Зачем президент Германии приехал на Украину, где раньше ему были не рады
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, забыв былые обиды и преодолев недавние страхи, во вторник, 25 октября, все-таки появился в Киеве. Впервые после начала российской специальной военной операции. Можно сказать, с третьей попытки.
До этого его поездки на Украину дважды срывались. Причем, в первый раз, когда Штайнмайер в середине апреля хотел отправиться туда вместе с главами Польши, Латвии, Литвы и Эстонии, он получил от ворот — поворот от самого Зеленского. Киевский фюрер отказался пускать в страну германского коллегу из-за его якобы слишком тесных связей с Россией и пророссийской позиции.
В Берлине этот демарш украинского руководства поначалу был воспринят как беспрецедентное дипломатическое и политическое оскорбление. Канцлер Шольц даже заявил, что его ноги не будет в столице Украины, пока там не побывает Штайнмайер. Из-за чего украинский посол Мельник назвал его «обиженной ливерной колбасой».
Но вскоре страсти улеглись. Конфликт, названный Зеленским «недоразумением», был улажен, и немецкие политики снова потянулись в «незалежную» один за другим.
Так, глава МИД Германии Анналена Бербок с тех пор успела побывать в Киеве дважды — в мае и октябре. В середине июля по тому же маршруту в компании французского президента Макрона и итальянского (тогда еще) премьера Драги проехал канцлер Шольц. А в начале этого месяца Одессу с необъявленным визитом неожиданно посетила немецкий министр обороны Кристине Ламбрехт.
Собрался, в конце концов, и Штайнмайер. Правда изначально планировалось, что он прибудет в Киев 20 октября. Но, как сообщает немецкий телеканал N-tv, Федеральное управление криминальной полиции (BKA), которое отвечает за безопасность президента, рекомендовало поездку отложить «с учетом текущей рискованной ситуации». Риск ведомство, видимо, усмотрело в том, что после украинского теракта на Крымском мосту Россия начала наносить ракетные удары по военным и энергетическим объектам Украины, в том числе на территории Киеве.
И вот недели не прошло — Штайнмайер выходит из вагона спецпоезда на перрон киевского железнодорожного вокзала. В купе-люкс высокого гостя остался букет сиреневых ирисов, которые ему подарили по приезде в столицу Украины — явный намек на системы противовоздушной обороны IRIS-T, которые Киев продолжает требовать от Берлина.
«Концентрация ирисов на фото в купе нашего утреннего дипломатического поезда неслучайна: любовь к ирисам у нас общая, что поделаешь», — цитирует РИА «Новости» пресс-службу Украинской железной дороги.
Что касается программы необъявленного визита, то, как информируют немецкие СМИ, федеральный президент собирается встретиться с коллегой Зеленским, а также своими глазами хочет увидеть разрушения, вызванные «атаками русских».
Перед тем, как отправиться в путь, Штайнмайер заявил, что для него «важно послать украинцам знак солидарности». Он, по его словам, как и многие немцы «с восхищением смотрит на людей на Украине. На их мужество, на их непреклонность, которые они проявляют не только на фронте, но и в обстреливаемых городах».
Для этого Штайнмайеру в Черниговской области устроили «Шоу Трумана», врубив сирену воздушной тревоги и препроводив в бомбоубежище для общения со «спасающимися там местными жителями». Очень натурально, говорят, получилось — гость проникся…
Как пишет Spiegel, ожидается, что Штайнмайер и Зеленский выступят с совместным обращением к немецким городам и муниципалитетам, в котором призовут их заключить партнерские отношения с украинскими муниципалитетами в кратчайшие сроки и «помочь пережить людям зиму». Так как «украинцы очень страдают от разрушения энергетической инфраструктуры в результате российских ракетных атак».
Инициатива, по всей видимости, явно должна «порадовать» немецких обывателей, которым этой зимой местные власти уже рекомендовали меньше есть, реже мыться и снижать ради экономии электроэнергии температуру воздуха в жилых домах.
При этом Украина еще рассчитывает получать от Германии в следующем году по 500 млн. евро ежемесячно. А это шесть миллиардов в год. То есть, немецким налогоплательщикам предлагается фактически финансировать пребывание Зеленского у власти за свой счет.
