Применение белорусских комплексов «Гроза» шансов вражеским беспилотникам не оставляет
Практически не встречающие более или менее серьезного сопротивления со стороны противовоздушной обороны удары барражирующими боеприпасами «Герань-2» и «Ланцет-3» по объектам энергетики и критической инфраструктуры актуализировали для командования ВСУ проблему противодействия БПЛА. И поскольку уничтожение российских дронов-камикадзе ракетами зенитных ракетных комплексов неприлично дорого даже для снабжаемой всем «цивилизованным миром» Украины, взоры шароварного вермахта обратились к антидроновым ружьям.
На просторы жовто-блакитного интернета тут же выплеснулась волна фотографий, запечатлевших захисников евроатлантической солидарности с устройствами подобного типа наперевес. Причем в позах, не оставляющих сомнений в их скорой и решительной перемоге над роями москальских «Гераней».
В качестве средств, способных по мнению укровоинства «закрыть украинское небо для российских дронов-камикадзе», позиционируются американские (DroneDefender), литовские (EDM4S Sky Wiper) и британские (SteelRock Nightfighter) антидроновые ружья, а также созданная по литовской технологии и собранная из западных комплектующих «чудо-разработка Укроборонпрома» — Antidron KVSG-6.
Как видим, география поставок ВСУ вооружения данного типа весьма широка и достаточно прозрачна. Мало того, вся эта коллективно-западная «братва» искренне гордится своим участием в поддержке режима кровавого пианиста.
Примечательно, что для обеспечения аналогичными системами противодействия БПЛА для российского контингента спецоперации, Москве не нужно по примеру неньки бегать по миру с протянутой рукой. Предприятия военно-промышленного комплекса Республики Беларусь — ближайшего соседа и верного союзника России — успешно разрабатывают и производят такие системы.
Например, специалистами ОАО «Конструкторское бюро «Радар» разработано несколько модификаций систем семейства «Гроза», функциональное предназначение которых заключается в борьбе с боевыми и разведывательными дронами. В данном сегменте белорусское предприятие занимает значительную нишу, а научные изыскания его специалистов отличаются высокой степенью актуальности в современной геополитической обстановке. «КБ «Радар» постоянно входит в ТОП-5 участников своеобразного рейтинга мировых компаний, занимающих лидирующие позиции в создании систем радиоэлектронного противодействия.
В семейство «Гроза» объединены:
«Гроза-С» — мобильные станции радиоэлектронной борьбы с беспилотниками, установленные на различных типах шасси, включая легкобронированные и гражданские автомобили;
«Гроза-О» — стационарный комплекс, обеспечивающий защиту стратегических объектов и способный определять местоположение оператора БПЛА;
переносные радиоэлектронные ружья «Гроза-Р» и «Гроза-Р2», предназначенные для борьбы с дронами массового производства.
Некоторые из упомянутых выше образцов стоит рассмотреть подробнее.
Станция радиоэлектронной борьбы с БЛА «Гроза-С»
Функциональное назначение «Гроза-С» определяется тремя важнейшими направлениями:
- Обнаружением, пеленгом и сопровождением БЛА для идентификации радиоэлектронных устройств их конструкции.
- Формированием эффективных дезинформирующих и блокирующих помех навигационным системам беспилотников.
- Поиском и обнаружением средств передачи данных («канал вниз») и команд управления («канал вверх») с целью их блокирования радиопомехами.
Как зарубежные, так и белорусские военные эксперты признают наличие у станций радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами «Гроза-С» ряда конкретных достоинств и функциональных возможностей, делающих его, как минимум, объектом интереса зарубежных военных, а именно:
широту диапазона частот, используемых для ведения радиоразведки и подавления, и включающих весь спектр рабочих диапазонов БЛА противника;
обнаружение дрона-нарушителя в пределах зоны покрытия станции и отслеживание его перемещений;
эффективность подавления навигационных систем беспилотника, фальсификация (спуфинг) навигационных данных и увод БЛА с боевого курса, включая принуждение к посадке;
обнаружение и подавление каналов передачи данных и сигналов управления, связывающих дрон с наземных пунктом управления;
оперативное развертывание (свертывание) станции, обусловленное специальной конструкцией антенно-мачтовых устройств.
Чем может быть интересен этот образец вооружения в разрезе все более активного участия НАТО в украинском конфликте? Для ответа на этот вопрос будет уместно небольшое историческое отступление.
В августе 2020 года американский военный контингент в Сирийской Арабской Республике в небе над западными территориями провинции Идлиб потерял два беспилотника. Два летательных аппарата MQ-9 Reaper стоимостью $19 млн каждый, вооруженные ракетами AGM-114R9X, вылетели на боевое задание и не вернулись.
Американское командование лихорадочно отрабатывало все возможные версии их гибели, но по мере расследования все четче вырисовывалась самая правдоподобная — внешнее воздействие на беспилотники со стороны таинственного объекта.
