В воскресенье, 2 октября, бразильцы выбирают своего президента. Самая большая и влиятельная страна Латинской Америки ещё никогда не была так явно расколота на два непримиримых лагеря. Одни – за правого консерватора, другие – за левака-социалиста. Причём для России подходят оба кандидата.
Два антипода
Бразильцы выбирают своего президента из двух кандидатов с диаметрально противоположными взглядами. На правом консервативном фланге – действующий президент Жаир Болсонару. На левом – дважды экс-президент, лидер Партии трудящихся Луис Инасиу Лула да Силва, которого в народе называют просто Лула. Изюминка нынешних выборов в том, что эти два политика не просто политические антиподы. Это два личных врага, которые сводят счёты друг с другом. И за обоими стоит практически весь электорат, поделенный почти пополам. В выборах участвуют и другие кандидаты, но у них нет шансов, и потому нет смысла на них останавливаться.
По последним опросам общественного мнения, за Лулу готовы проголосовать около 45% избирателей. За Болсонару – 35%. Из оставшихся 20% колеблются 7%. Остальные ни за Лулу, ни за Болсонару голосовать не хотят. Поэтому стратегической задачей двух главных претендентов является борьба за колеблющихся. Луле они могут дать победу уже в первом туре. Он будет считаться победителем, если наберёт более 50% голосов.
А Болсонару эти 7% (если он их получит) могут обеспечить второй тур выборов, в который выйдут двое кандидатов, набравших наибольшее число голосов в первом туре, но недотянувшие до 50% плюс один голос. Во втором туре, если он состоится, у Болсонару появится шанс переиграть Лулу. А теперь о сути предвыборной драки.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРЕЗИДЕНТ БРАЗИЛИИ ЖАИР БОЛСОНАРУ. ФОТО: FABIAN SOMMER/DPA/GLOBAL LOOK PRESS
Как "закрывали" Лулу
Лула – самый, пожалуй, популярный политик Бразилии в новейшее время. Другого такого не было. Он снискал себе популярность тем, что, будучи президентом два раза подряд (2003-2010), проводил социально ориентированную политику. Он показал беднейшим слоям населения свет в конце туннеля под названием "нищета". В 2018-м он снова баллотировался на высший государственный пост. И было ясно, что социалист Лула – который за время своего двойного президентства отодвинул интересы местного олигархата и американского капитала на второй план, который затеял дружбу с Россией и был среди инициаторов создания БРИКС как антипода американскому влиянию в мире, – снова победит любого соперника.
А соперником на тот момент был всплывший ниоткуда Жаир Болсонару – бывший военный, публично называвший себя поклонником американского президента Трампа по причине "исповедования" одинаковых консервативных ценностей. Его даже прозвали "тропическим Трампом" – в значительной степени ещё и потому, что он отличается экстравагантными политическими заявлениями в стиле экс-президента США.
Было ясно, что Болсонару пользуется всесторонней поддержкой администрации Трампа. Между тем, в чём именно – кроме словесной – заключается эта поддержка, вскоре стало совсем ясно: в самый разгар президентской гонки в 2017 году против Лулы было возбуждено уголовное расследование по обвинению в коррупции. Луле вменили, что он в годы своего президентства якобы получил в качестве взятки от строительной компании OAS в обмен на содействие в получении подрядов от государства элитную квартиру стоимостью в 1,1 млн долларов в курортном пригороде Сан-Паулу. Лула это отрицал. Адвокаты Лулы позже утверждали, что в ходе следствия не было доказано, что квартира принадлежит бывшему президенту и что есть хоть какая-то коррупционная составляющая в этом деле.
Всем было понятно, что цель тех, кто затеял судебное преследование Лулы, – остановить его уверенное продвижение к новому президентскому мандату. В случае победы Лула продолжил бы свой курс социальных реформ в пользу беднейших слоёв населения и, очевидно, не в интересах транснациональных корпораций. Это означало бы дальнейшую потерю контроля над Бразилией со стороны США.
В конце концов, несмотря на апелляции и протесты, Лулу приговорили к девяти с половиной годам тюрьмы. Это решение суда повлекло за собой ограничение в праве Луле занимать государственные должности в течение 19 лет. Обвинительный приговор был кардинальным событием, которое грозило определить политическое развитие на годы вперёд не только Бразилии, но и многих других государств Латинской Америки.
Итак, Лула был выбит из президентской гонки. Всем было понятно, что руку к этому приложила администрация Трампа. В отсутствие Лулы Болсонару легко выиграл президентские выборы и... стал уже не политическим, а личным врагом Лулы.
ЛУИС ИНАСИУ ЛУЛА ДА СИЛВА, ИЛИ ПРОСТО ЛУЛА. ФОТО: JOAO ALVAREZ/WWW.IMAGO-IMAGES.DE/GLOBAL LOOK PRESS
Политика – дама ветреная
Ветры международной политики резко изменились с приходом к власти в США демократов. Для Болсонару, как самого яркого зарубежного сторонника Трампа, наступили нелёгкие времена. Сразу стало ясно, что с приходом Байдена над всем миром будет довлеть всемогущий ультралиберальный истеблишмент, простирающий свою гегемонию не только на территорию США, но и в глобальном масштабе.
Для тех, кто был близок с Трампом, замаячили серьёзные трудности. Бразилия тому пример. После "победы" на президентских выборах в США Байдена в Бразилии резко изменился политический ландшафт в пользу левых сил, а консерваторы типа Болсонару, который заявлял, что абсолютно разделяет "ценности Трампа", стали подвергаться всеобщей обструкции.
