Неудачи под Харьковом — сигнал к решительному наступлению на наши интересы по всему постсоветскому пространству
В Евросоюзе даже не скрывают, что поставили перед собой цель вытеснить Россию из Закавказья. Об этом заявил в интервью РИА «Новости» директор 4-го департамента стран СНГ российского МИД Денис Гончар.
Он обратил внимание на то, что попытки Брюсселя вклиниться в трехстороннюю работу Москвы с Баку и Ереваном происходят на фоне развязанной Западом против России санкционной кампании и прекращения совместной работы по линии Минской группы ОБСЕ.
«Это геополитические игры с нулевым результатом, в которые мы не играем. Мы ежедневно занимаемся практической работой, которая опирается на прямые контакты наших лидеров и министров иностранных дел, историческую близость наших стран, взаимопереплетение интересов и ориентирована на построение более безопасного и благополучного будущего в нашем общем регионе», — заявил представитель внешнеполитического ведомства.
Гончар также подчеркнул, что Москва находится в тесном контакте с Баку и Ереваном и предпринимает все меры для скорейшей стабилизации ситуации.
Напомним, в ночь на 13 сентября на армяно-азербайджанской границе вспыхнули боевые действия, стороны обвинили друг друга в обстреле приграничных сел. К утру Баку и Ереван договорились о прекращении огня, однако перемирие продлилось недолго. В настоящее время в регионе наблюдается затишье.
Естественно, все лидеры Запада, в том числе, Евросоюза резко осудили эскалацию и призвали к переговорам. Но в чем именно заключается вмешательство ЕС? В том, что за последнее время состоялось уже четыре раунда переговоров лидеров Армении и Азербайджана при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля. И все?
Как видим, участие ЕС не сильно помогло урегулированию…
— Подобные темы периодически появляются в прессе США и стран ЕС. Например, в конце 2021 года в американской и европейской прессе периодически появлялись прогнозы, что посредничество ЕС «отодвинет на второй план президента России» в рамках переговорного процесса между Баку и Ереваном, — говорит ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Конечно, публикации в СМИ — это одно, а реальная стратегия руководства государств и международных организаций — немного другое. Понятно, что представители ЕС хотели бы усилить свое влияние на Южном Кавказе и вряд ли возможности России воздействовать на ситуацию в регионе их радуют. Примеры и посреднических усилий, и готовности задействовать финансовые инструменты для укрепления своего влияния в регионе со стороны Брюсселя действительно есть. Другое дело, что готовность ЕС тратить усилия и ресурсы на решение этой задачи тоже имеет определенные пределы.
«СП»: — В чем заключаются эти попытки?
— Можно отметить посреднические усилия ЕС в рамках диалога Баку и Еревана. В частности, резонансным событием еще под занавес 2021 года стали декабрьские Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Брюсселе, среди событий последних месяцев — можно отметить аналогичные переговоры при посредничестве главы Европейского Совета Шарля Мишеля в мае и августе 2022 года.
Также можно отметить инициативы ЕС в рамках поддержки инфраструктурных и инвестиционных проектов на Южном Кавказе (прежде всего, под эгидой «Восточного партнерства»). Скажем, еще в июле 2021 года еврокомиссар по политике соседства и расширению Оливер Вархели, находясь с визитом в Ереване, отмечал, что в последующие 5 лет на реализацию различных программ для Армении ЕС намерен направить 2,6 млрд. евро. В феврале 2022 года сообщалось, что Азербайджану от Евросоюза будет выделено около 2 млрд. евро в рамках плана инвестиций в экономику.
«СП»: — Речь именно о ЕС? Или США? Какова тут роль именно ЕС и каких стран?
— На этом направлении активны именно структуры ЕС в целом. Из стран-членов ЕС — традиционно заметно внимание к региону, например, со стороны Франции. США, безусловно, тоже ведут работу с Южным Кавказом, но немного по-другому — примеров достаточно много: от визитов высокопоставленных фигур из США в регион до работы с НКО.
