Иногда они проговариваются. Генсек НАТО Йенс Столтенберг в порыве очередной откровенности заявил, что "если Путин победит, то это станет не только большим поражением для украинцев, но и поражением и угрозой для всех нас". Фактически это признание того, что НАТО является на Украине стороной конфликта. Причём – главной.
Запад не случайно так сильно возбудился по поводу нанесения ракетных ударов по украинской инфраструктуре, ибо не хуже Зеленского понимает, чем может кончиться для воюющей страны энергетический коллапс её тыла. Россия после нескольких месяцев имитации войны начинает воевать по-настоящему. И это господ из НАТО серьёзно напрягает. Ибо проигранная России альянсом война на Украине станет для НАТО репутационной (и не только) катастрофой.
Мальбрук в поход собрался…
Генсек НАТО заявил, что альянс намерен вскоре провести неподалёку от наших границ масштабные учения Steadfast Noon ("Стойкий полдень"), включающие полёты боевых самолётов, способных нести ядерное оружие, самолётов-разведчиков и заправщиков, а также машин с традиционным вооружением. Ядерное оружие (по крайней мере официально) при этом останется в хранилищах. Разумеется, при этом Столтенберг подчеркнул, что учения эти вполне себе "плановые", направлены исключительно "на обеспечение безопасного эффективного ядерного сдерживания", и вообще – целью ядерного сдерживания НАТО всегда было исключительно сохранение мира. Испания, кстати, в этих учениях принимать участие отказалась, ибо дополнительную эскалацию напряжённости в Европе считает делом неправильным и опасным.
Кроме того, Столтенберг предупредил, что в связи с подрывом "Северных потоков" НАТО удвоило своё присутствие в Балтийском и Северном морях до 30 кораблей. И пригрозил, что "любая атака на критически важные объекты инфраструктуры союзников (при том, что "Северный поток" был вообще-то нашим объектом инфраструктуры) повлечёт сплочённый и решительный ответ". Неся подобную "пургу", он словно забыл, что наш газопровод был взорван как раз после того как в этом районе прошли натовские военно-морские манёвры – полетали вдоль всей трассы их вертолёты и поплавали корабли. Право же, выглядит это так, как если бы главный подозреваемый в ограблении магазина вдруг предложил себя на роль его сторожа.
С чего бы это натовцы после наших ударов по украинской инфраструктуре так возбудились? Военный эксперт Алексей Леонков считает так:
Они поделили современную войну на четыре вида: гибридная, конвенциональная, с применением тактического ядерного оружия и глобальная. В конвенциональной войне, которую они против нас сейчас ведут на Украине, самое эффективное – это применение высокоточного оружия. Но тут они явно проигрывают, поэтому заговорили о применении тактического ядерного оружия. Путин ведь сказал, что диверсию на Крымском мосту считает актом международного терроризма, а это, в соответствии с "Основами государственной политики в области ядерного сдерживания", даёт России основание тактическое ядерное оружие применить. Вот они и начали пугать всех скорым его использованием, словно "забывая", что превентивный ядерный удар в их доктрине есть, а у нас нет.
Так-то оно так, однако совсем уж сбрасывать со счетов возможность применения тактического ядерного оружия Россией явно преждевременно. Да, сами мы этого категорически не хотим, но ведь развоевавшиеся натовцы, чуя возможное поражение, могут вполне создать ситуацию, когда иного выхода у нас просто не будет.
Так считает и ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров:
НАТО не уверено, что Россия в крайнем случае не применит первой тактическое ядерное оружие. Хотя я бы лично этого не исключал – например, если Польша вторгнется в ту же Белоруссию, а авиация НАТО станет её поддерживать. А такая вероятность есть: Лукашенко не случайно заявил о создании на своей территории российско-белорусской военной группировки, в составе которой будут и наши "Искандеры", способные нести в т. ч. и ядерные боеголовки. Да и сам Лукашенко усиленно переоборудует свои самолёты, делая их способными нести ядерный боеприпас. Таким образом, в случае удара Польши по Белоруссии это будет расценено как нападение на Россию, и тогда применение ТЯО станет возможным.
