Санкции не сработали. В чём секрет устойчивости России?
Фото: kemerovo.tsargrad.tv

На минувшей неделе Минфин опубликовал отчёт по федеральному бюджету. И вроде бы цифры по итогам трёх кварталов текущего года вполне обнадёживающие, и доходы исполняются при том, что расходы бюджета растут. Получается, что санкции не возымели того воздействия, на которое рассчитывал Запад.

Итак, дефицит бюджета в сентябре уменьшился до 82 миллиардов рублей. При этом в августе он составил 344 миллиарда, а в июле – и вовсе почти триллион рублей. По итогам же девяти месяцев остаётся небольшой, но всё-таки профицит – 54 миллиарда рублей.

Нефтегазовые доходы уже исполнены на 82% от плана, не нефтегазовые – на 63%. При этом правительство наращивает программу поддержки экономики, расходы растут. Триллионы вливаются в реальный сектор.

Результат, в принципе, не заставляет себя ждать. Уже понятно, что в этом году русская экономика сократится не более чем на 3%. Результат, учитывая беспрецедентные санкции, в целом хороший.

Санкции не сработали так, как  задумывалось

Эту тему в программе "Без цензуры" ведущий Никита Комаров обсудил с экономистом Петром Заборцевым.

Никита Комаров: По итогам трёх кварталов мы видим вполне обнадёживающие результаты. Да, весной мы говорили о том, что существенные доходы в бюджет обеспечиваются ценами на энергоносители, тем более что поставки шли в полном объёме. Сейчас нефтегазовые доходы подсели. Если я не ошибаюсь, по данным на сентябрь, они составили 688 миллиардов рублей, немного увеличившись по сравнению с августом, когда они достигли минимального значения с середины 2021 года.

Между тем, как задумывал Запад, санкции должны были ударить по бюджету. Тем не менее баланс сводится, хотя расходы растут. В чём причина?

Пётр Заборцев: Я думаю, что здесь целая комбинация причин. В первую очередь, свою роль играет сильный торговый баланс. Значит, санкции сработали не так, как оно задумывалось. А мы получили огромный профицит торгового баланса и много денег в экономику от внешней торговли.

Санкции не сработали. В чём секрет устойчивости России?

ПЁТР ЗАБОРЦЕВ: "ЧЕТВЁРТЫЙ КВАРТАЛ, КАК МЫ ПОЛАГАЕМ, НЕ БУДЕТ СТОЛЬ ПОЗИТИВНЫМ, КАК ТРИ ПРЕДЫДУЩИХ". ФОТО: ЦАРЬГРАД

Более того, было отменено "бюджетное правило" на текущий год, и эти деньги тоже пошли в нашу экономику. Это в целом в текущий момент поддержало всю экономическую систему, позволив нам получить хорошие результаты на фоне серьёзных рисков.

Дальше, конечно, не всё будет так красиво. Но сейчас можно сказать, что решения Центробанка, принятые весной, были правильные, как и консервативные решения правительства России – на тот период они были неплохими. Соответственно, теперь мы входим в четвёртый квартал с вполне приличными результатами.

Другое дело, что четвёртый квартал, как мы полагаем, не будет столь позитивным, как три предыдущих. Это связано с физическими ограничениями экспорта энергоносителей и других товаров, которые наполняли через НДПИ, через экспортные пошлины наш федеральный бюджет. Конечно, это скажется на доходной части.

При этом расходная часть бюджета, как вы понимаете, с учётом мобилизации будет только возрастать. Я думаю, что мы в четвёртом квартале можем получить дефицит. Этого ждут и правительство, и Центробанк. Но дефицит будет вполне для нас подъёмным.

Тем не менее дефицит будет, и нам к этому надо готовиться. И правительство этого ждёт, и Центральный банк этого ждёт. Дефицит будет абсолютно для нас подъёмный. Но он будет. То, что мы девять месяцев свели практически в ноль – это прекрасный результат, на наш взгляд, и этому можно только порадоваться. Но дальше всё так красиво не будет, потому что ситуация ужесточается.

Как справиться с дефицитом бюджета?

– Соглашусь с этим, но, с другой стороны, цены на нефть после последнего заседания ОПЕК+ снова стали расти, как и цены на газ. Сейчас он уже стоит в Европе 1600 долларов, а зимой он станет ещё дороже.

За счёт каких источников мы будем покрывать дефицит? Понятно, что источников довольно много, но какие из них могут быть самыми эффективными? Как поступит правительство?

– Правительство отреагирует обычным образом: выпустит ОФЗ, которые выкупят банки, а полученные деньги распределит по экономике. То есть покроет дефицит, привлекая заимствования с рынка.

Но, на мой взгляд, наиболее эффективным решением была бы монетизация экономики – поддержка инвестиционного цикла с помощью прямой эмиссии через фонды финансирования развития промышленности.

Нас ожидает двойной удар

– То есть вопрос в том, откуда будут поступать деньги. В принципе, выкуп ОФЗ – это тоже домонетизация, но не через соответствующие фонды.

– Недавно мы с вами обсуждали предполагаемый дефицит бюджета 2023 года. Пока ещё непонятно, как будет в этой ситуации действовать правительство. Я полагаю, что ЦБ сейчас на эмиссию не пойдёт. Предполагаю, что он испугается инфляции и усиления проинфляционных стимулов.

Скорее всего, они возьмут деньги либо с открытого рынка, либо из ФНБ. Это ведь тоже вполне реальная опция – взять деньги из Фонда национального благосостояния. Тут всё будет зависеть от воли Минфина и, возможно, от политической воли руководства страны.

Другое дело, что в 2023 году, особенно в первой его половине, мы столкнёмся со снижением физического объёма экспорта нашего сырья. И нас ожидает двойной удар: с одной стороны, у нас станет меньше денег, которые поступают в экономику от экспорта. А с другой стороны, и у государства тоже станет меньше денег в бюджетной системе, поскольку они ориентировались на экспортные пошлины и НДПИ.

Поэтому, на мой взгляд, государству уже сейчас надо готовиться к неблагоприятному развитию событий. Об этом же и президент говорил. Но я думаю, что всё это они в бюджет и заложили. Поэтому уже сейчас надо готовиться что-то делать.

Повторю: на мой взгляд, лучшим вариантом будет домонетизация экономики через эмиссию. Я вообще не помню ни одного примера, чтобы в воюющей стране не проводили эмиссию.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий