История с украинским послом в Казахстане русофобом Петром Врублевским тянется с конца августа. После того как в соцсетях появился скандальный ролик, где посол призвал убивать русских, Астана пообещала выслать дипломата в самые кратчайшие сроки. Однако обещание выполнено не было. Почему посла сразу не отправили домой?
В сентябре Пётр Врублевский вернулся в Казахстан и продолжил выполнять свои функции. Официальный представитель МИД России Мария Захарова снова потребовала выслать посла. А 4 октября заявила, что республика нарушила обещание, и назвала Врублевского "бандеровским эмиссаром".
В МИД Казахстана на это ответили, что тональность комментария Захаровой "диссонирует с характером союзнических взаимоотношений", что Врублевский уедет, когда будет назначен новый посол. И что Астана уже договаривается с Киевом по этому вопросу. А затем в МИД Казахстана вызвали не Врублевского, а нашего посла, выговорив ему за "недружественный" тон Захаровой.
США поджигают "огненное кольцо" вокруг России
Через страны постсоветского пространства Вашингтон продолжает давить на Россию. Американцам мало того, что ВСУ сейчас показывает некоторые успехи на фронте, им надо взять Россию в огненное кольцо и создать множество очагов напряжённости вдоль наших границ, сказал в беседе с Царьградом политолог, эксперт по СНГ Аслан Рубаев.
Это та стратегия, от которой американцы не отказывались. Ещё Збигнев Бжезинский говорил о том, что Россию надо уничтожать через создание огненного кольца вокруг неё. Кстати, недавно была очередная провокация, когда параллельно со встречей ШОС начались столкновения на границе между Таджикистаном и Киргизией,
– напомнил Аслан Рубаев. Американцы пытаются остановить военную мощь России при помощи своих сателлитов, своей агентуры, которой полностью покрыт тот же Казахстан, как и практически любая постсоветская страна. И они через своих агентов влияния пытаются раскачать лодку.
Казахстан для нас оказался совершенно упущенной страной. Контроль над энергоносителями взяли на себя американские и британские корпорации. В другие сферы экономической жизни инвестируют китайцы. По линии "мягкой силы" работают фонды Сороса. Кроме того, в Казахстане расплодились протурецкие религиозные школы.
Там хоть где-то есть островок влияния России? Мы давно потеряли Казахстан и сегодня пожинаем плоды своего 30-летнего бездействия, – подчеркнул политолог. – Это и отсутствие работы по линии "мягкой силы", и отсутствие внятных внешнеполитических доводов, которые могли бы убедить страны постсоветского пространства сотрудничать именно с Россией.
Что касается наших взаимоотношений с Казахстаном, то и они строятся не по нашим, а по их правилам. И к этому Астана уже привыкла. Они поняли, что с Россией можно играть, что Россия отвечать не будет.
Отвечать на вызовы нам мешают "горбачёвские пережитки"
А не отвечаем мы потому, что та политическая модель, в которой мы сегодня живём, это всё ещё либеральные горбачёвские пережитки 30-летней давности. Поэтому мы и не способны отвечать на вызовы, с которыми столкнулась Россия.
Так что это мы виноваты, а не Казахстан, – не сомневается политолог. – Мы эту страну упустили, не имеем никаких инструментов влияния на неё. Мы не развивали ОДКБ, мы не сделали её престижной структурой. ЕАЭС тоже непонятно как работает. Казалось бы, товарообороты растут, и всё вроде бы неплохо, но опять же, Казахстан и тут выстраивает свои отношения с нами по критериям, выгодным только им, а не России.
А теперь ещё в Казахстане вырвалась на поверхность русофобия, которая раньше, как оказалось, была просто глубоко закопана. Время многовекторности для Казахстана закончилось, пришло время продавать русофобию – самый востребованный сегодня в мире товар.
И Казахстан хочет по-максимуму эту карту разыграть. Но казахстанские элиты совершают грубейшую ошибку. Разыгрывая национальную карту, имея в стране 3,5 миллиона русских и инфраструктуру, которую тебе русские же и построили, может наткнуться на неприятный ответ.
