Создание координационного совета под руководством Мишустина может свидетельствовать о недовольстве президента ходом СВО
19 октября на заседании Совета безопасности президент России Владимир Путин поручил создать в правительстве специальный координационный совет в целях обеспечения потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции, который возглавит премьер-министр Михаил Мишустин. В состав совета должны войти вице-премьеры, представители силовых ведомств, социально-экономического блока кабмина, администрации президента, а также Госсовета. По словам Путина, это позволит обеспечить тесное взаимодействие со всеми регионами страны.
Кроме того, к работе совета президент поручил подключиться мэра Москвы Сергея Собянина. Совместно с администрацией президента он должен будет заниматься координацией работы регионов при реализации мер, предусмотренных указом.
Согласно перечню поручений, опубликованному на сайте Кремля, координационный совет будет создан для «обеспечения потребностей, возникающих в ходе проведения специальной военной операции». В том числе это касается поставок и ремонта вооружения, военной и специальной техники, материальных средств, медико-санитарного обслуживания, проведения ремонтных и иных работ, обеспечения логистики. О работе координационного совета Путин поручил докладывать ему еженедельно.
«Задача, поставленная главой государства, — повышение устойчивости работы экономики и промышленности. Федеральные министерства и ведомства, а также региональные власти должны четко и слаженно решать вопросы обеспечения потребностей наших Вооруженных сил», — подтвердил Мишустин.
Примечательно, что координационный совет был создан только на 238 день после начала специальной военной операции на Украине. Кроме того, возглавляют его не военные, а гражданские чиновники — Мишустин и Собянин, который будет отвечать за регионы. Как отмечают эксперты, потребность в подобном органе давно назрела, и теперь военным придется отчитываться не только перед Главнокомандующим, но и перед советом чиновников, предоставляя конкретные цифры того, что и где было потрачено и сколько еще ресурсов потребуется для выполнения тех или иных задач.
— Координационный совет — это ответ на некое разочарование Владимира Путина тем, как идет СВО, — считает политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — В начале были одни ожидания, затем другие, сейчас третьи, и все это время система двигалась «в ритме джаза», импровизировала на ходу. Но операция длится более полугода и стало понятно, что нужен орган, который занялся бы неким управлением. Поэтому и было выбрано нейтральное слово «координация». Это не ставка верховного главнокомандующего, не комитет обороны, а именно координация, которая распределяет полномочия и ресурсы.
«СП»: — Почему эту задачу доверили Михаилу Мишустину?
— Несмотря на то, что он находится в политической тени, он все-таки премьер-министр и у него большие полномочия. Кроме того, он опытный контролер, человек из налоговой, который может следить за тем, чтобы коррупционные издержки были минимальны. Выбор Мишустина, с одной стороны, прагматичен, а с другой, усиливает гражданских, поскольку и его, и Сергея Собянина можно отнести к условной партии мира, у обоих стратегические задачи не такие, как у военных. Это не постоянная борьба до конца, а минимизация затрат и другие функции.
То, что была сделана ставка на гражданских, в некотором роде показывает разочарование теми, кто, не считая ресурсов, их тратит, а потом, даже если нет достижения поставленных целей и задач, с них нет никакого спроса. Теперь появится система ответственности, скорее всего, если военные будут что-то расходовать, они должны будут отчитаться, какие у них планы и что будет, если эти планы не будут реализованы.
«СП»: — Почему отдельно президент выделил роль Сергея Собянина?
— Появление Собянина в формате госсовета — это «косплей» истории с коронавирусом, когда губернаторам придали экстренные полномочия и сначала все стали кто в лес, кто по дрова закручивать гайки, вводить QR-коды, шлагбаумы и так далее. В итоге Собянин начал их одергивать, а Москва стала примером того, как надо действовать.
Возможно, и сейчас Москва будет примером, как проводить мобилизацию, работать с населением и так далее. При этом Собянин прославился как человек, который может жестко и последовательно вводить самые непопулярные меры. У него нет рефлексии и разделения двух ипостасей мэра и госчиновника несмотря на то, что у него выборы в следующем году. Все приказы Кремля он четко выполняет.
С другой стороны, Собянин тоже сторонник некоей общей партии мира. Москва — это налоги физлиц, бизнес, европейский стиль развития. Поэтому ментально он за то, чтобы скорее наступил мир и город мог развиваться в прежней парадигме. Оба этих деятеля во главе координационного совета формируют умиротворяющую повестку.
Но их назначение соответствует тому, что Путин любит делать — в сложное военное время ставит руководить гражданских. Точно так же, как в сравнительно мирное время было наоборот — значительную часть руководства осуществляли военные. Поэтому эти назначения, с одной стороны, формируют определенный вектор в сторону мира, но, с другой, эту мирную рамку сильно ограничивают, поскольку она развивается в самый сложный период СВО.
Эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев полагает, что перед советом будут стоять задачи приведение экономики в соответствие с целями и задачами спецоперации.
— С самого начала СВО остро встал вопрос о том, чтобы мобилизовать не только вооруженные силы для выполнения поставленных задач, но и хозяйственную сферу. Имеется объективная потребность в мобилизации экономики. Уже очевидно, что конфликт будет тянуться длительный период. Властям Украины оказывается масштабная поддержка со стороны США и ЕС, в этих условиях обойтись без дополнительных усилий в экономике невозможно, особенно на фоне частичной мобилизации.
Чтобы снабжать увеличившиеся вооруженные силы, полностью удовлетворять их потребности, необходима координация различных отраслей. Нужно вписать их программы развития в текущие потребности вооруженных сил. Вполне очевидно, что это задача не столько для ВС РФ, но для грамотных представителей экономического блока. Без личного участия премьер-министра такая координация будет давать сбои. Здесь нужен руководитель, которому не придется добиваться выполнения принятых решений от глав разных ведомств. То есть нужен очень большой начальник, указания которого будут выполняться без лишних вопросов.
«СП»: — Чем будет заниматься в совете Сергей Собянин, все-таки он мэр столицы, а не глава экономического ведомства?
— Нужно учитывать, что Москва играет особую роль в российской экономике. Это касается не только ее бюджета, но и того, что это один из наиболее густонаселенных городов России. Кроме того, на это решение, скорее всего, повлияло и то, что на фоне спецоперации произошло заметное смещение разных групп интересов в неформальной табели о рангах российских элит. Мы можем предположить, что если группа Сергея Шойгу была ослаблена, но группа Собянина могла укрепиться.
Возможно, для Собянина эта роль станет своеобразным пробным камнем. Поставив его на новую позицию, президент будет его испытывать. Если по итогам этой деятельности Собянин хорошо себя зарекомендует, это послужит основанием для его продвижения вверх в иерархии элит.