Что стоит за отказом Загреба обучать у себя бойцов ВСУ?
На днях в хорватском парламенте произошло политическое землетрясение. После бурных и ожесточенных прений парламентарии вроде как вынесли окончательное решение: бойцы ВСУ не будут проходить обучение в Хорватии.
Незадолго до этого президент страны Зоран Миланович отказался рассматривать предложение Минобороны об обучении украинских солдат. По словам Милановича, это «заведет войну в Хорватию».
А вот премьер страны Андрей Пленкович занял противоположную позицию. И поддержал идею обучения украинских военных в стране. «Некоторые люди делают это ради своей задницы», — прокомментировал премьерскую инициативу Миланович. После чего обратился к нему в прямом эфире: «Ты нам постоянно вдалбливаешь откровенно моральный шантаж. А у самого нет морали вообще. Ты полностью аморален. Если так хочется — езжай на Украину и сам там воюй! Украина нам — не союзник. Нам навязать ее в союзники пытаются насильно. Стране совершенно цинично предоставили статус кандидата в Евросоюз. Таков вот значит, нынешний ЕС — сплошное унижение, ноль какой-то…».
Осталось понять, что это было. Действительно жесткая и определенная позиция властной хорватский элиты? Или какой-то заранее продуманный спектакль двух актеров и парламентской массовки, игра на публику, наблюдающую за мизансценой из-за океана? А если игра, то для кого и с какой целью? Или это был какой-то неконтролируемый выплеск эмоций, некий вопль отчаяния?
Скорее всего и то, и другое, и третье. Пошли по пунктам.
«Самая независимая страна»
Первое. Небольшая даже по европейским меркам Хорватия, разумеется, абсолютно несамостоятельный игрок ни на европейском, ни на мировом ландшафте. Про нее в Европе шутят, что «Хорватия — самая независимая страна в Европе: от ее мнения ничего не зависит». И что прикажет «старший брат» с берегов туманного Альбиона или из-за океана, то хорваты и будут делать. Правда, обставить «взятие под козырек и щелканье каблуками» надо таким образом, чтобы достоинство донельзя чувствительного хорватского обывателя не пострадало ни на йоту. «Маленький, но гордый народ» не должен осознать, что его гордостью подтерлись, как шершавым пипифаксом.
Хорватия — член НАТО. И сегодня по приказу альянса на Украине уже воюют как минимум несколько сотен (если не тысяч) хорватских наемников и «регуляров в отпуске». То есть в военную операцию на Украине хорватская армия по приказу сверху уже включена по полной программе.
Могут ли хорваты действительно обучать украинских солдат? Могут. Несмотря на то, что страна маленькая, военных баз здесь хватает. Это и танковый батальон в Чаково, мехбаты в Нашице, Вараждине и Петринье, артиллерийский дивизион в Белаваре, батальон ПВО, инженерно-саперный батальон и разведрота в Винковцах и так далее. То бишь полигоны имеются.
И технику им американцы наверняка подогнали самую современную. И сами хорватские специалисты наверняка обучены, как с ней обращаться. И платить им за обучение бойцов ВСУ американцы наверняка готовы. Так в чем же дело? Да в том, что Хорватию как потенциальный полигон для обучения украинцев никто и не рассматривал.
И рассматривать не собирался. Желающих принять у себя для обучения украинских солдат за американские деньги — очередь. И в этой очереди хорват «не стояло». Их к ней и близко не подпустят. Поэтому петушиться можно сколько угодно. Это как в анекдоте про чиновника, который гордо заявлял направо и налево: «Я взяток не беру»! «Так тебе никто и не дает», — резонно заметил его более сведущий коллега. Так и здесь. Хорваты гордо отказываются от того, чего им никто и так не предлагает.
А вот очков перед избирателями набрать такими «холостыми выстрелами в воздух» можно. Хорваты — очень традиционное общество, и от всех этих европейских ЛГБТ, гей-парадов, педофилии, «номерных» родителей и всех остальных прелестей американской и европейской цивилизаций их выворачивает наизнанку. И конфликт на Украине они считают раздутым американцами на пустом месте. И бандеровцев не любят. А также подозревают, что за это обучение им в том или ином виде обязательно «прилетит» от России. А оно им надо?
И еще есть один тонкий момент. Хорватия, как и вся Европа, пользуется и обогревается российским газом. И получает его пока по вполне приемлемой (можно сказать — почти льготной) цене. Поэтому лишний раз отвесить реверанс России (дабы сохранить цены на прежнем уровне) — необходимая часть хорватского политеса. Хорватия никогда не была другом ни России, ни Советского Союза. А вот врагом была много раз.
Местные усташи во время Великой Отечественной ожесточено дрались и с Красной армией, и с сербами. Причем по отношению к пленным сербам демонстрировали жесткость, которая приводила в замешательство даже головорезов-эсэсовцев.
И, возможно, так и не найдя варианта вразумительного ответа на вопрос, что хорватские наемники и «регуляры» делают на Украине, и премьер, и президент получили «черную газовую метку». Мол, с этого времени газ для вас, господа из Загреба, будет немножечко дороже. В разы. Вот они и заметались. И разыграли спектакль — на пару. Нет, дорогие русские друзья, мы не такие плохие. Мы украинцев к себе не пускаем. Только цену на газ оставьте, пожалуйста, прежнюю.
А может, бойцы ВСУ на самом деле уже давным-давно занимаются в хорватских лагерях. Или на крупнейшей американской базе Кэмп-Бондсил в Европе, расположенной в соседнем Косово. И хорватские инструкторы тренируют их на полную катушку. А украинские боевые пловцы проходят практику где-нибудь в Рогознице, на островах Црес, Брач, Хвар или Вела-Лука. А два первых лица страны нам всем элементарно лгут. «Лепят отводняк», как говорят циничные армейские разведчики. На Западе, как известно, наглая ложь, а также высокое мастерство передергивания, «спрыгивания», «съезжания», «соскока», «перелицевания фактов» и «перевод стрелок» — неотъемлемая часть Большого политического шоу. И хорваты здесь — не исключение. Все врут, и мы врем. Что мы, рыжие, что ли?
Не исключено, кстати, что в данный момент кто-то из пленных хорватских наемников сейчас «поет, как канарейка» в кабинетах на Лубянке. Может, кто-то из них является близким (или очень) родственником президента или кого-то из сановных особ, к нему приближенных. Страна-то маленькая, все друг другу — родня. И премьер с президентом маленькой пляжной страны уже поставлены в известность об этом соло. И решили ответить на него дуэтом, выполняя какие-то условия «принимающей стороны»…
Ну и, конечно, чисто теоретически можно предположить, что хорваты, предчувствуя неизбежный закат Европы, не хотят «присоединять себя трупу». Если Европа навернется, Хорватию просто накроет и расплющит ее обломками. Но уж больно маловероятно. Закат Европы будет долгим. Может, не одно столетие. А так далеко президенты маленьких, но гордых стран не планируют.
Так что ждем продолжения хорватского «спектакля двух актеров на выезде». Бенефис оставил больше вопросов, чем ответов. А за ширмой наверняка идет другая игра…