Против новой угрозы Россия расчехляет снимаемые с хранения 57-мм автоматические зенитные пушки, разработка которых началась еще в 1944 году
Сразу и не упомнишь, когда приходилось целиком и полностью соглашаться с оценками хода боевых действий на Украине, звучащими из Киева. Но тут — ни убавить, ни прибавить.
Экс-председатель комитета Верховной рады по обороне, глава Ассоциации оборонных предприятий Украины Сергей Пашинский на сей счет на днях высказался так: «Это, наверное, единственная битва, где между первыми линиями обороны минимум 10 километров… Грубо говоря, сейчас это война беспилотников и артиллерии».
Еще бы Пашинскому думать иначе, когда сотни технически достаточно примитивных российских дронов-камикадзе явно иранского происхождения, но с надписями на корпусе «Герань-2» (в девичестве — Shahed 136), начиная с 10 октября, ежедневно утюжат энергетическую инфраструктуру Украины!
Украинские военные многие из этих небесных тихоходов, прозванных за оглушительный треск моторов «летающими мопедами» или «газонокосилками», успешно сбивают на подлете к целям даже из стрелкового оружия. Говорят — до половины из участвующих в налете. Но и оставшихся, что все же медленно, но верно доплывают на уровне чердаков высотных зданий туда, куда были направлены нашими операторами, уже погрузили целые регионы Украины в кромешный ужас, мрак и холод.
Самое обидное для наших противников: они давно сумели добиться, чтобы до краев набитая электроникой достаточно современная и грозная российская пилотируемая боевая авиация во избежание излишних потерь среди летчиков и самолетов примерно с мая 2022-го совершенно перестала залетать за линию фронта. Потому что велика вероятность оказаться сбитым украинской системой ПВО. А вот «Герани-2», сконструированные в хронически «подсанкционном» американцам Иране, как утверждают специалисты, — из «дерьма и палок», за последние пару недель превратились в настоящий кошмар для Киева.
Сначала — пару слов об устройстве этой на диво смертоносной машинки. До предела скромная мощность боевой части — лишь до 50 килограммов взрывчатой смеси. Чуть более, чем в крупнокалиберном артиллерийском снаряде для тяжелой САУ типа «Пион».
Винт не из каких-то современных суперматериалов, а выструганный из дерева. Китайский двухтактный двигатель MD 550 мощностью в 50 лошадиных сил от самого что ни на есть мопеда. Тем не менее, даже он позволяет этому БПЛА (согласно паспортным данным) преодолевать до 1000 километров.
К слову, многие сомневаются в возможностях достижения «Геранью-2» последнего показателя. Но во время налетов на Киев не менее, чем по 400 километров эти беспилотники уже гарантировано пролетали. Потому что сегодня линия фронта нигде не подошла ближе к столице Украины. А стартовать БПЛА-камикадзе могли, согласитесь, хотя бы в ближнем, но все же тылу российских войск.
Но каким образом эта сделанная почти на коленке небесная «трещалка» внезапно превратилась в грозное оружие? Все просто. По сути, Украине просто нечем ее сегодня останавливать кроме автоматного и пулеметного огня с земли. Для поражения воздушных целей абсолютно не приспособленного.
Тратить более-менее современные зенитные ракеты от того же С-300, «Бука» или «Тора»? Или (тем более!) — от норвежско-американского комплекса ПВО NASAMS?
Во-первых, в распоряжении Киева слишком мало таких зенитных ракет. А во-вторых — каждая из них в разы дороже «летающей газонокосилки». Цена которой ненамного превышает стоимость хорошего легкого мотоцикла.
ПЗРК «Стингер» тоже не помогают. Их головки самонаведения реагируют на тепловое излучение. А оно у этих аппаратов минимальное в силу маломощности работающего моторчика.
В отчаянии в Киеве уже звучат призывы срочно устанавливать на крышах высотных зданий своей столицы спаренные пулеметы. Чтобы палить параллельно земной поверхности. А расчеты для тех пулеметов, чтобы не отвлекать лишних солдат с фронта, формировать прямо из жильцов превращающегося в таком случае в важный объект ПВО обычного жилого дома. Мол, добежать до боевого поста из своих квартир через чердаки жильцам будет — вообще запросто.
Согласитесь: со стороны подобный жест отчаяний выглядит почти смешно. Но, как ни странно, именно нам в таком случае хохотать не стоит.
Главная причина возможной новой угрозы для России как раз в примитивности такого оружия и состоит. Даже не сомневаюсь, что уязвленная своим внезапно выявившемся бессилием Украина способна буквально за считанные месяцы и тоже из «дерьма и палок» склепать нечто подобное российским «Гераням». Тоже — в сотнях или тысячах экземплярах.