Но вернёмся к откровениям Столтенберга. Сей развоевавшийся (осеннее обострение – не иначе) потомок викингов обещал, что "НАТО стоит с Украиной и будет стоять столько, сколько потребуется". Но тут же добавил, что альянс якобы "не является стороной конфликта" на Украине. Право же, если бы какой-нибудь людоед в многолетним стажем вдруг заявил, что на самом деле всегда был вегетарианцем, оснований поверить ему было бы куда больше.
Последнее, мягко говоря, абсолютная неправда. Ибо на Украине русская армия сражается вовсе не с ВСУ, а с НАТО. Можно ли не считать альянс стороной конфликта, если он поставляет Украине вооружение и экипировку с момента госпереворота в 2014 году. Только за период с 2014 по 2017 год и только от США Украина получила более $658 млн. Всего же, по оценкам "Нью-Йорк таймс", по состоянию на 18 марта 2022 г. общий объём американской военной помощи составил $3,5 млрд.
Да, строго говоря, задачу по "демилитаризации" Украины наша группировка выполнила: практически всё оружие, имевшееся у ВСУ на февраль 2022 г., уничтожено. На сегодня благодаря многомесячному "застою" на фронте украинскими в ВСУ остались разве что солдаты. Да и то далеко не все: за Незалежную воюют тысячи наёмников из стран НАТО, сотрудников западных ЧВК и даже масса кадровых военных НАТО – целыми экипажами. Ибо обучить местных работе с поставляемой сложной техникой за пару недель невозможно в принципе. А ещё ВСУ снабжает разведданными и связью западная спутниковая группировка. Так что из украинского там в основном одно пушечное мясо. Которое никому не жалко.
Запад, конечно, "вписался" за бандеровскую Украину по полной. Весь вопрос в том, как далеко он при этом готов зайти. По мнению Михаила Александрова,
учения они, конечно, проведут, но использовать ядерное оружие (даже в ответ) вряд ли станут. Ибо оно есть только у США, где и будут принимать соответствующее решение. А ставить свою территорию под ядерный удар, ибо локальная ядерная война легко может перейти в глобальную, американцы вряд ли захотят. Англия тоже вряд ли применит ЯО: 120 её ракет наша ПВО так или иначе перехватит, а в ответ… весь их остров может запросто перестать существовать!
Да и зачем американцам за НАТО вписываться, даже в случае проигрыша? Ведь, в отличие от Европы, они-то свою программу-минимум – ликвидацию своего экономического конкурента ЕС – в любом случае почти выполнили. Осталось, как учил Ницше, "падающего подтолкнуть". Даже затеянная в Европе (но без них и без перерастания в нечто большее) маленькая ядерная война их вполне устроит.
Посему неплохо бы и нам, России, на Балтике свои учения провести. Совместно, например, с китайским флотом, иранскими дронами и привлечённой дивизией северокорейской морской пехоты – обязательно с высадкой оной на европейский берег: пусть наши китайские товарищи перед Тайванем потренируются! Лучше бы, конечно, такие учения где-нибудь в Карибском море провести по приглашению Никарагуа и Венесуэлы, но опасно: того гляди, очередной американский министр обороны, как когда-то Форрестол, в окно выпрыгнет с криком "Русские идут!"
Что с того?
А вот насчёт того, что ставшая куда более вероятной после начавшихся ударов по украинской инфраструктуре победа России станет поражением НАТО, тут г-н Столтенберг абсолютно прав. Ибо альянс де-факто давно уже является стороной конфликта, и если Россия победит, то это будет их общим с Украиной (точнее, с киевским режимом Зеленского) поражением. Причём для Запада – поражением стратегическим: ведь очень многим в мире станет ясно, что всё это натовское могущество без американских ядерных ракет неэффективно. А коли "не так страшен чёрт, как его малюют", то, может, и не стоит этого натовского чёрта бояться?!