Восстановление аккаунта Трампа и возвращение в РФ: мир гадает, удастся ли миллиардеру Маску создать «остров свободы слова» в интернете
Западное информационное общество продолжает штормить после того, как 27 октября миллиардер Илон Маск все-таки закрыл сделку по покупке одной из самых популярных соцсетей мире — Twitter*. С тех пор миллиардер выдает одну шокирующую новость за другой — то увольняет предыдущих топ-менеджеров, то решает брать по 8 долларов за верификацию знаменитой «голубой галочки», то передумывает, то говорит, что не исключает банкротства платформы.
Можно смело сказать, что каждый день в топах найдутся заголовки, связанные с Маском и Twitter, вплоть до того, что ведущие СМИ составляют «таймлайны» того, что происходит с соцсетью. И, конечно, задаются вопросом, чего ждать от нее теперь, с приходом нового владельца — постепенного упадка, трансформации в корпоративный рупор или, напротив, превращения в маленький островок свободы слова в нынешнем жестко разделенном на лагери информационном сообществе.
Эволюция или революция
В России Twitter никогда не занимал лидирующее место ни среди пользователей, ни среди общественных деятелей и ньюсмейкеров — первые предпочитали «ВКонтакте», вторые плотно засели в Facebook**, а самые прогрессивные перебрались в Telegram. А уж после того, как в марте 2022 года Роскомнадзор заблокировал его на территории РФ за нарушение «ключевых принципов свободного распространения информации и беспрепятственного доступа российских пользователей к российским СМИ на иностранных интернет-платформах», его популярность снизилась еще заметней.
Да и если говорить о мировых масштабах, Twitter в мае занимал только десятое место по числу пользователей (217 миллионов в месяц) после Facebook, YouTube, Instagram, TikTok и других платформ. Но если выделить Запад, вряд ли можно найти более влиятельную площадку, чем Twitter. Все политические и общественные баталии последних лет проходили именно там. Именно в Twitter западное либеральное сообщество сплотилось против экс-президента Дональда Трампа, там «отменяют» Джоан Роулинг за недостаточную толерантность к транс-сообществу, там политики оставляют друг другу едкие «твиты», которые лайкают миллионы их сторонников.
По сути, Twitter уже давно превратился в политическое оружие массового поражения. И не только политическое — один «твит» вполне может как поднять чьи-то акции, так и обрушить их, чем благополучно занимался тот же Маск, привести к скачкам курса криптовалют или даже вызвать панику на бирже и полную остановку торгов. Достаточно вспомнить, что еще одно название «арабской весны» — «твиттер-революция», а если заглянуть на вики-страничку этого определения, окажется, что к ним относят различные волнения от массовых беспорядков в Кишиневе и акций протеста в Иране в 2009 до Евромайдана. Заметьте, не Facebook-революция и не Instagram-революция, а именно Twitter.
Но, как говорится в комиксах о Человеке-пауке, большая сила — это большая ответственность, и чем больше Twitter влиял на общественное мнение, тем чаще раздавались обвинения в политической ангажированности и предвзятости против людей, которые не разделяют актуальную повестку западного истеблишмента. Кульминацией политики, направленной против консерваторов, можно назвать окончательный и бесповоротный «бан» все того же Дональда Трампа, аккаунт которого навсегда заблокировали «из-за риска дальнейшего подстрекательства к насилию» после беспорядков и штурма Капитолия, который устроили в январе 2021 года сторонники республиканцев, недовольные результатами президентских выборов.
Илон Маск неоднократно критиковал руководство Twitter за цензуру. Он даже проводил опрос среди своих подписчиков на платформе со следующим вопросом: «Свобода слова необходима для функционирующей демократии. Считаете ли вы, что Twitter строго придерживается этого принципа?» 70,4% пользователей ответили отрицательно. Когда в марте этого года Маск приобрел 9,2% акций компании, он пообещал, что будет выступать за то, чтобы сделать площадку более прозрачной.
