Европа о «незалежной»: стыдно смотреть в глаза попрашайкам
Венгрия заблокирует план Евросоюза по передаче киевским властям 18 миллиардов евро по программе финансовой помощи, сообщает Bloomberg.
По данным источников агентства, венгерская сторона заявила министрам финансов стран ЕС на встрече в Брюсселе, что не поддержит подготовку пакета помощи Украине на следующий год.
Европейская комиссия предложит в среду предоставить Киеву льготные кредиты на более стабильной основе, но эта инициатива потребует использования дополнительных резервов, имеющихся в бюджете ЕС. Министр финансов Венгрии Михали Варга сказал своим коллегам, что он не поддержит такой вариант, который требует единогласной поддержки 27 правительств, пишет издание.
В мае Еврокомиссия анонсировала исключительный пакет макрофинансовой помощи Украине на сумму до девяти миллиардов евро. Для выделения средств требуется официальное предложение ЕК, а затем согласование совета стран ЕС и Европарламента. Из девяти миллиардов официально согласованы шесть, но деньги еще не выплачены полностью. Один миллиард выделен в августе, еще два миллиарда — в октябре. Остаток в Киеве ожидают до конца года.
Таким образом, говорится в публикации, не согласованным остается выделение еще трех миллиардов евро из майского пакета. По словам исполнительного вице-президента Еврокомиссии Валдиса Домбровскиса, Евросоюз не смог договориться о выплате этих средств в нынешнем году, сумма станет частью нового пакета на 18 миллиардов за 2023-й.
Состоится ли в итоге выделение этих средств? Заставят ли в итоге Будапешт отозвать свое вето? Все же деньги немалые, особенно, во время кризиса едва ли многие европейцы в восторге от самой идеи кормить Украину, когда самим приходится экономить…
— Тут сразу и напоминание о проблемах с венграми в Закарпатье, и требование прекратить угрожать Венгрии прекращением финансирования со стороны Евросоюза. И, разумеется, нежелание помогать стране, которая ущемляет соплеменников, — считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Вадим Трухачев.
«СП»: — 18 миллиардов деньги немалые. Откуда ЕС их возьмет? Тем боле — в кризис. Из бюджета? Что-то придется сокращать тогда? Опять будут кого-то ужимать?
— Возьмут из резервных фондов или разного рода программ. Например, из программ, посвящённых «зелёной энергетике». Сейчас это наиболее вероятный «кандидат» на сокращение расходов.
«СП»: — По словам Жозепа Борреля, Евросоюз потратил на Украину в 2022 году 22 миллиарда евро, не считая прямой военной помощи от членов ЕС. Европа не надорвется? Как долго они будут еще выбрасывать такие деньги в трубу? Есть ли предел?
— Предел — это когда миллионы европейцев столкнутся с нестерпимым холодом дома и повсеместной нехваткой товаров первой необходимости. Разумеется, с неподъёмной стоимостью тарифов. Вероятно, пока жители иммигрантских пригородов не начнут бунтовать из-за урезания пособий… Но пока такого не случилось — чиновники ЕС и правительства отдельных стран будут помогать Украине даже ценой благополучия собственных граждан.
«СП»: — Кто-то еще, кроме Венгрии, возразит? Или все остальные безропотно проглотят?
— Есть небольшая вероятность, что возразят ещё Италия и Кипр. Больше никто не просматривается.
«СП»: — А много ли таких, кто готов содержать Украину даже за счет своих налогоплательщиков с удовольствием? Вон чешский министр финансов говорит, что ему стыдно смотреть в глаза украинцам из-за невыполненных Евросоюзом обещаний. А избирателям, очевидно, не стыдно…
— Нынешнее правительство Чехии — это случай клинической русофобии, кажущийся аномальным даже для этой отнюдь не русофильской страны. Но так, чтобы с удовольствием — готовы, вероятно, только Польша и страны Прибалтики. Остальные — готовы, но без удовольствия. Но от этого не легче ни нам, ни самим европейцам.
«СП»: — А что дальше в Венгрией? Прогнут ее в итоге? Может, изменят процедуру, требующую единогласного решения?
— Рано или поздно, Венгрию прогнут. Это не самая большая, и не самая богатая страна. Возможно, предложат ей какой-то компромисс, связанный, например, с созданием в Закарпатье венгерской территориальной автономии. Процедуру единогласия изменят наверняка — и дело тут не только в голосованиях по России и Украине. Слишком сложно стало добиваться этого единогласия.
— Финансовая помощь Украине становится экономически обременительной, и это будет вызывать нарастающее недовольство внутри ЕС, — уверен cоветник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Следует также помнить, что после выхода Великобритании из ЕС Европа лишилась одного из своих основных бюджетных доноров, поэтому финансовая прорва, в которую превращается для ЕС Украина, может стать серьезной проблемой.
«СП»: — Как объяснить этот очередной демарш Венгрии? Напоминание Киеву о проблемах с венграми в Закарпатье или элементарное нежелание раскошеливаться?
— Думаю, все вместе и сразу. Венгры не особо разделяют проукраинский курс ЕС, как по финансовым соображениям, так и из-за проблем венгерского меньшинства в Закарпатье. Кроме того, Венгрия сама является дотационной страной, и Украина для нее оказывается естественным конкурентом за европейские дотации и субсидии.
«СП»: — А вот чешскому министру стыдно смотреть в глаза украинцам. Почему бы желающим содержать Украину не делать это за свой счет? Много ведь наберется желающих? Или все же Европа делает это под давлением из-за океана?
— Европа угодила в ловушку собственной «политики ценностей», за которую расплачивается в самом прямом смысле этого слова. Естественно, эту ценностную зацикленность активно используют в своих интересах американцы, которые стремятся к дальнейшему ослаблению ЕС. К слову, венгерская фронда обусловлена в том числе и тем, что нынешнее руководство Венгрии отнюдь не разделяет европейскую «политику ценностей», в отличие от властей Чехии.
«СП»: — Демарш Венгрии на что-то повлияет? Ее все равно прогнут? Будут ли другие нежелающие участвовать в этом? Пример Будапешта никого не заразит?
— Да, Венгрия, скорее всего, останется в одиночестве. Польша, которая тоже часто выступает против общей линии ЕС, будет поддерживать финансирование Украины, по собственным соображениям. Остальные страны возьмут под козырек, ведь Украина — «жертва агрессии». Чтобы что-то изменилось, Европа должна в полной мере прочувствовать последствия социально-экономического кризиса. Тогда, может быть, на волне недовольства к власти начнут приходить другие политики с другими подходами.
«СП»: — Американцы выделяют на Украину в два раза больше денег. Но у них и бюджет бездонный, и печатный станок работает, как швейная машинка. А как долго Европа без серьезного ущерба себе сможет в этом участвовать?
— Сложно сказать. С одной стороны, запас прочности у ЕС большой. С другой стороны, Европа сейчас активно прожирает этот запас прочности на фоне все ухудшающейся экономической конъюнктуры. Многое будет зависеть от того, как надолго растянется украинский конфликт, что по его итогам останется от Украины и какие объемы помощи эта остаточная Украина будет требовать.