Атаки на аэродромы в Рязанской и Саратовской областях можно посчитать неким казусом, а можно и задуматься о том, почему случившееся стало возможным. При том, что удары по местам дислокации самолётов русской дальней авиации наносились беспилотниками ещё советской сборки. О том, как ВСУ усовершенствовали это детище КБ А. Туполева, "Первому русскому" рассказал директор Музея войск противовоздушной обороны, военный эксперт Юрий Кнутов.
Царьград: Давайте начнём с новых атак дронов – на Курск и Крым. В Крыму, кстати, ПВО отработала штатно, всё сбили. Но эти атаки уже стали обыденностью. Так что же это за беспилотники, которые способны преодолевать сотни километров? Говорят, это Ту-141 "Стриж" ещё советской разработки.
Юрий Кнутов: Абсолютно правильно говорят. Они выпускались с 1979 по 1989 год. По некоторым данным, в Харькове было выпущено примерно 152 БПЛА подобного типа, и изначально они создавались как разведчики. Радиус действия – 400 километров. То есть 400 туда, 400 обратно. Вот мы и получили 800 км. Но максимальная дальность, на которую он может лететь, это 1000 километров. Мы сняли их с вооружения, а Украина оставила.
И есть подозрение, что провела при помощи американцев их модернизацию. Помните, как подобный "Стриж" залетел в Хорватию? Сейчас я уже понимаю, что шли работы по изменению системы наведения этих беспилотников. И, по-видимому, произошёл сбой в программном обеспечении, и БПЛА полетел не в сторону России, а в сторону Загреба.
– То есть получается, что это беспилотники-камикадзе?
– Что сделала Украина? Там изначально стояла аппаратура для разведки, фоторазведки, дневная, ночная и так далее. Украинцы её сняли, заменив взрывчатым веществом, по некоторым данным, массой до 120 кг. Это существенно. Хотя сам беспилотник тоже немаленький, он весит более пяти тонн и имеет скорость 1100 километров в час, а высоту полёта – от 50 метров до шести километров. И на этой высоте он может маневрировать.
Вероятно, что доработки, которые делала Украина вместе с США, привели к тому, что теперь эта система может идти по заданному маршруту, с использованием GPS, атакуя объекты именно как дрон-камикадзе. На дистанции до 1000 километров. То есть вполне может поражать цели, которые находятся на территории Москвы. Для этого его нужно запускать, например, из Сумской или Харьковской областей.
Другое дело, что противовоздушная оборона Москвы автономна, достаточно мощна и эшелонирована. Поэтому существует большая вероятность, что такие летательные аппараты будут сбиты ещё на подходе к московской зоне ПВО. Но всё же угроза существует. Потому что Запад, на словах отказываясь поставлять Киеву дальнобойные средства поражения, помогает ему модернизировать старые советские летательные аппараты, превращать их в крылатые ракеты. Причём в управляемые. А это значит, что противник теоретически может атаковать и атомную электростанцию, и химическое предприятие, и энергетическое…
Почему это стало возможным? У нас есть система противовоздушной обороны, радиолокационные станции, зенитно-ракетные комплексы. Но большая группировка наших войск находится в зоне СВО, и значительная часть РЛС и ЗРК ушли со своих стационарных позиций. Поэтому единое радиолокационное поле оказалось разорванным. Американцы увидели это со спутников, дали украинцам данные. Украинцы проложили соответствующий маршрут, обходящий РЛС и ЗРК. И вывели беспилотники на наши аэродромы, где базируются стратегическая авиация и десантники.
ЮРИЙ КНУТОВ: "ДОРАБОТКИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЛА УКРАИНА ВМЕСТЕ С США, ПРИВЕЛИ К ТОМУ, ЧТО ТЕПЕРЬ "СТРИЖ" МОЖЕТ ИДТИ ПО ЗАДАННОМУ МАРШРУТУ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ GPS, АТАКУЯ ОБЪЕКТЫ ИМЕННО КАК ДРОН-КАМИКАДЗЕ". ФОТО: ЦАРЬГРАД
– А есть ли данные о количестве этих беспилотников у ВСУ? В открытых источниках называлась цифра в 150 единиц.
– Да, но это общее число произведённых "Стрижей". Сколько их сейчас в рабочем состоянии, сказать сложно. Пока что Украина использовала около двух десятков. Можно предположить, что их у неё имеется больше сотни. И более того, украинцы будут всё время совершенствовать системы наведения и систему управления этими беспилотниками. А если они подключат достаточно серьёзное программное обеспечение и поставят какую-то современную натовскую электронику, то, конечно, такие беспилотники будут в состоянии наносить атаки с неожиданных направлений.
Другое дело, что для наших ЗРК это лёгкая цель. Ту-141 полностью металлический, то есть у него большая эффективная отражающая поверхность. Резко маневрировать он не может. В общем, это цель, удобная для поражения зенитно-ракетными комплексами. Но тем не менее угроза всё равно существует.
– Россия теоретически могла бы возобновить их производство с глубокой модернизацией? Ведь, как оказалось, в определённых ситуациях они могут быть достаточно эффективными. Может быть, они могут стать альтернативой "Гераням"?
– Нет, вы знаете, они нам не нужны. Потому что "Герани" в разы меньше. И композитные материалы делают их менее заметными для локаторов. "Стрижи" – это вчерашний день. Но мы знаем украинскую тактику – тысяча уколов. Если великану нанести тысячу ран – он истечёт кровью и погибнет. И применение Ту-141 полностью соответствует этой тактике. Так что перед нами встаёт задача по обнаружению производств, где их усовершенствуют, и наносить туда удары нашими крылатыми ракетами. У нас их достаточно, точность высокая. И эффективность на порядок выше, чем у "Стрижей".
Что же касается противовоздушной обороны – надо смотреть на ресурсы. Если есть возможность – перебрасывать дивизионы из Западной Сибири, закрывать воздушное пространство на западе страны полностью. Я помню, как 1 мая 1960 года был сбит самолёт Пауэрса, а уже в сентябре мы создали заслон из зенитно-ракетных комплексов протяжённостью 2375 километров. Сегодня такой заслон должен быть развёрнут вдоль западного рубежа. Причём с маловысотным радиолокационным полем.
Кстати, если бы аэродромы были прикрыты комплексами "Бук-М3", или "М2", или "Витязем", а не "Панцирем", можно было бы этот "Стриж" сбить на расстоянии 30 или 50 километров. Но работали наверняка "Панцири", а у них дальность порядка 15–20 километров. Поэтому обломки могли по инерции достигнуть аэродрома и причинить определённый ущерб.
– Мы вскользь упомянули "Герани". А почему они в последнее время перестали летать так же массово? С чем вы это связываете?
– Думаю, что мы просто собираем ресурсы. Кроме того, у противника появились комплексы, способные бороться с роем беспилотников. Да и у "Гераней" есть одно очень слабое место – слишком шумный двигатель, что позволяет обнаруживать такие дроны. Если бы эту проблему удалось решить – "Герань" стала бы идеальным средством для нанесения ударов противнику.