«Очень важно, чтобы у людей была реальность и представление о том, что они могут свободно говорить в рамках закона», — заявил он. Судя по всему, далеко не все члены правления разделяли такую позицию, если учесть, как долго тянулась эпопея с покупкой Twitter Маском. Но теперь она завершилась, и начинается самое интересное — мир узнает, станет ли миллиардер в реальности воплощать ту политику, о которой он говорил, и в чем, по его мнению, заключается свобода слова. Западные либеральные СМИ предсказуемо дают апокалиптичные прогнозы будущего соцсети. Вот только некоторые заголовки: «Как планы Маска в отношении Twitter могут угрожать свободе слова» (Los Angeles Times), «Почему представление Маска о свободе слова поможет разрушить Америку» (The New Republic), «Свобода слова» Илона Маска в Twitter грозит оттолкнуть рекламодателей и пользователей" (Bloomberg).
Противоречивые заявления бизнесмена пока ясности в будущее платформы не вносят. Вот только краткая хронология того, что успел сделать и рассказать Маск всего за две недели. 28 октября он написал своей первый «твит» — «Птичка на свободе» — и уволил ряд ключевых фигур в управлении компании, 30-го распустил совет директоров, 1 ноября предложил взимать 8 долларов в месяц за верификацию аккаунтов, 4 ноября сообщил о значительном падении доходов компании, 9-го — сказал, что не планирует останавливаться в эволюции Twitter, 10-го предупредил о риске банкротства, 12-го отказался от платных «галочек» из-за волны поддельных аккаунтов, а 13-го сказал, что все-таки введет их, но позже.
Но, кажется, пока ни критика, ни все эти противоречия Маска не смущают. Он обещает, что трансформация платформы продолжится. «Скорость эволюции Twitter будет огромной по сравнению с тем, что было в прошлом. В конце концов, я техник, и я могу заставить технологии двигаться очень быстро. Вы еще увидите, что случится с Twitter», — сказал он.
Несмотря на некоторые громкие заявления последних месяцев, Илон Маск — не политик, а бизнесмен, причем, как он сам себя позиционирует, бизнесмен смелый, не боящийся рисковать, настоящий визионер. Но и доход, как легко судить по состоянию владельцы Tesla, играет для него не последнюю роль. С одной стороны, он может испугаться потерять рекламодателей и аудиторию, если эта «эволюция» будет слишком резкой, но с другой, человек, который обещает запустить первую миссию на Марс, может и рискнуть немного, чтобы создать свое видение свободной площадки. Показателен его ответ писателю Стивену Кингу, который написал, что раньше Twitter ему нравился больше: «Мне нравится, когда люди критикуют Twitter… в Twitter».
Свобода слова для всех?
Пожалуй, одним из ответов на вопрос о том, что же ждет Twitter, станет судьба все того же злополучного аккаунта Дональда Трампа — будет ли владелец Tesla и SpaceX восстанавливать экс-президента в правах или свобода слова все же распространяется не для всех. Трамп сменой владельца Twitter остался доволен, хотя и утверждает, что на платформу все равно не вернется, даже если его восстановят в правах. «Я очень рад, что Twitter теперь в здравых руках и больше не будет управляться радикальными левыми безумцами и маньяками, которые ненавидят нашу страну», — написал он на собственной платформе Truth Social, которой успех Twitter пока повторить не удалось.
Но сам Илон Маск однозначного ответа на вопрос об аккаунте Трампа пока не дает. Еще 28 он заявил, что будет сформирован некий «совет по модерации контента», в котором будут представлены разные точки зрения. И никакие важные решения по поводу удаления или, внимание, восстановления аккаунтов без решения этого совета приниматься не будут. 2 ноября он написал, что «все те, чьи [аккаунты] были приостановлены по незначительным или сомнительным причинам, будут освобождены из тюрьмы Twitter». И хотя фамилия Трампа тут не прозвучала, всем понятно, что это самый известный удаленный аккаунт.