Среди прочего, ЕС явно настроен на расширение своей посреднической роли в рамках диалога Баку и Еревана, большую роль своего бизнеса при реализации крупных проектов в регионе.
«СП»: — Насколько успешными могут оказаться эти попытки?
— Хотя внимание Москвы сейчас, в значительной степени, отвлечено на ситуацию вокруг Украины, у ЕС все равно нет целого ряда инструментов влияния на ситуацию в рамках переговорного процесса между Баку и Ереваном, которые есть у России. Представители Азербайджана и Армении публично неоднократно подтверждали «приверженность всеобъемлющему выполнению» договоренностей от 9 ноября 2020 года, а также 11 января и 26 ноября 2021 года, заключенных при посредничестве Москвы.
Фактор присутствия в Карабахе российского миротворческого контингента также сохраняется. В рамках планов по разблокированию коммуникаций между Азербайджаном и Арменией — не будем забывать, например, содержание пункта 9 трехстороннего заявления, подписанного в ноябре 2020 года, где говорилось, что в рамках установления сообщения между Нахичеванской автономной республикой и остальной частью Азербайджана через территорию Армении «контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России».
Конечно, публичные заявления и официальные документы не означают реализацию таких планов автоматически. Многое будет зависеть, в том числе, насколько Россия справится с вызовами, связанными с военной спецоперации на Украине. Тем не менее, недооценивать внешнеполитические возможности Москвы даже в условиях новых вызовов тоже не стоит.
Не будем забывать, что Россия играла активную роль на постсоветском пространстве (в том числе, на Южном Кавказе), в том числе, в 1990-е годы, когда ситуация в ее экономике и вооруженных силах была связана с серьезными проблемами.
— Цель ЕС как раз и состоит в том, чтобы вытеснить Россию из региона, — не сомневается доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Чтобы её влияние в регионе минимизировать. Чтобы местные страны не рассчитывали на Россию как надёжного военно-политического, а в перспективе и экономического партнёра, чтобы они ориентировались на другие центры силы, прежде всего западные.
«СП»: — ЕС ли? Или США? Какова тут роль именно ЕС? Что именно они делают?
— Этим занимаются и европейские страны, и Америка, и Турция. Если брать конкретно Южный Кавказ, то здесь наиболее активны Турция, Великобритания и Франция. Париж, например, прикладывает активные усилия по обхаживанию Армении, даже созывает ради Еревана Совет Безопасности ООН. И, конечно же, создаётся впечатление о том, что Франция об Армении думает больше, чем Россия.
Попытки бывают разного вида. Здесь и убеждения местных в том, что Запад является лучшим гарантом безопасности. И участие в различного рода переговорных процессах. И работа с гражданским обществом, которую не делает Россия. И работа через элиту, как известно, у Пашиняна очень тесные связи с западными странами. Так что у нас налицо целая стратегия.
«СП»: — Можно ли нынешнее обострение считать инспирированным извне?
— Есть такая версия. Если быть конкретнее, то причиной нынешнего обострения конечно является не урегулированный конфликт. Разная интерпретация сторонами соглашение, которое было заключено в 2020 году после Второй карабахской войны. Однако тот факт, что это обострение произошло после неудачи России под Балаклеей показывает, что внешний интерес здесь тоже был. Турция, а возможные другие страны, таким образом хотят закрепить в умах жителей Южного Кавказа мысль о том, что Россия слаба и ничего сделать не может.
«СП»: —В последнее время много говорится о «втором фронте» против России. Реально л открыть его в Закавказье?
— Здесь всё зависит от того, что вы понимаете под «против России». Нападать на нас с Южного Кавказа никто не будет. Украина и Запад попытались убедить Грузию это сделать, но грузины отказались. Однако если под фронтом подразумевается ситуация на периферии России, на которую Москва должна обращать внимание, которую должна разруливать — то да, такие попытки были и будут.