Киев давит на Евросоюз — деньги давайте
ЕС все с большим трудом выделяет Киеву новые миллиарды, но полностью отказаться от поддержки не готов
Евросоюз не сможет выделить Украине три миллиарда евро из обещанных в этом году девяти миллиардов, сообщил первый заместитель главы Еврокомиссии Валдис Домбровскис.
«Что касается 3 млрд евро, то мы действительно провели широкую дискуссию об этой сумме, оставшейся от 9 млрд евро, о которых объявили в мае. К сожалению, оказалось невозможно решить, как продвинуться вперед в нынешнем году», — передает слова Домбровскиса ТАСС.
До конца этого месяца Киев должен будет получить платеж в 2,5 миллиарда евро из общей суммы и еще полмиллиарда в декабре, таким образом, помощь ЕС по одобренному пакету достигнет шести, а не девяти миллиардов.
Впрочем, Домбровских поспешил успокоить Киев и заверил, что уже в начале следующего года он получит значительную сумму по кредитной линии в 18 миллиардов евро, которую должен согласовать Евросоюз. Правда, для получения денег Украина должна будет выполнять такие условия, как борьба с коррупцией, поддержание верховенства права и другие. Да и само согласование пакета тоже под вопросом.
Как написал Bloomberg 9 октября, Венгрия заблокировала план ЕС по пакету помощи Украине на 18 млрд евро. Представители Будапешта, по словам источников, заявили министрам финансов стран Евросоюза на встрече в Брюсселе, что не поддержат подготовку пакета помощи Киеву на 2023 год. Ведь, как говорят в Еврокомиссии, чтобы предоставить Украине льготные кредиты «на более стабильной основе», понадобятся дополнительные резервы, имеющиеся в бюджете ЕС, что не нравится венгерским властям.
«Министр финансов Венгрии Михали Варга сказал своим коллегам, что он не поддержит такой вариант, который требует единогласной поддержки 27 правительств», — говорится в статье Bloomberg.
Как считает политолог Юрий Светов, трудности с выделением все новых миллиардов Украине говорят как об усталости Европы от Киева в принципе, так и о вполне реальных финансовых трудностях ЕС. В то же время, он убежден, что несмотря на эти трудности США проследят за тем, чтобы из «европейские партнеры» продолжали снабжать Украину всем необходимым, в то время, как они будут поставлять ей вооружения.
— Мария Захарова использовала очень яркий образ, назвав Зеленского кукушонком в европейском гнезде. Как известно, кукушка подкидывает свои яйца в гнезда других птиц, а когда кукушонок вырастает, он начинает выталкивать родных птенцов, чтобы вся еда доставалась ему. В данном случае Зеленский выступает именно в этой роли.
Если раньше украинские власти просили деньги от Европейского союза, чтобы закупать оружие или решать какие-то долговременные задачи, то теперь средства требуют просто на ежемесячные нужды — оплату счетов, зарплаты чиновникам и так далее. И самое главное, что возвращать эти деньги они не собираются. Представители Зеленского прямо говорят, что это плата за то, что Украина на передовых рубежах «защищает демократию».
Когда весь этот процесс длился несколько месяцев, это еще было терпимо. Но когда выясняется, что это будет продолжаться неведомо сколько времени, в Европе начинают думать, откуда эти деньги брать. Собственные граждане начинают бунтовать, потому что им самим не хватает средств, а власти тратятся на Украину.
Есть еще одно важное обстоятельство. Помощь Соединенных Штатов в основном идет по линии вооружений, и деньги фактически остаются в самих США. Они идут военно-промышленному комплексу, который производит и продает эти вооружения. Но Европа-то должна отдать эти средства навсегда, оторвав от своих граждан, вытащив из своих карманов.
Госпожа Урсула фон дер Ляйен говорит, что они дадут Украине 18 миллиардов евро. Но откуда они их возьмут? Фон дер Ляйен ведь нигде их дополнительно не заработала, значит, нужно у кого-то их отобрать.
Мы видим, что сейчас в Европе воедино сливаются усталость от Украины и понимание того, что нужно брать где-то деньги, урезая другие расходы. Так как в ЕС пока еще действует принцип единогласия, страны, которые не согласны с такой политикой, голосуют против. Это Венгрия, да и Польша, скорее всего, будет аккуратно возражать, потому что эти две страны должны были получить деньги из европейских фондов на свои нужды, но теперь им эти деньги не дают, ссылаясь на то, что они не выполняют какие-то требования ЕС. А Украине, даже не члену ЕС, получается, можно давать деньги без всяких условий. Конечно, это многим не нравится.
«СП»: — Так, может, этот пакет так и не одобрят?
— Я считаю, что в конечном итоге деньги Украине все равно дадут. Американцы надавят на европейцев, и они будут продолжать помогать, пока в их собственных странах количество протестующих не превысит критическую цифру. Тогда, может быть, они о чем-то задумаются. Символ этой помощи — слова главы МИД ФРГ Анналены Бербок, которая заявила примерно следующее: «Что бы ни говорили наши избиратели, бы будем помогать Украине столько, сколько будет необходимо». Значит, что нужно делать избирателям? Менять Анналену Бербок в надежде, что другая власть будет заботиться, в первую очередь, о немцах, а потом уже думать об Украине.
«СП»: — Так ли эти расходы финансово проблематичны для Евросоюза, все-таки, страны там не бедные?
— Сейчас главный вопрос в том, как европейские страны переживут зиму. Заклинание об отказе от российских энергоносителей — это одно, громкие рапорты о том, что они заполнили газом все хранилища — другое. А то, насколько этих запасов хватит, третье. Выясняется, что кому-то их хватит на два месяца, кому-то на три, в зависимости от температуры. Зима 2022−2023 годов станет для европейцев определяющей в понимании того, способны ли они продолжать помогать Украине, разрушая собственную экономику санкциями, или нет.
Второй вопрос — это что будет с самой Украиной в 2023 году. А это уже зависит от нас, от того, какими будут результаты специальной военной операции.
Аналитик Центра сопровождения политических процессов Евгений Пашковский не исключает, что ЕС специально затягивает выдачу новых кредитов Киеву.
— Это целенаправленная политика, которая показывает, что Украину держат на очень жестком финансовом поводке. Любые обязательства о помощи, которые выдает ЕС, это обязательства не перед Украиной, а перед самим Евросоюзом. Поэтому они в любой момент могут быть скорректированы, сокращены или отменены.
Логика заключается в том, чтобы в определенной степени выкручивать руки Украине, потому что вся эта ситуация и для экономики, и для внутренней политики Евросоюза очень вредна. Это дополнительная нагрузка на их бюджеты, на социальную сферу, потому что им нужно еще содержать жителей Украины, которые уехали из страны, опасаясь конфликта.
Поэтому такой политикой они пытаются оказать давление на Зеленского, чтобы добиваться необходимых для себя целей. Полностью отказаться от помощи они не могут, но и поддерживать Украину изо всех сил им сложно.
Поэтому мы наблюдаем такую пограничную ситуацию, когда, с одной стороны, заявляется о выделении денег, а с другой — эти решения блокируются. Кроме того, нужно учитывать, что в этой ситуации есть еще и третий важный игрок — США, которым выгодно все, что происходит сейчас на Украине, есть также Великобритания и другие субъекты, получающие преимущества от конфликта. Поэтому им, в той или иной степени, выгодно такое затягивание.