Почему позорно захлебнулось украинское «контрнаступление» на южном фланге
Украинское «контрнаступление» на Херсон, к которому Киев шумно готовился три месяца, захлебнулось в первые часы. Российские войска рассеяли и уничтожили колонны, выдвинувшиеся со стороны Николаевской области. По данным Минобороны РФ, потери ВСУ в живой силе составляют более 560 человек. «В ходе боев уничтожено 26 украинских танков, 23 боевых машины пехоты, девять других боевых бронированных машин, сбито два штурмовика Су-25», сообщили в ведомстве Шойгу. Операция проводилась по прямому указанию Зеленского.
Иного исхода и ожидать было невозможно — об абсолютной неготовности Киева к любым контратакам давно предупреждали даже независимые западные эксперты и аналитики.
Полковник Левандовски: это никакое не «контрнаступление», оно просто не имеет смысла!
Херсонское направление было значительно укреплено личным составом и тяжелой техникой, констатирует польское консалтинговое агентство Rochan. Если ранее здесь дислоцировалось от 10 до 15 батально-тактических групп, то в последние недели их количество выросло до 30.
В каждую группу входит от 800 до 1 тысячи военнослужащих, 10 танков, 40 боевых машин пехоты и большое количество артиллерии. Такие подразделения сильно полагаются именно на танки и дальнобойную артиллерию. По оценкам эксперта Конрада Музыки из Rochan, в настоящее время только в самой Херсонской области сосредоточено не менее 20 тысяч российских военнослужащих.
Музыка отмечает, что следовавшие в июле и августе украинские удары по уязвимым российским объектам в Крыму и Херсонской области, включая мосты, склады боеприпасов и авиабазы не сопровождались значительными наземными успехами.
Еще один польский военный эксперт, полковник Петр Левандовски, служивший в Ираке и Афганистане, недоумевает, зачем «контрнаступление» было начало именно сейчас. Фактически, главная ударная сила украинских войск сегодня — это западное вооружение. В том числе дальнобойные артиллерийские системы HIMARS и MARS.
При этом у украинцев, замечает Левандовски, катастрофически не хватает живой силы. Сейчас на обучении в Великобритании якобы находится 10 тысяч украинских солдат и еще около 10 тысяч в других странах. Однако дожидаться их возвращения в Украину почему-то не стали, бросив в бой самых необстрелянных. Фактически, пушечное мясо.
— Украинское контрнаступление имело хотя бы какой-то военный смысл, если бы часть российских войск уже была разбита и русских удалось бы оттеснить на другой берег Днепра… Иначе русские обязательно воспользуются созданным ими резервом между Запорожьем и Херсоном… Значит, это не настоящее контрнаступление, — делает вывод полковник Левандовски.
Лукаш Голованов: украинцы еще заранее проиграли «контрбатарейную борьбу»
На основе данных военной аналитической компании Oryx аналитик Лукаш Голованов констатирует, что все украинские заверения о начале «контрнаступления» были лишь частью пропагандистской кампании. Наращивая свои силы на Николаевском направлении, украинцы пытались убедить российское командование в серьезности своих намерений.
Голованов отмечает, что это возымело прямо обратный эффект. Российские войска только усилили оборону в Херсонской области, дополнительно придав ей и боеспособные силы даже из ДНР. При этом главного эффекта — оттянуть российские силы с Донбасса — украинцы так и не добились: союзники не прекратили наступление на Славянск, Краматорск, Соледар, Авдеевку, Бахмут. При этом Украина боеспособных сил на Донбассе практически не имеет — они оттянуты к Херсону.
Украинские войска крайне неэффективно ведут и контрбатарейный огонь, признает Голованов. Украинская артиллерия, даже имея несколько HIMARS и MARS, до сих пор не сумела наладить базовую «цепочку поражения» — то, что является основой ведения современных боевых действий.
Когда боевые позиции украинцев начинает подавлять российская артиллерия (танковая, реактивная или ствольная), украинцам слишком долго приходится их засекать, сообщать информацию, отдавать приказ на выполнение огневой задачи, занимать огневую позицию и открывать огонь. Пока украинская «цепочка» заработает, российские войска уже атакуют. Именно так и произошло сейчас, во время захлебнувшегося «контрнаступления».
Джордж Баррос: украинское командование использует ту же тактику, что и гитлеровские генералы
Украина изначально не имела не сил, ни желания для полноценного «контрнаступления», рассказал в интервью Newsweek аналитик американского Института изучения войны (ISW) Джордж Баррос.
— Украинцы на самом деле не собирались проводить решительный наземный удар против прекрасно укрепленных российских позиций, — говорит Баррос.
Вместо этого, по мнению аналитика, украинцы пытались разорвать линии снабжения российских войск — мосты через Днепр, чтобы начать осаду Херсона. Украинцы попытались взять город в кольцо, вынуждая его защитников сдаться. По крайней мере, такой была самонадеянная задумка украинского Генштаба.
Баррос отмечает, что такая украинская тактика очень напоминает нацистскую, которую Вермахт использовал во время Великой Отечественной войны. Что же, у гитлеровских генералов нашлись достойные продолжатели в Киеве: повинуясь приказам Владимира Зеленского, украинцы даже били по мосту на плотине Каховской ГЭС близ мирного города Новая Каховка. Украинцы пытались вывести мост из строя, невзирая на потенциально катастрофический ущерб всей Херсонской области.