Яростные драки на заправках и бутылка подсолнечного масла за 130 евро – реалии жителей Старого Света. Самые популярные темы в прессе – лайфхаки, как протянуть зиму без электричества и отопления.
Зима ещё даже не началась, а с топливом, теплом и едой в Европе уже проблемы. Но Россия-то не виновата в том, что европейцам приходится запасаться на зиму дровами, а страдают от этого обычные жители стран ЕС, заявил Владимир Путин:
Население, как в средневековье, стало запасаться дровами на зиму. Россия здесь при чём? И свои собственные ошибки постоянно пытаются на кого-то свалить, в данном случае на Россию. Сами виноваты, хочу ещё раз подчеркнуть.
В то же время глава "Газпрома" Алексей Миллер предположил, что наступающей зимой в Европе могут замёрзнуть целые города:
Есть прогнозы как оптимистические, так и очень пессимистические. Очень пессимистические говорят о том, что в европейских хранилищах на период окончания отбора газа в марте 2023 года останется около 5%. Да, Европа переживёт зиму. Только что будет с закачкой уже к зиме 2023–2024 года? Тогда станет ясно, что энергетический кризис пришёл не на короткий период времени.
А что делает Европа при таких прогнозах? То же самое, что она делала, когда появились проблемы с мигрантами: расслабляется и пытается внушить себе, что "всё хорошо". Сейчас европейцы снова делятся шутливыми роликами, насколько хорош мир без электричества. Прогрессом это назвать невозможно.
А вот и первые плоды, которые приносит газорусофобия: в Берлине и Париже сократили или вовсе отключили подсветку исторических достопримечательностей, к примеру, Лувра, Эйфелевой башни и Бранденбургских ворот.
В Германии немцам предлагают обтираться влажной тряпочкой вместо душа, а в Чехии решено перевести часть вузов на удалёнку: оказалось, что они потребляют слишком много электроэнергии. В Швейцарии жителям предложили запастись свечами и дровами, а финнам разрешили собирать хворост.
Во Франции начался настоящий топливный кризис: чтобы купить бензин, приходится занимать очереди ещё до рассвета. В некоторых регионах страны полиция проверяет баки машин: если топлива в них достаточно, могут не допустить автовладельца на заправочную станцию.
О том, как живёт сейчас Европа, Царьград узнал из первых уст: ведущая программы "Мы в курсе" Елена Афонина побеседовала с жителями Германии, Италии и Латвии.
На связь со студией "Первого русского" вышел правозащитник Виктор Донченко из немецкого города Мюнстер.
Германия: мы движемся не вперёд, а назад
Елена Афонина: Германия всегда была локомотивом Европы. Насколько сейчас изменились доходы и расходы вашей семьи?
Виктор Донченко: Сильно изменились. И не потому, что зарплата стала меньше, а из-за повышения цен на энергоносители, на проезд, на продукты питания. В нашем городе сокращаются автобусные маршруты, некоторые – вообще убираются, даже до этого доходит. А для работяг это всё очень сложно.
– А как людям добираться до работы? Как я понимаю, с ценой на топливо у вас тоже не всё в порядке?
В.Д.: Везде бензин стоит больше двух евро за литр. На заправках очередей нет, но цены кусаются. Ты можешь заправиться на сто евро, но сколько проедешь на этом топливе, неизвестно.
– Не знаю, как вы относитесь к экс-министру внутренних дел Германии Вольфгангу Швёбелю, но этот чиновник посоветовал жителям перестать ныть и запасаться свечами. Он считает, что немцев сильно избаловали, а теперь наступили сложные времена. На государство надеяться не стоит, лучше делать личные запасы. Кто-то последовал этому совету?
В.Д.: Последовали, конечно. В некоторых магазинах часть полок полностью пустые. Люди сметают всё, что возможно. Они слушают то, что говорят политики. Тут недавно один бывший генерал выступал, так он тоже посоветовал запасаться свечами, бумагой и водой.
Получается, что мы движемся не вперёд, а назад.
– Вы сами что уже купили? Ваша семья чем-то запаслась?
В.Д.: Тем же самым, что и в Союзе. Что мы там кушали, то и здесь запасли. Не в таком, конечно, количестве, как нам предлагают эти господа министры. На первый случай у нас, конечно, всё есть, а самое главное, мы можем сами готовить. Даже простую газету мы можем использовать в многоцелевом направлении. А местным это невдомёк.
Италия: сейчас пока тепло, что будет зимой – представить сложно
К беседе в студии присоединился итальянский политолог, журналист Элизио Бертолази.