Предположим — наладить производство простейших беспилотников-камикадзе в цехах широко известного в мире производителя авиационных моторов и двигателей для крылатых ракет завода «Мотор-Сич» в Запорожье. Не исключено — с помощью оставшегося в Киеве авиационного КБ имени Антонова, некогда делавшего лучшие в мире военно-транспортные самолеты.
А то, что получится, — направить уже на российские города. Возможно — даже и на Москву. Почему — нет, если от Харькова до столицы РФ всего 700 километров? А в формуляре для прародителя «Герани-2» иранского Shahed 136, напомню, указана максимальная дальность полета в 1000 километров.
Тогда уже и мы столкнемся с той же проблемой, над которой безуспешно бьются сегодня лучшие умы организации обороны украинского неба. Потому что не только украинская, но и наша система ПВО со времен СССР строилась в расчете на большую войну с НАТО. Все эти просто замечательные С-300 различных модификаций и чудесные С-400 легко завалят, если доведется, штатовские F-15, F-16 и прочие. А вот тучи проплывающих мимо их позиций крохотных тихоходов-БПЛА — увы. Не справятся.
Что же делать? Тоже, как в Киеве, заранее ставить на крыши московских небоскребов пулеметы? Они, как показывает опыт Украины, не спасут. Однако меры противодействия искать все же необходимо заранее.
Впрочем, возможно рецепт от новой заразы уже найден. И дата выпуска на нем — сорок лет в обед. И даже больше.
Если конкретней — похоже, уже началось массовое снятие с консервации просто древних бывших советских 57-мм автоматических зенитных пушек С-60 (АЗП-57). Одна из них на днях внезапно попала в объективы телекамер на российской части Донбасса. Эта установка и ее расчет, как следует из репортажа, участвуют в боях на лисичанском направлении.
Сначала — что это за штука такая, С-60? Ее проектирование началось еще в 1944 году. Но на фронты Великой Отечественной не поспела. Принята на вооружение Советской Армии в январе 1950 года под обозначением «57-мм зенитная автоматическая пушка АЗП-57». В том же году началось серийное производство новых орудий в Красноярске.
Как вскоре выяснилось — это оружие намного опередило свое время. Его скорострельность — до 105 выстрелов/мин. Зона обстрела по дальности — до 6 километров. И 5 километров — по высоте.
С-60 успешно воевала в Афганистане. Потом — в Сирии. Была продана в 57 стран мира. В Советской Армии на вооружении зенитных артиллерийских полков стояла до 80-х годов прошлого века.
По разным данным, всего в СССР было изготовлено несколько десятков тысяч таких зенитных орудий.
Воскрешению списанной было пушки способствовал ее калибр. Как выяснилось, самые массовые на сегодняшней российской бронетехнике 30-мм автоматические орудия для стрельбы по современным воздушным целям в случае массированного появления тех над полем боя подходят куда меньше. Поскольку огонь ведут исключительно неуправляемыми снарядами.
А вот под калибр 57-мм в КБ точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана разработан перспективный управляемый артиллерийский снаряд (УАС). В его головной части — одноканальная рулевая машинка и раскладываемые в полете рули. В донной части — раскладываемый стабилизатор и приемник лазерного излучения.
Таким образом, получился снаряд массой в 2 килограмма, который наводится на цель по лучу. Взрыватель — безконтактный. Поражение цели — облаком осколков, дающим высокую вероятность поражения цели.
В общем — замечательная вещь для отражения массированного налета тихоходных беспилотников. Правда, разрабатывали новый боеприпас, конечно, не для старенькой С-60. А ради перспективной зенитной самоходной установки 2С38 «Деривация-ПВО», основой для которой послужило бронированное гусеничное шасси боевой машины пехоты БМП-3. Основным оружием ЗСУ 2С38, предназначенным для уничтожения любых средств воздушного нападения в ближней зоне над полем боя, должна стать новейшая 57-мм автоматическая пушка. А ее-то прообразом для конструкторов и послужила заслуженная советская С-60.
Будь у нас в войсках сегодня достаточно ЗСУ «Деривация-ПВО» — горя бы не знала Россия перед угрозой любых известных беспилотников. Что продемонстрировано на испытаниях опытного образца боевой машины 2С38 в мае 2021 года, когда «Деривация-ПВО» перестреляла в небе кучу БПЛА самых различных типов.
Но испытания продолжаются. Ранее 2023 года промышленное производство новейшей ЗСУ точно не начнется. Чем, вероятно, и вызван отзыв ее прародительницы из глубокой отставки на поле боя с Украиной.