Подтверждение этой версии было получено случайно. Интернет-пользователь с ником Yoruk Is? k выложил в свободный доступ фотоснимки, сделанные в начале сентября 2020 года. На них был запечатлен проходящий пролив Босфор российский большой десантный корабль «Саратов», приписанный к Черноморскому флоту России. На его верхней палубе находились два микроавтобуса «Ford», в которых американские эксперты без труда идентифицировали станции РЭБ «Гроза-С» белорусского производства. Это рассеяло у американцев последние сомнения в том, что было причиной потери их беспилотников.
По этой или по какой другой причине, но в последние несколько лет ни одна из крупных международных выставок не проходит без участия «Грозы», ряд технических и эксплуатационных характеристик которой вызывает тайную зависть конкурентов. Например, платформой для размещения системы РЭБ служит шасси заурядного гражданского микроавтобуса. Появление такого автомобиля вблизи театра военных действий или намеченного к уничтожению стратегического военного объекта не вызывает подозрений. Операторы (2 человека) и достаточно компактные средства управления и обработки данных свободно размещаются внутри микроавтобуса, а телескопические антенно-мачтовые устройства выдвигаются непосредственно на позиции боевого развертывания. На это уходит всего 10 минут. Обнаруженный «Грозой-С» радиоканал передачи данных с БПЛА на приемное устройство пункта управления подавляется на расстоянии до десяти километров. Что касается подавления приемника дрона, то здесь уже речь может идти о дальности в тридцать километров.
Однако основная привлекательность созданной «КБ «Радар» РЛС в другом. Она способна на эффективный спуфинг спутниковой навигации. Говоря проще, сигналы навигационных спутников систем ГЛОНАСС, GPS, Бэйдоу и Galileo, передаваемые на приемники БЛА не «забиваются» помехами, а подменяются ложными, достоверно имитирующими реальные. Все это приводит к выходу из строя программного обеспечения дрона и уходу его с боевого курса.
Таким образом, белорусская «Гроза-С» не только лишила военный контингент Соединенных Штатов в Сирии двух дорогостоящих беспилотников. Она показала несостоятельность американской системы безопасности MQ-9 Reaper «sense-and-avoid» и обеспечила западным «партнерам» головную боль, связанную с решением этой проблемы.
Некоторые источники связывают серьезные потери беспилотников, случившиеся в 2019 году в рядах подразделений так называемого Правительства национального согласия Ливии, с присутствием там систем РЭБ «Гроза-С». Было заявлено о гибели 78 ударных БЛА «Байрактар ТВ-2», которые также не отличаются дешевизной. В ноябре того же года в небе Ливии был сбит еще один американский MQ-9 Reaper, а компанию ему составил беспилотник такой же модели, принадлежащий Италии.
Комплекс обнаружения операторов мультикоптеров «Гроза О»
Это один из представителей «грозного» семейства, способный эффективно решать задачи, предусматривающие автоматизированный поиск на местности операторов, осуществляющих управление беспилотными летательными операторами, включая:
обнаружение и пеленг сигнала пульта управления;
определение местоположения оператора посредством пеленга с нескольких точек;
автоматизированный полет (по пеленгу) управляющей платформы к месту размещения оператора, сопровождающийся фото- и видеорегистрацией.
После взлета управляемой платформы и ее подъема на высоту 50−100 метров процесс поиска оператора может проводиться одним из двух возможных способов:
- Угломерный. Пеленг источника сигнала выполняется из нескольких произвольных точек. После чего в точку пересечения пеленгов высылается группа захвата.
- По пеленгу. Этот способ характеризуется полетом платформы в автоматизированном режиме с перманентным пеленгом источника сигнала управления, его визуальным поиском и видеофиксацией.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕУжас, летящий на беспилотных крыльях: ЭМИ способен нейтрализовать любое оружиеЗачем США расстреливали югославские микроволновки «Томагавками»
Второе поколение «Грозы-О»
В настоящее время создана обновленная версия комплекса радиоэлектронной борьбы с беспилотными летающими аппаратами и возможностью определения местоположения оператора «Гроза-О». Как и предшественник он состоит из летающей платформы, оснащенной системой связи и радиопеленгатором, и ноутбуком оператора.
После получения информации о несанкционированном нарушении контролируемого «Грозой» воздушного пространства, подается команда на взлет платформы. Далее осуществляется автоматический пеленг сигнала пульта управления с нескольких точек и передача оператору координат пульта управления дрона-нарушителя, а затем выполняется полет к месту расположения оператора для проведения его фото- и видеофиксации.
От предыдущей обновленная версия «Грозы-О» отличается повышенной точностью пеленга, увеличением времени нахождения платформы в воздухе (не менее чем на 30%), снижением взлетного веса и габаритных размеров, расширением диапазона рабочих температур. Почти на 40% вырос показатель максимальной дальности полета.