Запад готовится к изъятию золотовалютных резервов в пользу Украины. Однако России есть чем ответить. Главное – сохранять прагматичный подход и руководствоваться интересами развития нашей страны. При грамотной работе правительства ситуация может развернуться в нашу пользу.
Отток капитала является хронической проблемой русской экономики. За прошедшие десятилетия из страны было выведено более 1 трлн долларов, которые уже не вернутся обратно.
Либералы, начиная ещё с Егора Гайдара и заканчивая Эльвирой Набиуллиной, объясняли нам, что отток капитала – это нормально. Якобы это говорит о том, что экономика зарабатывает больше, чем ей нужно, а "лишние" деньги просто отправляются на хранение в иные страны.
Я особо не буду разбирать данный аргумент, его абсурдность понятна и без того. Замечу лишь то, что если представители финансово-экономических ведомств не знают, куда деть "лишние" (по их мнению) деньги, это говорит либо об их профессиональных навыках, либо об откровенном вредительстве.
Иностранный капитал заморожен
С начала специальной военной операции на Украине в России были введены валютные ограничения. В том числе на вывод капитала нерезидентами. Позже ограничения несколько ослабили, однако представители недружественных государств так и не могут отправлять деньги в свои юрисдикции. А абсолютное большинство нерезидентов, присутствующих в русской экономике, как раз аффилированы с недружественными странами.
Например, на фондовом рынке им до сих пор принадлежит 74% акций, находящихся в свободном обращении. Другое дело, что сделать с ними они ничего не могут. Не могут ни продать, ни получить дивиденды.
Согласно русскому законодательству, деньги нерезидентов от принадлежащих им долей в компаниях накапливаются на счетах "типа С". Фактически средства являются замороженными и могут быть направлены в зарубежную юрисдикцию только по специальному разрешению правительственной подкомиссии по иностранным инвестициям, которая контролируется Минфином.
Предположу, что Минфин выдаёт соответствующие разрешения для резидентов дружественных государств. К примеру, в проекте "Ямал СПГ" 20% принадлежит китайской CNPC и ещё 9,9% – Фонду шёлкового пути. Конечно, нет никакого смысла удерживать вознаграждение компаний из страны, которая занимает по отношению к России абсолютно устраивающую нас позицию и не поддерживает западные санкции. Или же в проекте "Сахалин-1" 20% принадлежит индийской ONGC.
Понятно, что препятствий для получения дивидендов быть не должно. Индия забрала значительную долю объёма экспорта нашей нефти, следовавшую ранее в Европу. Понятно, что Индии это выгодно, понятно, что условия сотрудничества являются комфортными. Но и Германии выгодно закупать наши энергоресурсы, однако Берлин, в отличие от Нью-Дели, является американской марионеткой. Кого "наказывать" – вариант очевидный.
К настоящему моменту на счетах "типа С" накопилось 280 млрд рублей "недружественных" нерезидентов. Сумма пока что небольшая, однако следует учесть тот факт, что и дивидендные выплаты в этом году были весьма скудные в силу объективных обстоятельств. Уже со следующего года их объём существенным образом вырастет. Следовательно, вырастет и сумма на этих счетах. В обозримой перспективе она составит триллионы рублей.
Неочевидные проблемы
Устраивает ли нас такая ситуация? Да, с одной стороны, деньги заблокированы. Ответные меры применены. Но, помимо политической составляющей, необходимо рассмотреть и экономическую.
Замораживая сотни миллиардов, а в перспективе – триллионы рублей, мы фактически изымаем их из оборота. Они перестают генерировать экономический эффект. Говоря простыми словами, в реальности денег становится меньше. То есть с экономической точки зрения заморозка средств нерезидентов из недружественных государств является для нас даже в определённой степени вредной.
Следовательно, необходимо их пустить в оборот. Самый простой и примитивный способ – просто изъять. Однако здесь имеется геополитический фактор.
Напомню, что наши ЗВР на Западе пока ещё не изъяты, а заморожены. Да, желание изъять деньги и передать их в пользу Украины имеется, однако для начала Запад должен решить правовую коллизию. На это необходимо как минимум время. Пока что мы не видели начала законодательной работы. Только громогласные заявления.
Впрочем, с высокой долей вероятности подобная работа начнётся, как минимум в Европе. Всё же США, которые имеют гигантскую пирамиду госдолга, вряд ли решатся на подобный прецедент, поскольку он может спровоцировать выход из трежерис того же Китая, который владеет американскими гособлигациями примерно на 1 трлн долларов.
Здесь же России необходимо поступать прагматично. Чем дольше Европа будет тормозить с передачей наших денег Украине, тем меньше их окажется в реальном выражении.
На 1 января 2022 года в евро у нас было номинировано 33,39% резервов от общего объёма в 630,6 млрд долларов. То есть 210,55 млрд долларов, или же, по тому курсу, примерно 185 млрд евро. С тех пор за три квартала накопленная инфляция в Еврозоне составила 7,9%. Таким образом, 14,6 млрд евро уже "сгорело". По октябрю окончательные данные пока что не вышли, но, по предварительным данным, это плюс 1,5%. Итого ещё плюс практически 3 млрд евро. Согласитесь, деньги весьма неплохие. Самое главное – инфляция в Еврозоне и не думает замедляться. Её значения будут высокими на протяжении долгого времени.
Но вот если Россия просто изымет средства нерезидентов со счётов "типа С", то это создаст прецедент, который во-первых, даст юридические основания на изъятие наших ЗВР, во-вторых, ускорит процесс. Следовательно, изъятие в пользу государства нецелесообразно.
Что с того?
Однако есть другой, даже более эффективный инструмент. Он называется "доверительное управление". Согласно ему, деньги по-прежнему принадлежат нерезидентам, однако государство их "временно" использует в своих целях. Вариантов огромное количество, начиная от покупки облигаций федерального займа, заканчивая целевым финансированием конкретных проектов развития. Например, на 15–20 лет под процент, соответствующий инфляции, и не более. Таким образом, даже с экономической точки зрения подобное доверительное управление будет выгодно нерезидентам, так как позволит защитить их финансовые ресурсы от обесценивания.
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере. В настоящий момент Минфин под руководством Силуанова проводит абсолютно безрассудную политику по размещению ОФЗ. На аукционе 16 ноября был размещён рекордный объём в размере 750 млрд рублей, однако выручка составила всего лишь 722,7 млрд. То есть более 27 млрд было попросту потеряно из-за того, что ведомство Силуанова решило предоставить участникам аукциона хороший дисконт.
Видимо, по-другому покупать бумаги они не хотели. Можно ли было этого хотя бы частично избежать, да ещё и предоставить купонный доход на уровне, соответствующем инфляции? Разумеется, да. Для этого как раз было бы целесообразно задействовать деньги, скапливающиеся на счетах "типа С".
Впрочем, как только объём средств достигнет неприличных объёмов в размере триллионов рублей, то в правительстве обязательно обратят на них внимание. Всё же министерствам и ведомствам необходимо решать свои задачи. А решить их без длинных и дешёвых денег, в которых Центробанк упорно отказывает, невозможно.