сильной армии Европы» под Лисичанском. Однако тогда «братская помощь» Польши укровермахту ограничилась лишь словами и одобрительным похлопыванием по плечу.
Тем не менее спустя два месяца к этой теме вернулись, и уже к середине июля ВСУ получили от компании Huta Stalowa Wola первые САУ AHS Krab. Всего же соглашение между выпрыгивающей из штанов в стремлении доказать свою лояльность «властелину глобуса» Польшей и давно удовлетворившейся статусом американской колонии Украиной предусматривало поставку в распоряжение жовто-блакитного воинства 54 единиц артиллерийских самоходок этого типа. Правда, некоторые источники заявляют о 80 САУ, и даже более, но это в ближайшей перспективе, мягко говоря, невозможно, поскольку на вооружении Войска Польского по состоянию на 2022 год их состояло лишь 72 единицы, а возможности ВПК ближайшего друга и союзника Киева ограничиваются производством не более двух десятков САУ Krab в год.
Однако, рассмотрим, что из себя представляет польская 155-миллиметровая самоходная артиллерийская установка AHS Krab с длиной ствола в 52 калибра. Польской ее можно назвать лишь условно, поскольку основные компоненты этой САУ произведены за пределами этой страны.
Правильнее будет говорить о лицензионной сборке. Кстати, именно этот нюанс в подходе к НИОКР и последующему серийному производству обеспечил разработке не только возможность использования достаточно современных технологий, но и позволил Варшаве загрузить предприятия своего ВПК заказами.
Рассматривавшийся изначально вариант, объединяющий оригинальное польское шасси UPG-NG с произведенной компанией BAE Sistems башней и вооружением, себя, мягко говоря, не оправдал и в 2014 году с конвейера сошла новая версия, использовавшая уже шасси от корейской компании Samsung Techwin (САУ Krab K9). И несмотря на то, что эта 48-тонная платформа позиционируется как обладающая бронированным корпусом, ее возможности ограничиваются лишь противопульной и противоосколочной защитой. Семикатковая ходовая часть в сочетании со стосильным дизельным силовым агрегатом STX-MTU MT881Ka-500 и автоматической трансмиссией позволяет разгонять САУ «Краб» до 67 км/ч, а емкость топливных баков обеспечивает запас хода не менее четырехсот километров.
Основное вооружение польской САУ представлено нарезным артиллерийским орудием AS-90 калибра 155 миллиметров, произведенным по лицензии британской компании и способным поддерживать темп стрельбы на уровне шести выстрелов в минуту. Максимальная дальность поражения целей боевым расчетом AHS Krab составляет сорок километров, однако наиболее эффективной дальностью стрельбы большинство специалистов считают расстояние в тридцать километров. В состав боекомплекта включено 29 осколочно-фугасных боеприпасов повышенной дальности, оснащенных взрывателем KZ984 и 28 собранных из шести модулей TC-F пороховых зарядов.
В качестве дополнительного вооружения выступает 12,7-миллиметровый пулемет WKM-B.
О том, что самоходная артиллерийская установка AHS Krab принадлежит к категории современных артсистем, свидетельствует ее оснащение баллистической РЛС MVRS-700 SCD, системами управления огнем (TOPAZ), внутренней и внешней связи (FONET), наземной навигации и топографической привязки (FiN 3110L), предупреждения и самозащиты (Obra-3 SSP-1), а также приборами дневного и ночного наблюдения для водителя и командира.
Тем не менее, несмотря на титанические усилия Варшавы по продвижению вроде бы как своей и по всем параметрам современной САУ на международном рынке вооружений, ни одна из армий иностранных государств в списке ее эксплуатантов до 2022 года не обозначилась. И лишь после старта российской специальной военной операции САУ Krab пересекла границы Польши. Правда, назвать это действо полноценной торговой сделкой в рамках военно-технического сотрудничества язык не поворачивается, поскольку денег за свои артиллерийские системы Варшава вряд ли дождется, но это, как говорится, совсем другая история.
Ну а теперь несколько мыслей относительно появления «Крабов» на украинском театре военных действий и практического их использования артиллерийскими расчетами ВСУ. Тактико-технические и эксплуатационные характеристики этого в общем-то достаточно удачного образца позволяют позиционировать его в качестве, как минимум, высокомобильного, скорострельного и дальнобойного орудия. Применение эффективных контуров управления и современных средств ведения разведки способны обеспечить полную реализацию его боевого потенциала и создать определенную угрозу для российских подразделений. Но это, так сказать, в теории. На практике картина несколько проще и, как водится, грустнее. Для ВСУ, разумеется.
Во-первых, количественный состав поставленных польских «Крабов», а достоверно известно лишь о восемнадцати единицах, не способен оказать какого-либо влияния на общую обстановку на поле боя. Во-вторых, в настоящее время у ВСУ попросту отсутствует возможность организации полноценных разведывательных и корректирующих действий, без чего об эффективном боевом применении может мечтать лишь «эксперт» вроде Арестовича. И, в-третьих, сегодняшний уровень технической и профессиональной подготовки украинских экипажей САУ оставляет, мягко говоря, желать лучшего, поскольку отловленных по закоулкам незалежной «мобиков» готовить просто некогда, да и негде.
И если озвученные выше три проблемы при определенных обстоятельствах могут быть решены, причем их решение зависит от руководства НАТО и ВСУ, то четвертая настолько специфична, что ее следует поставить во главу угла. Это потери польских, вернее, украинских AHS Krab, преследующие укровермахт буквально с момента пересечения этими САУ украинско-польской границы. Боевые действия в районе Северодонецка, Лисичанска, Сватовско-Кременной агломерации и под Херсоном существенно сократили популяцию данного вида «ракообразных» на территории самостийной Украины.
Сеть изобилует видеоматериалами, демонстрирующими уничтожение «Крабов» различными видами российских вооружений. Их превращают в металлолом «Аллигаторы» К-52 и «Ночные охотники» Ми-28Н, без проблем достают высокоточные корректируемые боеприпасы «Краснополь», они уничтожаются в результате контрбатарейной борьбы. Однако с недавнего времени самой сильной головной болью боевых расчетов «Крабов» стали барражирующие боеприпасы «Ланцет-3». Добавьте сюда полное отсутствие запасных частей, технологий и площадей для производства ремонтно-восстановительных работ по возвращению в строй побывавших в боях САУ, и вы в полном объеме осознаете, сколь нелегка жизнь польского «Краба» на земле неньки.