Для чего международные наблюдатели приезжали на ЗАЭС, и какими будут последствия поездки
Физическая целостность Запорожской атомной электростанции была нарушена несколько раз, — заявил по результатам инспекции глава Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Гросси.
«Очевидно, что станция и ее физическая целостность были нарушены несколько раз, у нас нет необходимых элементов, чтобы дать оценку, случайно или намеренно», — рассказал глава агентства.
Он также заявил о продлении визита на ЗАЭС до 4 или 5 сентября
«Есть две группы технических экспертов от МАГАТЭ. Одна группа будет работать на ЗАЭС до 4 или 5 сентября для оценки ситуации. Они должны сформулировать первые вопросы, первые данные, дать предварительную оценку, а потом будут готовить доклад», — пояснил он.
Кроме того, по словам постоянного представителя России при международных организациях в Вене Михаила Ульянова, на станции останутся два участника миссии МАГАТЭ на постоянной основе.
Ранее Гросси рассказал, что во время миссии на ЗАЭС у него была возможность пообщаться с персоналом и жителями Энергодара. Он также добавил, что группа экспертов осмотрела аварийные системы на станции, дизельные генераторы и другие объекты.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков назвал позитивным факт приезда миссии международной организации вопреки всем возникшим сложностям.
«В целом мы весьма позитивно оцениваем тот факт, что, несмотря на все сложности и проблемы, в том числе связанные с провокационными действиями украинской стороны, комиссия прибыла и приступила к работе», — заявил он.
В то же время Михаил Подоляк, советник главы офиса президента Украины Владимира Зеленского, заявил, что Киев не доверяет международным организациям, в том числе МАГАТЭ, ООН и Международному комитету Красного Креста.
А может ли и должна ли доверять Москва? Можно ли считать итоги визита положительными? Да, эксперты зафиксировали факты обстрела, но отказались называть виновного. Учитывая, что на Западе существует антироссийский консенсус, утверждающий, что Россия сама себя обстреливает, там, конечно, скажут, что обстрел ЗАЭС велся с российских позиций и обвинят в ядерном терроризме не Киев, а Москву.
И зачем нужен был этот визит?
— Высадку десанта международные чиновники и не могли заметить — их в это время несколько часов подряд держали на украинском блок-посту, рассчитывая, по-видимому, что диверсанты вот-вот захватят ЗАЭС и тогда можно будет пустить на станцию иностранных визитеров, чтобы показать им следы обстрелов: вот видите, мы же говорили — это все русские обстреливали, — поясняет журналист, секретарь комитета Крымского регионального отделения ОКП Сергей Кулик.
— Но не сложилось… А вот звуки обстрелов Энергодара во время визита чиновники МАГАТЭ должны были слышать.
«СП»: — Может, стоило им предъявить обломки снарядов, свидетельствующих о происхождении? Пленных диверсантов? Или бесполезно?
— Судя по поступающей информации, Рафаэлю Гросси показали все, что нужно — и подвергшийся обстрелу резервуар, в котором хранится турбинное масло, и крышу спецкорпуса № 1, куда украинская военщина нанесла удар 155-мм калибром, и реакторы, и осколочный снаряд, застрявший в дороге, по которой ходят на работу сотрудники станции. А вот пленных показать, думаю, было проблематично — вряд ли сейчас можно организовать беседу с тяжелоранеными.
Другой вопрос, какой вывод по итогам этого визита будет официально озвучен. Пожалуй, напрямую обвинить Россию в обстрелах АЭС при продемонстрированных железных доказательствах (а в составе делегации, как я понимаю, есть баллистик, который легко определит, откуда прилетали снаряды) не получится. Вывод МАГАТЭ будет, скорее всего, обтекаемым — по принципу «и нашим, и вашим». На это указывает и поведение генерального директора Международного агентства по атомной энергии — Гросси уклончиво заявил, что ему неясно, были ли обстрелы целенаправленными или ошибочными, оставляя лазейку для украинского режима, уличенного в обстрелах АЭС, а в конце своего визита отменил обещанную беседу с журналистами.
И в этом нет ничего необычного — международные чиновники находятся под сильным политическим давлением со стороны Запада. Впрочем, так было и раньше. Вспомним, хотя бы события двадцатилетней давности, когда бывший гендиректор МАГАТЭ, глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханс Бликс искал оружие массового поражения в Ираке. Хотя следы ОМП там так и не нашли, его отчеты были уклончивы и обтекаемы — на международных инспекторов оказывалось колоссальное давление со стороны администрации Джорджа Буша-младшего, которому не терпелось начать вторжение в ближневосточную страну. Бликс потом признался, что понимал: однажды ему позвонят из Белого дома и, как он выразился, скажут: «Убирайся со своими парнями, теперь наша очередь».
«СП»: — Дмитрий Песков назвал позитивным факт приезда миссии международной организации вопреки всем возникшим сложностям. Почему мы продолжаем с ними нянчиться, несмотря на то, что они, по сути, озвучивают антироссийскую повестку?