Первым сигналом о начале всеобщей атаки на бразильских консерваторов был демарш Федерального верховного суда. В начале марта 2021 года судья этого судебного органа – вдруг, совершенно нежданно – отменил все обвинительные приговоры Луле. Оказалось, что в его отношении не были соблюдены процессуальные нормы, и потому приговор потерял силу. Так и хотелось спросить: а так можно было? Когда судили, не обратили внимание на нарушения?
В итоге Лулу да Силва освободили и вернули все права. Он снова заявил, что будет баллотироваться в президенты и сместит Болсонару. Бессовестные и циничные методы работы как республиканской, так и демократической администраций США – это сама суть политики Вашингтона в Латинской Америке, вне зависимости от хозяина Белого дома. Поэтому всем пришла на ум одна-единственная догадка: Лулу освободили по "очень сильной просьбе" нынешней администрации США, которая не видит другого благородного способа избавиться от Болсонару, кроме как выставить против него Лулу, который точно победит.
Болсонару не в моде
Кроме симпатий к Трампу, у Болсонару есть и другие "грехи" перед нынешним хозяином Белого дома. Президент Бразилии в самый разгар пандемии коронавируса пошёл против глобалистского мейнстрима и заявил, что коронавирус – это дело рук мировой закулисы. Сегодня уже ясна рукотворная природа коронавируса и задача организаторов пандемии установить над миром электронный контроль.
Но пока простые люди и государственные лидеры колебались в раздумьях, стоит ли говорить об этом вслух, Болсонару громко заявил об этом. Он сказал, что не будет прививаться от коронавируса и не собирается обязывать к этому население Бразилии.
Если хотите стать крокодилом, можете делать себе прививку,
– заявил он, давая понять, что совсем не доверяет производителям вакцин от коронавируса и опасается возможных негативных последствий вакцинации.
Но поскольку такие догадки предполагали, что именно США стоят за организацией пандемии, то, естественно, подобные заявления Болсонару бросали тень на США и глобалистский либеральный истеблишмент. Для многих в Бразилии и мире тот факт, что с приходом Байдена освободили Лулу и что началась политическая травля Болсонару, является прямым указанием, что нынешний лидер Бразилии получил от Вашингтона чёрную метку. Американцам-демократам Лула кажется менее опасным, чем трампист Болсонару.
А что скажет армия?
Прекрасно осознавая цель американского манёвра с освобождением Лулы и возможности посольства США в Бразилии обеспечить такой подсчёт голосов, "какой надо", Болсонару уже заранее заявил, что проиграть выборы он может только при условии фальсификации результатов голосования. И что важно, этот тезис поддерживают все, кто намерен за него голосовать. А что ещё важнее, так это то, что, согласно социологическим опросам, четверть его сторонников настроена весьма радикально и вообще считает, что Болсонару не должен признавать результаты выборов, если будет объявлен проигравшим.
Есть ещё один важный момент, который может сыграть ключевую роль. На стороне Болсонару, как бывшего военного, находится командование вооружённых сил Бразилии, которое при Болсонару получило большое влияние в стране. Поддержка военными Болсонару выходит далеко за пределы морального сочувствия. Министр обороны Паулу Сержиу Ногейра открыто выступил на стороне действующего президента, когда тот предложил, чтобы военные вели параллельный подсчёт голосов, не зависимый от подсчёта Центральной избирательной комиссии.
К чему это может привести, остаётся только гадать. В Бразилии позиции военных очень сильны. Надо помнить, что в стране с 1964-го по 1985-й была военная диктатура антикоммунистического толка. И у многих создаётся ощущение, что военные могут вспомнить былое – на самом деле применить силу и выступить за сохранение Болсонару на посту президента, если победителем выборов объявят Лулу.
Вторая изюминка
В чём интерес России применительно к бразильским выборам? В этом вторая изюминка этих выборов. Лула – большой друг России. При нём, как сказано выше, был создан БРИКС. В случае прихода Лулы к власти Москва может рассчитывать на продолжение активного сотрудничества с Бразилией в разных сферах – политической, экономической и, вероятно, даже военной. По крайней мере Бразилия выйдет из числа тех стран, которые по заказу США сформировали блок против Венесуэлы, Кубы и Никарагуа. При Трампе Бразилия вообще рассматривалась Штатами как вероятный плацдарм военного нападения на Венесуэлу. Сейчас эти планы в прошлом.
Однако и Болсонару установил с Россией и лично с президентом Владимиром Путиным отличные отношения, вероятно, не в последнюю очередь на почве их общей нелюбви к Байдену. Болсонару прекрасно понимает роль, которую играет лидер России на международной арене, и осознаёт популярность Путина в Латинской Америке. В начале февраля этого года Болсонару совершил официальный визит в Москву, и этот визит имел много скрытых смыслов. С огромной долей уверенности можно утверждать, что одним из залогов своего успеха на выборах Болсонару считает поддержку со стороны консервативной традиционалистской России и свои хорошие отношения с русским лидером.
И похоже, Путин и Болсонару пришли к взаимопониманию. Выступая на днях с трибуны Генассамблеи ООН, министр иностранных дел России Сергей Лавров высказался за расширение состава постоянных членов Совбеза ООН за счёт, в частности, Бразилии. Если это случится, Болсонару запишет себе это в актив.
А нам-то что?
Таким образом, по иронии политической судьбы, два главных кандидата на пост президента Бразилии – оба "наши люди в Гаване", то есть в Бразилии. Победит ли Лула да Силва или Жаир Болсонару, у России в любом случае намечаются неплохие перспективы в Бразилии на ближайшие четыре года. Правда, при условии, что всё обойдётся без конституционного кризиса, который возможен, если бразильские военные вмешаются в ситуацию после голосования. Такая вот вилочка получается.