– Инфляция в Италии побила рекорд 37-летней давности: в сентябре она выросла ещё на 9%. Элизио, итальянцы тоже сейчас начинают делать стратегически важные запасы?
Элизио Бертолази: Да, уже всё начинается. Проблемы серьёзные, цены на энергию уже выросли в два раза. Это сейчас, пока тепло. Но скоро будет зима, и я не представляю, как мы сможем жить без энергии.
И ведь это не только вопрос отопления домов, всё куда серьёзнее. Страдают многие фирмы, промышленные предприятия. Мы теряем свои места на рынке, продукция становится дорогой, а значит – неконкурентоспособной.
– Вы заговорили о рынке. Я вспомнила, как восхваляли общую экономическую систему Еврозоны и говорили, что это хорошо отлаженный механизм. Но сейчас этот механизм даёт сбой?
Э.Б.: Этот механизм Евросоюза означает, что страны сами не смогут защищать свои интересы. Мы должны дождаться приказа, который придёт из Брюсселя, и выполнить его, даже если он противоречит нашим национальным интересам.
Но есть и другой очень важный вопрос. Говорят, что скоро правительство начнёт субсидировать семьи, промышленность. Я не экономист, но пытаюсь найти в этом решении логику. Если газа нет, то мы можем подарить семьям и заводам миллион евро, но это ситуацию не изменит.
– А у вас уже закрываются пекарни, пиццерии, парикмахерские, словом, тот самый мелкий бизнес, на котором держится вся бытовая экономика Евросоюза?
Э.Б.: Да, уже начинают закрываться, потому что многие владельцы ресторанов или пекарен просто не могут позволить себе платить в месяц по 4 тысячи евро. Как можно печь хлеб или пиццу, когда газ и электричество стоит огромных денег? Это самоубийство нашей экономики и нашей страны.
– А ваша семья это уже на себе ощутила? Что-то уже подорожало настолько, что этого невозможно не заметить? Я говорю о продуктах питания и об услугах.
– Конечно. Ведь подорожал транспорт, увеличились расходы производства. Продукты питания – это ведь не просто товар в супермаркете, это целый цикл производства. Продукты, конечно, есть, но цены заметно растут, а зарплата не повышается.
Сейчас на питание я трачу больше, чем несколько месяцев назад, и намного больше, чем год назад.
Латвия: Всё дорожает, инфляция выше, чем во всей Еврозоне
На связь со студией вышел общественный деятель, активист партии "Русский союз Латвии" Сергей Муливанов.
– Сергей, что у вас там с ценами происходит?
Сергей Муливанов: Про цены на электричество, бензин или солярку – просто молчу, они уже зашкаливают. Если говорить об обычных бытовых моментах, то я иногда захожу со своими внучатами после прогулки в местный магазинчик, чтобы купить им мандарины, бананы, творожные сырки, которые они очень любят.
И тот же творожный сырок за год подорожал в два раза: стоил 22 евроцента, а теперь стоит 49. Купил два банана, две мандаринки – и отдал полтора евро. Чёрный хлеб подорожал в полтора раза. При этом Латвия, согласно статистике, лидер Евросоюза по инфляции. Если во всей Еврозоне инфляция чуть выше 10%, то в Латвии – 22%.
Но нельзя сказать, что всё дорожает. Квартиры, к примеру, дешевеют, их некому покупать. Приостанавливается строительство, нет стройматериалов, никто не хочет их оплачивать.
Зато продукты питания дорожают рекордными темпами, а именно это бьёт по малообеспеченной части населения. Причём продукты стабильно дорожают на 30–40–50 процентов, а по некоторым категориям и в два раза.
– Мы видели протестные акции, которые проходят по Европе, даже в тех странах, где русофобия не меньшая, чем в Латвии. В вашей стране люди пытаются с властями таким образом отношения выяснять или это бесполезно?
С.М.: Нет, тут точно этого нет. Если в Европе, в той же Германии, власти чётко говорят, что они собирают войска для возможности подавления народных бунтов, то в Латвии об этом даже не говорят, это не планируется. Но при этом они вводят сюда всё новые и новые воинские подразделения.
И вводят их не для того, чтобы воевать с Россией, насколько я вижу изнутри Латвии, а вводят те подразделения, которые занимаются коммуникацией в городе, учатся подавлять сопротивление людей в городе, борьба с партизанами, так скажем. Именно эти действия они отрабатывают, если посмотреть те учения, которые проходили в Латвии в последнее время.