Зачем США расстреливали югославские микроволновки «Томагавками»
В «обители зла» опять паника — теперь по поводу успехов России в создании электромагнитной пушки. Первоисточником очередной волны панического беспокойства о безопасности Соединенных Штатов Америки стала статья Билла Герца, опубликованная в конце января 2019 года в американском консервативном политическом издании The Washington Free Beacon. Материал вышел под сенсационным названием «Китай и Россия создают супер-ЭМИ бомбу для «войны отключений». Одним из формальных поводов к этой публикации стал доклад доктора Питера Винсента Прайя для существовавшей в то время негосударственной Комиссии по противодействию ЭМИ-угрозам.
Организация коллективного воя настолько традиционна для американских СМИ, что в дальнейшем сценарии развития информационной компании можно было не сомневаться. Эксперт из Military Watch, выражая вселенскую озабоченность, предсказал: «Успех этой разработки обеспечит Москву революционным вооружением, применение которого может быть весьма эффективным против целого ряда целей — от радиолокационных установок, беспилотных летательных аппаратов и самолетов до космических объектов. Новые боевые самолеты России Су-57 и МиГ-41, получив ЭМИ-оружие станут очень опасными противниками для США».
Не остались в стороне от выражения консолидированной обеспокоенности и аналитики Airforce Technology, удивившие выводом относительно существенного усиления боевого потенциала Воздушно-космических сил Российской Федерации в случае оснащения Су-57 ЭМИ-пушками, позволяющими последнему «выжигать беспилотники и ослеплять оборону НАТО». При этом главные тревоги военного экспертного сообщества США связаны с фактом значительного превосходства русских электромагнитных пушек над их американскими аналогами.
Что же в очередной раз лишило сна и покоя наших заклятых заокеанских «партнеров»? Ключевым положением концепции оружия, использующего ЭМИ (электромагнитный импульс), следует считать применение генератора мощного кратковременного импульса, направленного против радиоэлектронных систем противника и лишающего последнего РЛС, средств управления и связи, включая БРЭО авиационной и другой техники. Однако вернемся к первоисточнику, то есть тому самому докладу «Сценарии ядерных и ЭМИ-атак и комбинированные боевые действия в киберпространстве».
Мифические страхи
Тот факт, что формирование доклада состоялось еще в 2017 году, отчасти оправдывает огромное количество предположений и допущений, положенных доктором Прайем в его основу, особенно в плане влияния ЭМИ-оружия на геополитическую обстановку в мире. Тем не менее, Билл Герц использовал многие из них в своей статье. В частности, это касается интеллектуального, технического и ресурсного потенциала тех или иных государств в плане разработки и создания электромагнитного оружия, а также сферы и результатов его практического применения.
В докладе определен перечень «неблагонадежных» государств, в число которых, кроме России и Китая вполне ожидаемо вошли Северная Корея и Иран. По мнению Герца, каждая из этих стран способна не только разработать, но и эффективно применить ЭМИ-оружие в ходе «боевых действий шестого поколения» на территории Северной Америки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока. Честно говоря, обоснованность включения Тегерана и Пхеньяна в число разработчиков такого оружия вызывает серьезные сомнения.
Главными целями электромагнитного оружия по версии Прайя должны стать военные и гражданские объекты, энергетические сети которых будут подвергнуты атакам посредством электромагнитных импульсов, а также киберпространство. Автор доклада даже придумал специальный термин — «война отключений».
И суровая реальность
По информации, предоставленной ТАСС советником первого заместителя генерального директора АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (дочернее предприятие Государственной корпорации «Ростех») Владимиром Михеевым, электромагнитное оружие сегодня проходит программы лабораторных и полигонных испытаний. По его словам, «пушки сверхвысокочастотного излучения» являются сегодня не просто реально существующим, но и весьма эффективно развивающимся современным оружием, одним из вариантов боевого применения которого могут стать создаваемые Российской Федерацией беспилотные самолеты шестого поколения. Параллельно разрабатываются и системы, способные эффективно защищать от ЭМИ-оружия. По мнению генерал-майора Владимира Попова — заслуженного военного летчика России — электромагнитные пушки следует считать реальными разработками, способными в ближайшей перспективе прийти в войска.
Согласен с ним и Сергей Абрамов, занимающий должность индустриального директора кластера обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии ГК «Ростех», утверждающий о существовании сегодня «эффективных наработок по боевому применению не только лазерного и звукового оружия, но и оружия на базе СВЧ». А поскольку «новые концепции ведения войны» предполагают значительный рост стоимости подготовки современного солдата, то на первый план будет выходить необходимость решения боевых задач, сопровождающихся минимальными разрушениями и потерями. Что, в свою очередь, должно будет инициировать всплеск развития автономных и беспилотных технологических решений.
Таким образом, создаваемые сегодня беспилотные истребители шестого поколения, скорее всего станут первыми носителями мощного ЭМИ-оружия, способного полностью вывести из строя электронное оборудование и системы вооружений противника. А поскольку разработчик пока не готов гарантировать эффективную защиту летчика от негативного воздействия на его организм электромагнитного излучения, генерируемого собственным оружием, ожидать появления СВЧ-пушек на пилотируемых версиях перспективных самолетов не приходится.
Создание для экипажа защиты необходимого уровня вызовет рост массогабаритных параметров летательного аппарата и, как следствие, ухудшение его летно-технических и эксплуатационных характеристик. Беспилотный же вариант, по мнению Владимира Михеева, позволит обеспечить достижение комплекса необходимых характеристик, включая гиперзвуковую скорость, высокую степень маневренности и даже способность выхода в ближний космос.
Первый опыт боевого применения сверхвысокочастотного излучения был получен еще в 1999 году, когда расчеты югославских РЛС стали применять для защиты своих станций от поражения американскими высокоскоростными противорадиолокационными ракетами HARM обычные микроволновые печи. Бытовые микроволновки со снятым передним экраном, успешно играли роль ложных целей, воздействуя на системы наведения и управления ракет НАТО, уводя последние с боевого курса. Многие специалисты считают это «ноу-хау» югославов первым толчком к разработкам электромагнитного оружия.
Уже упоминавшийся выше генерал-майор Владимир Попов считает, что в настоящее время созданы образцы ЭМИ-оружия, способные более или менее эффективно работать, воздействуя как на радиоэлектронное оборудование техники противника, так и на его военнослужащих. Что само по себе служит достаточно серьезным фактором сдерживания наступательных действий.
Например, в 2015 году появилась информация о создании СВЧ-пушки, мобильный комплекс микроволнового излучения которой способен не только выводить из строя БРЭО самолетов и беспилотных летательных аппаратов, но и нейтрализовывать высокоточное оружие, обеспечивая тем самым принципиально новый уровень обороны. Радиус боевого применения такого оружия превысил десять километров, что позволило говорить о нем, как о не имеющем мировых аналогов. Конструктивно в состав этого комплекса, размещенного на шасси самоходного ЗРК «Бук» (9К37) и обеспечивающего круговую оборону, вошли:
- релятивистский генератор;
- зеркальная антенна;
- передающая система;
- система контроля и управления.
Двумя годами позже, в британском издании Daily Star появился материал о российской ракете «Алабуга» с генератором электромагнитного поля большой мощности, «отключающей систему коммуникаций и обезвреживающей технику в радиусе 3500 метров». В ответ компания-разработчик заявила, что «Алабуга» — это общее название исследовательского проекта, реализовывавшегося в 2011—2012 годах для определения номенклатуры радиоэлектронных вооружений и степени их воздействия на РЭО потенциального противника.
Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что ЭМИ-оружие существует и его образцы с той или иной степенью успешности проходят лабораторные и полигонные испытания, а некоторые уже и эксплуатируются в войсках. Например, машина дистанционного разминирования 15М107 «Листва».
Под сенью «Листвы»
Эта машина, разработанная НИИИП «Рязанское Конструкторское Бюро «Глобус» с применением новых физических принципов, создана в интересах Ракетных войск стратегического назначения ВС России и предназначена для использования в составе колонн боевого патрулирования подвижных ракетных комплексов РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс». Машина оснащена блоком сверхвысокочастотного излучения и способна эффективно обезвреживать взрывные устройства, расположенные не только на пути следования колонн техники, но и на удалении до 100 метров от проезжей части.
МДР «Листва» обнаруживает и дистанционно уничтожает минно-взрывные устройства, содержащие металлические элементы, инженерные боеприпасы и самодельные ВУ, в конструкцию которых включены радиоэлектронные компоненты. Электромагнитное излучение, создаваемое сверхвысокочастотной и сверхширокополосной установками комплекса, выводит из строя, блокирует или подрывает электронные компоненты взрывателей.
Что ж, обеспокоенность Соединенных Штатов Америки, долгое время считавших себя единоличными лидерами в сфере разработки ЭМИ-оружия, логична и понятна. Мало того, что они уже далеко не первые, так российские образцы еще и «стреляют» на такую дальность, которая американцам и не снилась. Восемь-десять километров против двух, максимум, двух с половиной. И ни Пентагон, ни ЦРУ не предполагали, что российским разработчикам удастся кардинально решить главную проблему ЭМИ-оружия — создание источника электроэнергии большой мощности. В одном из интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС академик Владимир Фортов сказал буквально следующее: «Под руководством академика РАН Геннадия Месяца созданы генераторы, формирующие очень мощные и очень короткие импульсы. Их пиковые мощности сопоставимы с мощностями энергоблоков атомных станций и достигают нескольких миллиардов ватт, что не менее чем в десять раз превышает достижения американцев и европейцев».