Однако еще через несколько дней Маск сказал, что для создания совета потребуется не менее трех месяцев. То есть как минимум до этого срока Трамп в Twitter не вернется. В еще одном твите Маск подчеркнул, что все те, кто нарушал правила Twitter, не вернутся до тех пор, пока у платформы не появится «прозрачный механизм» по восстановлению аккаунтов. Сейчас он обсуждает с «лидерами гражданского общества», как соцсеть должна бороться с расизмом, харассментом и внедрять беспристрастную электоральную политику.
В любом случае, Маск не стал делать того, чего боялись многие демократы — восстанавливать аккаунт экс-президента до выборов в Конгресс, которые состоялись 8 ноября. Но это не значит, что он не сделает этого в будущем, когда появится прозрачный и четкий механизм удаления и восстановления аккаунтов, который не будет диктоваться «хотелками» руководителей платформы, которые решили заблокировать Трампа, хотя никакой суд не установил его причастность к беспорядкам в Вашингтоне.
Еще один, возможно, даже более острый вопрос — судьба Twitter в России. Как уже было сказано, соцсеть заблокировали в России за «нарушение принципов свободного распространения информации», а также «в связи с распространением площадкой недостоверной общественно значимой информации по тематике специальной военной операции на Украине». В Роскомнадзоре тогда напомнили, что с 10 марта 2021 года ведомство замедляло работу Twitter на мобильных и стационарных устройствах на территории РФ за неудаление информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
17 мая 2021 года после удаления службами модерации Twitter свыше 91% запрещенной информации были сняты ограничения доступа в фиксированных сетях с сохранением замедления трафика Twitter на мобильных устройствах. Понятно, что после февраля запрещенной информации в соцсети стало больше. Будет ли Маск подчиняться требованиям Роскомнадзора и удалять определенные страницы — большой вопрос, вряд ли это соответствует его пониманию свободы слова, хотя сказать наверняка сложно.
В случае с Россией остается еще вопрос о так называемом «приземлении» IT-компаний. Вообще-то в январе Twitter начал исполнять требования закона о «приземлении» иностранных IT-гигантов в России, зарегистрировав личный кабинет на сайте Роскомнадзора. При этом, согласно информации с сайта РКН, американская компания пока не выполнила два других требования: о создании формы для обратной связи и об открытии представительства в России. Будет ли Twitter Маска приземляться в России, тоже пока неизвестно, хотя это требование вовсе не является чем-то экстраординарным и его предъявляет не одна только Россия.
Например, Федеральное ведомство юстиции ФРГ в октябре оштрафовало Telegram на €5,1 млн (изначально речь и вовсе шла о штрафе в 55 млн.) за предполагаемые нарушения в 2021 и 2022 закона об улучшении правоприменения в социальных сетях (NetzDG). Ему вменяются в вину нарушения против обязанности предоставить законные пути оповещения о противозаконном содержании, а также против обязанности назначить уполномоченного внутри страны, то есть именно того, чего требует и российский закон о «приземлении».
Да и вообще, сложно представить, что в современных условиях власти уважающей себя страны будут мириться с тем, что личные данные пользователей и вся информация находится на серверах, расположенных непонятно где, и повлиять на эти соцсети никак невозможно, что бы они ни публиковали.
Сам Маск темы России не избегает, комментирует и ситуацию на Украине, а не так давно даже прокомментировал твит замглавы Совбеза Дмитрия Медведева об отставке Лиз Трасс с поста премьера Великобритании, похвалив за его чувство юмора. Но рискнет ли он вернуться в Россию, да и примут ли его тут — покажет только время. Одно можно сказать наверняка Илон Маск в очередной раз всколыхнул застоявшееся информационное сообщество. Сложно представить, что ему действительно удастся создать «остров свободы слова в сети», но ведь и в SpaceX не так давно мало кто верил, а теперь Crew Dragon летают и возвращаются на Землю. В любом случае, можно точно сказать, что скучно в Twitter не будет.
* Заблокирован на территории России
** Компания Meta Platforms, владеющая в том числе Facebook, признана в России экстремистской организацией и запрещена