Но поскольку должность президента в Германии исключительно представительская. Каких-то обещаний по закону он не может давать, как и делать политические заявления, цель скоропалительной поездки Штайнмайера не очень понятна…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований, политолога Владимира Брутера:
— Цель визита простая. Скажем так, символическая. Помните, в известном советском фильме на планете Плюк все пацаки должны были носить цак и делать «Ку!». Ну, вот Штайнмайер, условно говоря, надевает цак и делает «ку». А если он этого не делает, значит, он не пацак. Поэтому здесь все должны проходить тест на верность.
Несмотря на все оскорбления, которые Штайнмайер слышал от Украины, несмотря на то, что ему там совершенно делать нечего, он не мог не совершить ритуальный визит. Это вроде «хаджа». И если он его не совершит, он — неполноценный.
Поэтому немецкий президент пытается выглядеть полноценным и демонстрирует свою поддержку Украине.
Собственно, там и Шольц уже был, и Бербок. Все должны были туда поехать, а тот, кто не поехал, он потенциальный инсургент (противник власти — ред.).
«СП»: — Кто же рулит процессом? Вашингтон?
— Коллективный Вашингтон, я бы сказал. Это не только сам Вашингтон, но и его адепты в европейских странах. Некоторые из них как бы совсем незаметны. Тот же самый Боррель, например.
Они не то, что требуют. Они говорят, если ты не поедешь, это будет неправильно понято, и мы тебя зачислим в круг людей, которым нельзя доверять.
«СП»: — Какой-то политический мазохизм…
— Но это очень характерно для Запада и вообще для западной культуры. Ты можешь, скажем, выступать в Гайд-парке и нести какую угодно околесицу, но после ты уже не можешь претендовать на то, что тебя возьмут в «приличное общество».
«СП»: — При этом «приличные» власти Германии почему-то больше переживают за Украину, чем за собственных граждан…
— Собственных граждан они просто стараются убедить, что жизнь у них тяжелая «из-за Путина». Мол, «мы Путина сейчас победим, и жизнь у вас будет хорошая. Россия нам сразу будет давать и бесплатный газ, и бесплатную нефть». То есть, только немножко потерпите, «нужно время, чтобы заставить русских вести себя так, как нам нужно».
Не факт, разумеется, что это когда-нибудь произойдет. Но факт, что они это говорят. Ну, и большая часть согласна терпеть, значительная часть не согласна.
В принципе, что касается митингов и демонстраций, им все равно. Они на них внимание обращать не будут.
Я, собственно, и начал с того, что говорить вы можете все что угодно. Но когда вы собираетесь это делать, это уже совершенно другая история. И к вам будут совершенно по-другому относиться.
Там как бы свобода выбора, но «меню» для этой свободы устанавливает политическая элита. И если вы хотите оказаться аутсайдером, то можете вести себя как угодно. Если хотите, чтобы вас взяли в «приличное» общество, то вы будете вести себя так, как элите нужно.
Собственно, «зеленых» в Германии не брали во власть в течение сорока лет, пока они не истребили в себе все зеленое, в широком смысле этого слова, и антисистемное.
Когда они стали больше системные, чем все остальные, их во власть взяли.
«СП»: — А что вообще Штайнмайер может пообещать Украине, если фактически обещать он ничего не может?
— С обещаниями здесь сложно. Деньги Киеву они и так дают. На 70% украинский бюджет состоит из дотаций, а что касается социальной части, то, я думаю, и на все 90−95%.
Оружия советского у Украины практически не осталось, все уже западное.
Что еще? Деньги на восстановление?
Деньги на восстановление сейчас давать бессмысленно. Потому что происходит разрушение. Но если такой случай будет, они, конечно, что-то дадут. Не очень много. И дадут себе, конечно, не украинцам.
То есть, средства как бы выделят под восстановление, но восстанавливать будут структуры, которые они назначат, а деньги будут оставаться у них. Это обычная практика.
Соединенные Штаты тоже не Украине дают деньги на вооружение, а своим собственным компаниям, которые производят оружие. Украинцы что-то воруют из этого, но значительно меньше, чем достается американским компаниям.
Так что ничего нового Штайнмайер в Киев не привезет. И оттуда тоже не привезет. Он едет показать картинку. Сама по себе эта картинка ничего не дает, но он должен ее показать, не случайно, несколько раз откладывал.