Отказавшись от российских энергоносителей, ЕС столкнется с серьезными проблемами, но будет ли нам от этого легче?
Представители американской промышленности отказались помочь Европе увеличением поставок нефти и газа предстоящей зимой, пишет британская Financial Times.
По данным издания, руководители сланцевых компаний США, располагающие огромными запасами нефти и природного газа, которые могут быть использованы для смягчения энергетического кризиса в Европе, не смогут увеличить поставки достаточно быстро, чтобы предотвратить зимний дефицит, поскольку возможности экспорта американских СПГ и нефти в ЕС почти достигли своего максимума.
«Не похоже, что США могут добывать еще больше. Наша добыча такая, какая она есть», — цитирует издание главу группы прямых инвестиций Quantum Energy Partners, одного из крупнейших инвесторов сланцевого месторождения Уила Ванлоха.
Исполнительный директор инвестиционной компании Kimmeridge Energy Бен Делл, в свою очередь, уточнил, что предприниматели, которые вкладывают свои деньги в нефтегазовые компании, не станут добиваться увеличения добычи, поскольку известно, что когда сырья производится меньше, продается оно гораздо дороже.
Авторы обращают особое внимание на то, что эти заявления появляются на фоне опасений, что падение российского экспорта приведет к взлету цен на нефть. Таким образом, ситуация осложнится, когда эмбарго Евросоюза на поставки российской нефти полностью вступит в силу.
«Помощи Европе не будет — ни со стороны нефти, ни со стороны газа», — предупреждает Ванлох.
Интересно получается: санкции вводим вместе, а табачок врозь? То есть США заставляют Европу отказаться от российских нефти и газа, не предлагая ничего взамен? Не понимали, что это приведет Европу к острейшему кризису? Или в этом и была цель — ослабить экономику Европы?
А понимали ли европейцы, что от США им ждать нечего, что обещать — не значит жениться? Стали ли откровения сланцевиков британскому изданию для них открытием? Или они думали, что американские запасы безграничны?
Насколько в реальности огромны эти запасы? Или это был мыльный пузырь с самого начала?
— Доказанные запасы нефти Соединённых Штатов составляют 8,2 млрд тонн. По этому показателю Штаты находятся на 9 месте в мире. Для сравнения, аналогичный показатель в России — 14,8 млрд тонн, — разъясняет замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов
— Что касается газа, то, по данным BP, доказанные запасы США составляют 12,6 трлн кубометров — пятое место в мире (в России 37,4 трлн кубометров — первое место). Сама постановка вопроса о возможности нарастить поставки со стороны американских компаний более чем лукавая. Обещания что-то куда-то нарастить дают американские политики. Но — вот сюрприз! — в их руках нет ни единого инструмента, который позволял бы им влиять на направление и объём поставок углеводородного сырья из Соединённых Штатов. То есть политики дают обещания, не спрашивая компании об их планах. А компании никому ничего не обещали.
«СП»: — А нарастили ли американцы производство после лихорадки на рынке весной 2020 и пандемии?
— Конечно, нарастили. Так, производство нефти достигло 12,1 млн баррелей в стуки — на 1,5 млн баррелей в сутки больше, чем в начале 2021 года. Но на 1 млн баррелей меньше пиковых значений марта 2020 года.
«СП»: — Тогда почему нельзя увеличить поставки быстро? И как скоро в теории они могли бы их увеличить, если это вообще возможно?
— А с чего вообще компаниям увеличивать куда-то какие-то поставки? Они никому никаких гарантий не давали, никаких контрактов не подписывали и соглашений не заключали.
В принципе, технические возможности экспорта сжиженного природного газа из Соединённых Штатов в этом году увеличились на 16−20 млрд куб. м. Это было в рамках ожиданий, которые базировались на инвестициях компаний в производственные мощности. Строить СПГ-заводы — очень дорогое удовольствие: порядка 1 млрд долларов за 1 млн т мощности.
«СП»: — Американцам вообще самим хватит? Надолго они могут отказаться от российской нефти? Или где-то еще будут закупать? Где?
— США достаточно глубоко зависят от импорта сырой нефти. Импорт из России они заместили импортом из других источников. А Россия повезла свою нефть туда, где возникло рыночное окно из-за перераспределения потоков.
«СП»: — Как, по-вашему, европейцы будут выкручиваться? Сильно ли они надеялись на США, или у них есть запасные варианты?
— Если российские объёмы не уйдут с мирового рынка, то произойдёт очередное перераспределение потоков. Кто-то снимет свои объёмы с иных рынков и повезёт в Европу, а мы будем занимать образовавшиеся в ходе этого рыночные окна.
Но если российские объемы уйдут, возникнет острейший дефицит нефти в мировом масштабе, цены начнут неконтролируемо расти.
Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин убежден, что для Европы нет никаких проблем пережить зиму.
— Где-то немного будет недоставать тепла, где-то воды. Это не критично, а тем более не смертельно. Купят в итоге и тепло и воду те, кому надо. А кому не очень надо — перетерпят. Смотреть надо в свою сторону. А переживут ли эту зиму россияне с растущими ценами, с долгами по ЖКХ и ипотеке, с закрывающимися бизнесами и неадекватными решениями чиновников.
Если европейцам важнее замочить Россию, а не получить газ, мы этому радоваться должны?
«СП»: —Почему, как считаете, американцы сразу не сказали, что мы вам не поможем? Боялись, что Европа тогда не пойдет на санкции?
— Такого слова «поможем» в евроамериканском лексиконе нет. Все друг другу «помогают» за деньги. Англосаксы наживутся на проблемах Европы и на наших проблемах. Не для того они Борреля ставили главой ЕС, чтобы Европе помогать.
«СП»: — Это как-то повлияет на желание европейцев вводить эмбарго? Или они твердо встали на путь отказа от российских энергоносителей?
— На европейцев начинают влиять две вещи: во-первых, осознание, что англосаксы загребают жар их руками. Все плюшки им, а европейцам — проблемы, и, во-вторых, перспектива разрастания российско-украинской войны до масштаба европейской… К российским энергоносителям их отношение изменится не существенно, потому что не изменится особо отношение к России и Путину.
«СП»: — Насколько в целом, это может повлиять на отношения ЕС и США?
— В отличие от «братских» народов, русского и украинского, которые удалось поссорить, показав и тому, и другому «конфетки», ЕС и США не поссорятся. Не потому, что они реально братья, а просто им некому извне предложить какую-то конфетку… И ЕС и США сами печатают свои конфетки: доллары и евро. В отличие от Украины и России, которые реально зависят от западного сообщества.