Им стоит учесть опыт Грузии или Украины: если пытаться ущемлять русскоязычное население, ответ на это появится рано или поздно, – отметил Аслан Рубаев. – Можно, скажем, часть своих территорий потерять. Понятно, что потом они начнут визжать, что Россия агрессор и так далее. Но кто в этом виноват?
Что касается истории с Врублевским, то мы показали, что не собираемся спускать её "на тормозах", как на это надеялись в Казахстане. Но что они предпримут теперь? Решат ли они эту проблему в пользу России? Скорее всего, нет.
Есть ли у нас рычаги давления на Казахстан?
Вообще, в последнее время Казахстан постоянно нарывается на эскалацию конфликта с Россией. Зачем это делается, сказать сложно – победителей в этой истории не будет.
Но как мы можем оказывать давление на Астану? Экономических рычагов у нас нет, – считает политолог. – Казахстан больше заинтересован в выстраивании отношений с Турцией, Китаем и коллективным Западом, нежели с Россией. На нас эта страна совершенно не ориентируется. И это видно даже на бытовом уровне. Россия воспринимается скорее как агрессор, а всё русское там совершенно не востребовано. Это больной вопрос.
Даже "бегунки" от мобилизации – и те, переправившись в Казахстан, тоже создают нам проблемы уже оттуда. Ситуация парадоксальная – России придётся их в любом случае защищать. А на них там будут оказывать давление. Уже появились билборды в Казахстане, на которых написано: "Вы приехали отнимать работу у казахов, мы этого не допустим, собирайте вещи и уезжайте обратно".
Им официально не рады. Им и в Грузии не рады совершенно. Такая сегодня сложилась в мире ситуация, что все делают ставку на американцев, на Русский мир не ставит никто. Мы оказались за 30 последних лет в катастрофической ситуации.
Нам от Казахстана, по большому счёту, ничего не нужно. И мы могли бы порвать все связи, если бы не 3,5 миллиона русских, которые там живут. Но мы используем в качестве торговли все проблемы, с которыми им приходится там сталкиваться как на бытовом, так и на государственном уровне. Мы говорим: ах, какие плохие эти казахи, какая у них плохая власть, и начинаем разыгрывать карту русофобии.
Мы используем русских в Казахстане в качестве разменной монеты. И я думаю, что нашим либеральным крылом эта история в России тоже раскручивается, – говорит политолог. – Мы видим некий сговор элит, которые были встроены и в нашу политическую систему, и в казахскую. Президенту Владимиру Путину нужно серьёзно менять весь этот блок, который существует по периметру нашей страны, в частности, надо ликвидировать либеральных агентов влияния.
Это позволит России выйти на национально-ориентированный уровень. Мы, ядерная держава, говорим на равных с Киргизией или Казахстаном, а такого допускать нельзя. Они это воспринимают как нашу слабость: раз с нами разговаривают на равных, мы будем и дальше "доить эту корову".
И чем дольше нас "доят", тем чаще мы забываем о наших национальных интересах, – продолжил Аслан Рубаев. – А мы должны в жёсткой ультимативной форме вести наши дела со странами постсоветского пространства, показав, что перед ними простая альтернатива: либо вы с нами и мы вместе противостоим западному давлению, либо вы не с нами, и тогда из стран-партнёров и союзников вы переходите в разряд недружественных стран. И тогда не обижайтесь, если это повлечёт за собой соответствующие последствия.
И самое главное: им надо объяснить, что Россия сегодня на Украине воюет не только за какие-то свои внешнеполитические интересы, а за суверенитет всех постсоветских стран. Не дай Бог России не выполнить задачи, поставленные Генштабом по завершению СВО. Тогда ни о каком суверенитете ни одной постсоветской стране говорить не придётся.
Они будут поглощены крупными региональными игроками – Турцией, Китаем и Западом в целом. Они уже не смогут гордиться своей историей.