Минюст опубликовал единый реестр иностранных агентов
Фото: 9111.ru

Минюст РФ в четверг опубликовал единый реестр иностранных агентов в России, следует из информации на сайте ведомства.

В списке 493 наименования, в него вошли все объявленные ранее иноагентами физические и юридические лица.

Вступивший в силу в четверг новый закон об иноагентах предусматривает создание единого реестра (вместо существующих четырех), в котором будут содержаться сведения о них, а также будет указана информация об основаниях приобретения такого статуса.

Также создается реестр физических лиц, аффилированных с иноагентами. Аффилированным признается физическое лицо, входящее в состав органов юридического лица или общественного объединения, признанных иноагентами, а также являющееся их учредителем, членом, участником, руководителем. 

Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение

Госдума 29 июня приняла в третьем чтении проект федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", обобщающий нормы законодательства об иностранных агентах и вводящих их единый реестр

ТАСС подготовил материал о статусе иноагента в России.

История статуса иноагента

Иностранный агент - это физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно занимается политической и финансовой деятельностью в интересах иностранного государства. Законодательства многих стран налагают ограничения на деятельность иностранных агентов: СМИ, некоммерческих организаций (НКО), физических лиц.

Наиболее разработанное законодательство в этой сфере действует в США, где подобная деятельность регулируется Законом о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Документ был принят в 1938 году в ответ на пропаганду, которую вела Германия в преддверии Второй мировой войны. После множества изменений (наиболее существенные были внесены в 1966, 1995 и 2007 годах) документ стал инструментом борьбы с лоббированием иностранных политических интересов. Согласно закону FARA, лицам (юридическим и физическим, в том числе гражданам США) не запрещается представлять интересы зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц, но они обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. Эти требования распространяется на такие сферы, как политическая деятельность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор или распределение финансовых средств, представление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса.

Иностранные агенты в России

По аналогии с США в законодательство России в 2012 году было введено понятие "иностранный агент" в отношении НКО, занимающихся в РФ политической деятельностью и финансируемых из иностранных источников. Соответствующий законопроект - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" - был разработан группой депутатов во главе с Ириной Яровой (фракция "Единая Россия", впоследствии состав инициаторов неоднократно расширялся). 20 июля 2012 года федеральный закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

В документе было прописано, что российская НКО (за исключением политической партии) признается иностранным агентом, если получает денежные средства и (или) имущество от других государств, международных и зарубежных организаций, иностранных граждан, и при этом участвует в политической деятельности на территории РФ, представляя зарубежные интересы. Закон не запрещает работу таких НКО, но требует от них регистрации в специальном реестре, который ведет Министерство юстиции РФ. Также они должны предоставлять сведения о персональном составе руководства и расходовании средств, об аудиторской проверке. Минюст вправе проводить внеплановые проверки организаций со статусом иностранного агента, а также принудительно регистрировать такие НКО. В 2015 году был принят закон о порядке исключения некоммерческих организаций из реестра "иностранных агентов". Документом было установлено, что НКО может быть исключена из реестра иностранных агентов при отсутствии финансирования из зарубежных источников более года, а также если она не вела политическую деятельность в течение трех лет.

СМИ-иноагенты

Закон о СМИ-иноагентах в России был принят в 2017 году, вскоре после того, как Минюст США потребовал от RT America - филиала российской телекомпании - зарегистрироваться в качестве иностранного агента на территории Соединенных Штатов. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, принятие закона стало "зеркальной реакцией" на действия американской стороны.

29 сентября 2017 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, касавшийся изменений статьи 15.3 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В изначальном варианте он предполагал только досудебную блокировку сайтов запрещенных в РФ организаций. 26 октября законопроект был принят в первом чтении. Ко второму чтению он был значительно дополнен и получил новое название: "О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)". В нем появился раздел, касавшийся СМИ-иноагентов. 25 ноября 2017 года федеральный закон подписал президент России Владимир Путин.

Законом было установлено, что средствами массовой информации, выполняющими функции иностранных агентов, в России являются юридические лица, зарегистрированные за рубежом, или иностранные структуры без образования юридического лица, распространяющие печатные, аудиовизуальные и иные материалы, и финансируемые из иностранных источников. На СМИ-иноагентов были распространены те же требования по отчетности, что и на некоммерческие организации - иностранные агенты.

Согласно дальнейшим поправкам в законодательство, принятым 2 декабря 2019 года, СМИ-иноагенты с 1 февраля 2020 года могут распространять информацию только через учрежденные ими российские юридические лица, также выполняющие функции иностранного агента. К ним применяются требования закона, регулирующего правовой статус НКО-иноагентов. Все информационные материалы таких СМИ и их юрлиц должны сопровождаться указанием на то, что они созданы или распространяются иностранным агентом.

Статус иноагента для физических и юридических лиц

2 декабря 2019 года в законодательство РФ были внесены поправки, которые впервые определили возможность присвоения статуса иноагента физическим и юридическим лицам, если те распространяют или участвуют в создании информации СМИ-иноагентов и в той или иной форме финансируются из-за рубежа. Согласно документу, к таким иноагентам могут быть применены положения закона об НКО-иноагентах "в порядке, установленном Минюстом России".