— Да, это очень хорошо, что комиссия МАГАТЭ все же, несмотря на препоны со стороны Украины, добралась до Запорожской АЭС. Во-первых, Россия в очередной раз продемонстрировала свою приверженность соблюдению международных договоренностей, во-вторых, участники миссии воочию увидели, в каком состоянии находится атомная станция и смогли сделать выводы — хотя бы пока для себя. А в-третьих, то, что на ЗАЭС остались сотрудники МАГАТЭ — хочется надеяться, что это будет гарантией того, что украинская военщина не рискнет обстреливать ЗАЭС, потому что в таком случае ооновские чиновники станут свидетелями преступных действий киевского режима.
«СП»: — Насколько, по-вашему, Киев реально готов устроить ядерный взрыв на территории, которую он считает своей? Или это все спектакль?
— А считает ли эта «шайка наркоманов и неонацистов», по выражению Путина, Украину «своей территорией»? Думаю, они воспринимают ее как землю, которую дали им на разграбление, а там хоть трава не расти — киевские чиновники всегда успеют сесть в самолет, летящий на Запад. Они ведь обстреливают ракетами жилые дома, убивая людей, которых они называют «своими».
Они весной уже подорвали дамбу, которая защищала от наводнения населенные пункты, расположенные возле украинской столицы вдоль реки Ирпень, подрывали дамбы под Изюмом и Авдеевкой, взваливая всю вину на российскую армию. Вначале марта много говорилось о планах Зеленского взорвать дамбу Киевского моря, что привело бы уничтожению киевского Левобережья, Дарницы, Троещины, а потом вода бы хлынула вниз — к Кременчугскому водохранилищу, Каневскому водохранилищу.
С большой долей вероятности можно сказать, что режим Зеленского не остановится перед атомным Армагеддоном. Даже если мы обеспечим безопасность АЭС — на Украине ведь есть еще три атомных электростанции, которыми они могут шантажировать мир: Ровенская, Хмельницкая, Чернобыльская и Южно-Украинская в Николаевской области. И если в МАГАТЭ работают неравнодушные к судьбам своих стран, судьбе человечества, желающие дожить до старости чиновники — они обязаны нам помочь в этом.
— Не стоит забывать, что основными финансовыми донорами для МАГАТЭ выступают западные страны, — говорит кандидат политических наук, доцент «Академии труда и социальных отношений» Павел Фельдман.
— Очевидно, эксперты данной организации, отправившиеся инспектировать Запорожскую АЭС, получили четкую установку ни при каких обстоятельствах не возлагать на Украину ответственность за надвигающуюся ядерную катастрофу. Инспекторы МАГАТЭ будут тщательно искать подходящие формулировки для описания сложившейся ситуации. Их заявления окажутся весьма туманными и предельно обтекаемыми.
Позитив же заключается уже в том, что на время визита делегации МАГАТЭ обстрелы атомной электростанции должны прекратиться. Соответственно, угроза ядерного апокалипсиса в сердце Европы несколько ослабнет. Кроме того, в рамках процедуры инспектирования уполномоченные представители крупной международной организации смогут напрямую пообщаться с российскими атомщиками и военными. Они получат информацию о текущей ситуации из первых уст, а не из новостных выпусков по каналу BBC или твитов украинских политиков.
«СП»: — Михаил Подоляк заявил, что Киев не доверяет международным организациям, в том числе МАГАТЭ, ООН и МККК. Почему? Они ведь, по сути, умалчивая о фактах обстрела, подыгрывают именно Киеву?
— Киев вообще уже никому не доверяет, включая значительную часть своей собственной политической элиты. Видимо, они предчувствуют, что у делегатов МАГАТЭ не найдется объективных доказательств вины России в сложившейся вокруг АЭС ситуации, а неприкрыто лгать всему мировому сообществу авторитетные эксперты не решатся (при всем их желании обелить украинскую сторону). Ну и конечно, Киев удручает тот факт, что представители международной организации официально посещают не подконтрольные Украине территории, тем самым наделяя местные администрации дополнительной легитимностью.
«СП»: — Стоит ли России продолжать доверять этим организациям? Может, просто прекратить сотрудничество? Все равно они ничего хорошего потом не скажут…
— Сейчас, как и в вопросе с экспортом зерна, России важно показать свою открытость для диалога с международным сообществом по вопросам безопасности. Состав экспертной группы МАГАТЭ не исчерпывается представителями недружественных западных стран. Там есть делегаты от Иордании, Мексики, Сербии, Китая. В их объективности сомневаться нет смысла. Впрочем, комиссия, скорее всего, воздержится от каких-либо политических заявлений. Она ограничится констатацией технического состояния АЭС и оценит степень угрозы для ее функционирования.
«СП»: — Как, по-вашему, будет развиваться ситуация вокруг ЗАЭС?
— Надо понимать, что раскаленное реваншистской риторикой украинских СМИ общественное мнение подталкивает ВСУ к наступательным действиям и обстрелам российских позиций. В случае с ЗАЭС все стороны конфликта нуждаются во взаимоприемлемом поводе для прекращения огня. Визит делегации МАГАТЭ как раз и является таким поводом, поэтому так важно обеспечить постоянное присутствие иностранных наблюдателей на данном опасном объекте. Пока они находятся там, украинские военные будут сдерживать свой пыл. Однако переход миссии МАГАТЭ в постоянный формат работы будет означать замораживание фронта на юге Днепропетровской области.