В Варшаве проговорились о готовности к столкновению с российской армией на Украине
Президент Польши Анджей Дуда не хочет войны с Россией. Об этом, комментируя инцидент с падением ракеты, он заявил в разговоре с российскими пранкерами Вованом и Лексусом, которые позвонили ему от имени французского президента Эммануэля Макрона.
«Поверьте мне, я очень осторожен. Я не обвиняю русских, это война. Я думаю, что обе стороны будут обвинять друг друга в этой войне. Думаете, мне война с Россией нужна? Нет, я этого не хочу. Я не хочу войны с Россией, и я крайне осторожен, поверьте, крайне осторожен», — сказал он.
Польский лидер подчеркнул, что именно из-за этого не говорил о пятой статье устава НАТО о коллективной самообороне, а инициировал только действие четвертой статьи основного договора, которая предусматривает проведение консультаций при угрозе для одного из членов альянса.
Дуда также сообщил, что страна не собирается применять пятую статью устава НАТО о совместных действиях в случае нападения на члена Североатлантического альянса, даже если бы ракету выпустили российские военные.
Дуда отметил, при этом, что президент Украины Владимир Зеленский обвиняет в произошедшем Россию.
«Он говорит, они полностью уверены, что это была российская ракета, запущенная русскими. И он сказал, что запуском украинской ракеты это быть не может. Он сказал, что у них есть доказательства», — уточнил Дуда, добавив, что президент США Джо Байден обещал ему направить экспертов для участия в расследовании.
Кроме того, он рассказал, что больше опасается ядерной катастрофы на украинской АЭС, чем «грязной бомбы».
Что-то Дуда как-то неуверенно заговорил, раньше они смелее были. То есть воевать с Россией уже не хотят? На НАТО не надеются? Понимают, что альянс не поможет?
Тем не менее, это не мешает им поставлять оружие Украине и отправлять наемников. Варшава по числу наемников на Украине в лидерах.
— При всех ярых русофобских высказываниях и антироссийской политике, Польша никогда не хотела прямого военного столкновения с Россией, — не сомневается председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Лариса Шеслер.
— Подставить территорию своей страны под удары российских ракет — явно страшный сон любого польского правительства. Откровения Дуды пранкерам только еще раз это доказывают.
«СП»: — Как тогда объяснить, что в первые минуты после инцидента польские власти хором обвиняли Россию?
— Никаких официальных обвинений России в ракетном обстреле со стороны Польши не звучало с самого начала инцидента.
Совершенно очевидно, что привычная антироссийская риторика из некоторых СМИ была сразу заглушена осторожными заявлениями о необходимости расследовать истинные причины и направление, откуда прилетела ракета.
Дуда точно также боится войны, как и любой европейский политик.
Дуда отлично понимает, что пятая статья устава НАТО подразумевает реакцию всех стран НАТО, и знает, что ни одна европейская страна не рискнет втянуться в непосредственный военный конфликт с Россией. Мы видим, что НАТО, как мантру, повторяет тезис о том, что не является стороной конфликта, при этом поставляя Украине огромное количество вооружения и обеспечивая Украину разведывательной информацией.
Битва на территории Украины, руками украинской армии и с разрушением исключительно украинских городов — эта ситуация устраивает НАТО и США.
«СП»: — А Зеленского, кажется, не очень?
— Совершенно очевидно, что Зеленский хотел бы масштабного участия войск НАТО в военном конфликте на Украине. Но это желание Зеленского входит в неразрешимое противоречие с планами НАТО вести сражение с Россией исключительно на украинской территории.
В этой связи совершенно логично выглядит отстранение украинской стороны от расследования инцидента с ракетой в Польше, мало ли что могут ляпнуть украинские «эксперты».
«СП»: — Польша никак не собирается воевать с Россией? То есть все предположения о том, что ее войска могут зайти на украинскую территорию и столкнуться там с нашими, не более, чем предположение? Но ведь наемники польские уже воюют.
— Если войска Польши и зайдут на украинскую территорию, они не будут носить польскую форму и явно представлять подразделения армии Польши. Это будет выглядеть, как подразделения иностранных добровольцев в составе ВСУ, как, впрочем, происходит в течение всех месяцев СВО.
Никаких прямых столкновений польской армии с российской не допустит ни руководство Польши, ни руководство НАТО.
По мнению директора по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, в руководстве Польше учитывают, что заявление со ссылкой на 5 статью Североатлантического договора (про вооруженное нападение на одного из участников альянса) вызвало бы негативную реакцию со стороны остальных государств НАТО (включая США), которые не хотели бы ни прямого военного участия в российско-украинском конфликте, ни «потери лица» в случае публичного отказа поддержать союзника по блоку.
«СП»: — Когда Дуда говорит о том, что не хочет воевать с Россией, он имеет в виду полноценную войну. А ничего, что Польша уже дерется с Россией на Украине, поставляя оружие, наемников? Или это не в счет?
— Очевидно, что нынешние формы поддержки Украины со стороны Польши несут для последней куда меньше рисков, чем прямое вмешательство в конфликт. Здесь можно вспомнить, что, по данным опроса, проведенного в Польше специалистами United Surveys 21 января 2022 года, то есть, примерно за месяц до начала военной спецоперации, 42,4% респондентов считали, что в случае российско-украинского конфликта Варшава должна оказать дипломатическую помощь Киеву, 41% поддержали поставки оружия для ВСУ, 39% экономическую помощь и только 15% - ввод польских войск на Украину.
«СП»: — Где для Польши «красная черта», за которую она в любом случае не пойдет?
— Безусловно, «красная черта» — прямое военное вмешательство в конфликт России и Украины, на которое Варшава явно идти не собирается. Это соотносится и с данными соцопросов, фиксировавших общественные настроения в Польше.
Ввод войск в те или иные регионы Украины Польше сейчас просто ни к чему. Вопреки популярным слухам, крайне маловероятно, что она в ближайшем будущем пойдет на такой шаг.