История отношений России с Польшей, Болгарией, Сербией, Грецией полна государственных фейков и политических недоговорок
Когда в России пошли разговоры о братских народах, неизвестно. Но уже при Екатерине II они получили широкое распространение. Наиболее братскими были объявлены славянские народы и греки.
С каждый годом эта мифология росла и крепла, благополучно перекочевав и в советскую эпоху. В 1963 году поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Венок Дуная», где в красках описал великую дружбу венгров, словаков, югославов, болгар, румын, украинцев и русских. Вот они все и сплели огромный венок, плывущий по Дунаю. Песню на эти стихи исполнял Муслим Магомаев.
Надо ли доказывать, что все эти народы, жившие на берегах Дуная, связывала не великая дружба, а вековая вражда, вылившаяся в десятки войн.
Когда возникла непримиримая рознь поляков и русских? Её принесли русским и полякам католические попы, проповедовавшие крестовые походы на восток против русских схизматиков. Вспомним, как польский писатель Генрих Сенкевич оправдывал зверства поляков в России в 1605—1618 годах. Мол, они считали себя конквистадорами в стране диких индейцев.
А что было до засилья попов в Польше? Братские отношения народов — это миф, а вот нормальные отношения князей Рюриковичей и Пястов — исторический факт. Да, они периодически воевали друг с другом, но чаще русский князь приходил в Польшу помогать зятю или куму против соперников-Пястов. Или наоборот. Благо, в Х-XIII веках были заключены многие десятки браков между Рюриковичами и Пястами. Ну, а в промежутках между походами Рюриковичи и Пясты вместе охотились, в том числе и в Беловежской пуще, и вместе пировали.
А позже католические попы спровоцировали вековую вражду двух соседних народов, которая продолжается и по сей день.
Болгар в России произвели в «братушки» ещё в конце XVIII века. В 1875 году русские газеты переполнены душераздирающими статьями о резне, которую турки устроили в Болгарии. Газеты предупреждали русских генералов: «Вступив в Болгарию, нам придется кормить не только нашу армию, но и болгарское население, умирающее с голоду».
Русские войска после больших потерь в конце 1877 года вошли в Болгарию. Федор Достоевский после прочтения русских газет возмущённо писал: «…и вот, после такого-то понятия о болгарах, об этих угнетённых, измученных, за которых мы пришли с берегов Финского залива и всех русских рек отдавать свою кровь — вдруг мы увидели прелестные болгарские домики, кругом них садики, цветы, плоды, скот, обработанную землю, родящую чуть не сторицею, и, в довершение всего, по три православных церкви на одну мечеть, — это за веру-то угнетённых!».
Солдатики вспоминали свои нищие деревни на Тамбовщине, а Достоевский издевался над солдатами, не осознающими «исторического момента».
Достоевский, как и вся Россия, не знал о многочисленных петициях болгар к турецкому султану — «Освободите нас от гнёта Фанара». А кто такой Фанар? Свирепый турецкий паша? Нет, это квартал в Константинополе, где тогда и сейчас находится резиденция Константинопольского патриарха.
Патриарх являлся правителем всех христиан в Османской империи и подчинялся только султану. Патриарх брал с болгар непомерные налоги как в пользу султана, так и в свой карман. Близкие к патриарху и проживавшие в Фанаре греческие купцы монополизировали торговлю и обирали болгар. Подобную «мафию» в Болгарии именовали «фанариотами».
Уже в конце 1857 года состоялись массовые беспорядки в Тырново, где болгары восстали против… нет, не местного паши, а митрополита грека Неофита.
Болгарский архимандрит Иосиф Сокольский послал Константинопольского патриарха к его маме. 18 декабря 1860 года римский папа Пий IX подписал акт о присоединении новой болгарской униатской церкви к Риму. Главой болгарской церкви стал Иосиф Сокольский, которого папа в 1861 году рукоположил в сан архиепископа.
В Петербурге это вызвало шок. Для борьбы с распространением униатства в Болгарии были мобилизованы русские дипломаты и попы. Однако остановить переход болгарских общин в униатство не удалось, и в 1877 году Александр II объявил войну Турции. Разумеется, у царя были и другие соображения, например, захватить Царьград и т. д.
В 1877 году Достоевский заявил: «Константинополь, рано ли, поздно ли, а должен быть наш». Подавляющее большинство населения России не знало даже, где находится оный город. Зато под этим призывом подписались бы 90% болгар и 95% греков. Другой вопрос, что под словом «наш» они подразумевали «болгарский» или «греческий».
Россия традиционно поддерживала болгар в войне с турками. Однако в 1912 году, когда наступавшие болгарские войска оказались в 37 километрах от Константинополя, Россия потребовала от болгар остановиться, а Черноморский флот был приведён в полную боевую готовность. Тогда же Николай II сделал выбор между братским болгарским и братским сербским народами в пользу сербов.
С началом Первой мировой войны Болгария заявила о нейтралитете. Однако 1 (14) октября 1915 года Николай II объявил войну братушкам болгарам из-за их конфликта с братьями сербами. В Манифесте царя Фердинанда к болгарскому народу говорилось: «Клика Распутина объявила нам войну».
После поражения Германии, Австро-Венгрии и Турции, 27 ноября 1919 года Болгарии пришлось подписать мирный договор в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Согласно ему, Болгария потеряла свыше 11 тысяч квадратных километров своей территории, то есть десятую часть предвоенной территории, и седьмую часть населения.
Королевству сербов, хорватов и словенцев отошла западная часть страны и часть Македонии.
Западная Фракия отошла Греции, и Болгария лишилась выхода в Средиземное море. Добруджа была закреплена за Румынией.
На страну наложили контрибуцию в размере 2,25 миллиардов франков золотом, которую Болгария должна была выплатить в течение 37 лет.
Численность сухопутных войск была ограничена 33 тысячами (20 тысяч — армия, 10 тысяч — жандармерия и 3 тысячи — пограничники). Запрещалось иметь авиацию и любые виды тяжёлого вооружения. Это был болгарский вариант Версальского мира.
1 августа 1938 года болгарский царь Борис расторг унизительные статьи Парижского 1919 года мира.
В 1941 году болгарские войска без боя заняли утраченные в 1919 году части Греции и Югославии, после того как эти страны капитулировали перед Германией. Там во многих районах болгары составляли большинство населения. Тем не менее, в 1941—1944 годах на занятых болгарами территория Греции и Югославии шла жесточайшая борьба между болгарской армией и партизанами. Обе стороны беспощадно уничтожали местное население в ходе этнических чисток.
10 февраля 1947 года был подписан новый Парижский мирный договор, по которому Болгария потеряла Македонию в Югославии, а ряд территорий были отданы Греции.
Понятно, что Парижский мир не помирил «братские» болгарский, сербский и греческий народы. 4 мая 1999 года Болгария предоставила НАТО своё воздушное пространство для бомбардировок Югославии, а 29 марта 2004 года Болгария вступила в НАТО.