18 ноября 2020 года группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму РФ законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", предлагающий приравнять к иностранным агентам незарегистрированные общественные объединения, занимающиеся политической деятельностью и получающие на это иностранное финансирование, а также отдельных физических лиц. 30 декабря 2020 года федеральный закон был подписан президентом Владимиром Путиным.

Согласно принятым поправкам, по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО-иноагентов для общественных объединений был установлен порядок учета. Сведения о них заносятся в соответствующий реестр. Такой же механизм признания иностранными агентами закреплен законом для физических лиц. Кроме того, документом был введен запрет на распространение в СМИ (в том числе в интернете) информации о некоммерческих организациях, незарегистрированных общественных объединениях и физических лицах, включенных в реестры иностранных агентов, а также их материалов без указания о принадлежности к иноагентам.

Реестры иноагентов

В настоящее время Минюст РФ ведет четыре реестра иностранных агентов: НКО- и СМИ-иноагентов (во второй вносятся в том числе физические лица, а также юрлица), незарегистрированных общественных объединений и отдельный список физлиц-иноагентов.

Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало 27 июня 2013 года некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" (Москва). Впоследствии многие НКО исключались из реестра иноагентов (подавляющее большинство попало в него принудительно - по итогам проверок), в том числе из-за своей ликвидации. В настоящий момент в этом списке числится 71 организация. Последняя из них - Томская региональная общественная организация по защите прав и интересов женщин "Женский голос" - была включена 27 мая 2022 года.

С декабря 2017 года Минюст по согласованию с МИД ведет реестр СМИ-иноагентов. В этом списке содержится информация о 161 СМИ (среди них "Голос Америки", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" и ее региональные службы на русском языке), юридических и физических лицах. В последний раз реестр обновлялся 20 июня 2022 года, когда в него было включено общество с ограниченной ответственностью "Первый научный".

В реестре незарегистрированных общественных объединений, по данным Минюста, числятся восемь иноагентов. Первым 18 августа 2021 года в список попало общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей "Голос" (Москва). В последний раз список был обновлен 10 июня 2022 года, когда в него внесли "Комитет против пыток" (Нижний Новгород). В связи с этим на следующий день, 11 июня, "Комитет против пыток" принял решение о самоликвидации.

С апреля 2022 года Минюст начал вести отдельный список физлиц-иноагентов. В настоящий момент в него включены восемь человек. Среди них журналисты Евгений Киселев, Матвей Ганапольский, Владимир Кара-Мурза (младший), предприниматели Михаил Ходорковский, Евгений Чичваркин, шахматист Гарри Каспаров и другие.

Ответственность за неисполнение закона

Работа иностранных агентов без включения в соответствующие реестры влечет как административное, так и уголовное наказание. Максимальное наказание для руководства НКО, СМИ и незарегистрированных общественных объединений - лишение свободы на срок до двух лет, а для физических лиц, выполняющих функции иноагента, - лишение свободы до пяти лет (ст. 330.1 УК РФ). Создание некоммерческих организаций, включая иноагентов, посягающих на личность и права российских граждан, предусматривает уголовное наказание от штрафа (до 200 тыс. рублей) до лишения свободы сроком до трех лет (ст. 239 УК РФ). Штрафы за нарушение закона о СМИ-иноагентах составляют до 5 млн рублей для юридических лиц.

Обобщение законодательства по иноагентам

25 апреля 2022 года группа депутатов (глава комитета по безопасности Василий Пискарев от Единой России, Михаил Делягин от Справедливая Россия - Патриоты - За правду, Андрей Луговой от ЛДПР и другие) и сенаторов внесла в Госдуму РФ законопроект "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". По словам депутата Василия Пискарева, который возглавляет в Госдуме комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, внесенный законопроект обобщает, конкретизирует и актуализирует разрозненные нормы существующего законодательства в этой сфере. В пояснительной записке к документу подчеркивается, что действующее законодательство содержит разрозненные положения об иноагентах, закрепленные в различных федеральных законах: "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (так называемый "Закон Димы Яковлева"), "О средствах массовой информации".

7 июня 2022 года Госдума РФ приняла законопроект в первом чтении, 28 июня - во втором чтении (с учетом внесенных поправок).

Документом устанавливается, что иностранным агентом считается лицо, которое получило поддержку или находится под иностранным влиянием в иных формах и осуществляет политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы.

Законопроект предусматривает, что иноагентами могут быть признаны российские или иностранные юридические лица, общественные объединения, действующие без образования юридического лица, иностранные структуры без образования юридического лица, а также физические лица независимо от наличия или отсутствия у них гражданства. При этом органы публичной власти РФ, политические партии, госкорпорации и религиозные объединения не могут быть признаны иноагентами. Также иноагентами не могут быть признаны объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Документ уточняет перечень иностранных источников. К ним относятся иностранные государства и их органы публичной власти, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные источники без образования юридического лица. Граждане и юридические лица РФ, которые получают денежные средства от таких лиц и их уполномоченных или выступают посредниками при получении материальной помощи, также могут считаться иностранными источниками.

Законом предусматривается создание единого реестра иностранных агентов вместо действующих четырех, а также отдельного реестра физических лиц, аффилированных с иноагентами

ТАСС

Добавить комментарий