Самым скандальным законопроектом 2022 года неожиданно стал не какой-нибудь документ, связанный со спецоперацией, налогами, пенсией, призывом, а… поправки в закон "О рекламе". Такой весёлой, нахальной, беззастенчивой идеи в стенах Госдумы не видели давно. Принято решение взять целую отрасль и подарить её братьям Мирзоянам. Братья – совершенно удивительные люди, которые говорят удивительные вещи.
Директор компании Russ Outdoor Роберт Мирзоян дал большое интервью порталу РБК. Это удивительный разговор, состоящий из умолчаний, недоговорок и, скажем мягко, крайне сомнительных утверждений. Между тем повод для разговора – более чем серьёзный, затрагивающий интересы многих миллионов русских людей.
В Госдуме в очередной раз отодвинули второе чтение поправок в "Закон о рекламе". Изначально на поправки в поправки и так выделили 30 дней вместо стандартных 15 (отсчёт с 15 июля), а теперь сдвинули рассмотрение уже на 9 сентября.
Кстати, о 15 июля. Когда в Госдуме объявили эту пятницу внеплановым рабочим днём для принятия новых сверхважных законов, Вячеслав Володин пояснил, что "В первую очередь речь идёт о мерах поддержки экономики, а также социальной защите граждан и военнослужащих", но самым громким оказался проект, который не упоминался ни в одном аналитическом обзоре.
Запутанные собственники
Речь идёт о создании единого частного, но уполномоченного государством оператора цифровых рекламных носителей, при этом под оными понимаются как экран с видеороликами в метро, так и ваше объявление на "Авито" о продаже поношенных дизайнерских трусов. В законопроекте также названы требования к такому оператору – и быстро выяснилось, что этим требованиям (самое сложное – быть включённым в список системообразующих) удовлетворяет ровно одна компания – вернее, группа компаний Russ Outdoor. Контракт с оператором должен быть заключён без конкурса и сразу на 30 лет. Все объявления будут даваться только через базу оператора.
Хедлайнер холдинга ООО "Русс Аутдор", согласно базам данных юрлиц, до недавнего времени принадлежал Международной коммерческой компании "Медиа Суппорт Сервисез Лимитед", которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах и контролируется братьями Леваном и Робертом Мирзоянами. Доля "виргинцев", по некоторым данным, находилась в залоге у ВТБ – удивительного банка, который мелькает чуть ли не в каждой интересной истории с двойным дном. В феврале 2022 года РБК давал новую раскладку владения: 73,6% у ООО "Стинн", 26,4% – у ВТБ. А четыре дня назад ситуация снова изменилась. Теперь у "Стинна" 99%, у ЗАО "Олимп" 1%. "Олимп" учреждён тем же "Стинном"."Стинн" формально контролируется Григорием Садояном (70%) и ООО "Резерв-А" (30%), которое заслуживало бы отдельного разговора.
Почему Садоян, а не фактические владельцы Мирзояны? Ответ прост. Совсем недавно, в 2019 году, Леван Мирзоян был признан банкротом. Он взял в ПАО "М2М Прайвет Банк", где заседал в совете директоров, 58 миллионов рублей и не счёл нужным их возвращать. Банк, что неудивительно с таким руководством, через полгода потерял лицензию, а физическое лицо господина или, говоря по-армянски, парона Мирзояна было признано банкротом. При этом от владения долей в какой-либо компании Леван Георгиевич категорически открещивался. Соответственно, в случае повторения подобных инцидентов ему не нужно, чтобы взыскание налагали и на его часть в столь завидном проекте. В армянском бизнесе вообще больше доверяют друг другу, система "владельцев на бумаге" там очень широко распространена.
Закону быть, а кто против, тех надо проверить
Что ж, давайте послушаем, что говорит Роберт Георгиевич, уроженец славного русского города Тбилиси:
Инициатором было государство. Russ Outdoor не может быть автором или инициатором какого-либо закона.
Конечно. У нас нет лоббизма, у нас нет законов, принимаемых откровенно в интересах тех или иных компаний. Но называть "государством" депутата Артёма Кирьянова, который выступил автором проекта, – это, мягко говоря, перебор. Я, например, господина Кирьянова своим государством не считаю – и ниже объясню, почему такое государство нам не нужно.
Текст законопроекта мы увидели в тот же день, что и все остальные.
"Без меня меня женили". Лидера рынка осчастливили исключительными правами без его ведома. Так можно договориться до того, что перед нами частная инициатива Кирьянова.
На некоторые вопросы мы действительно не нашли ответов в документе (законопроекте. – Ред.). Все должны чётко понимать, что размещение рекламы через единого оператора будет бесплатным.
Опа! То есть в проекте об этом ни слова, но Мирзоян уже "знает за бесплатность" – как столь серьёзный инсайд согласуется с тем, что в компании якобы не читали документ заранее, сказать сложно. Кроме того, из этой реплики понятно, что спикер уже считает контракт своим. А платить за всё будет, очевидно, бюджет России.
– Считаете ли вы приемлемым, что этот единый оператор может… забрать, причём без торгов, рекламу на транспорте на 30 лет, что в три раза больше допустимого срока в действующей редакции закона "О рекламе"?
– Что такое 30 лет? Наша компания уже почти 30 лет работает на рынке наружной рекламы.
Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?!
Наша страна занимает одну шестую мировой суши.
Сложно сказать, какую страну считает "своей" Мирзоян. Если речь идёт о России, то он увеличил её почти в полтора раза – мы контролируем 1/8,76 суши. Если о расселении армянской диаспоры, то цифра очень сильно уменьшена. Но скорее всего, будущий король цифровой рекламы хорошо считает только деньги.
Давайте посмотрим, какие налоги платят те, кто говорит о риске монополизации и выпадении доходов. Они честно их платят? Мне кажется, нет.
Примитивный перевод стрелок. Люди ставят одну проблему, а Мирзоян упрекает их в совершенно не имеющих к этому отношения прегрешениях. Вообще говоря, перед нами обвинение в уголовном преступлении. Если Роберт Мирзоян знает факты, он обязан предоставить их в компетентные органы, в противном случае перед нами ст. 205.6 УК России "Несообщение о преступлении". Либо же спикер фантазирует.
На рынке (наружной рекламы. – Ред.), по сути, всего две крупные компании (вторая – Gallery. – Ред.), которые работают без схем и ухода от налогов, прозрачно.
ЕДИНОРОСС АРТЁМ КИРЬЯНОВ. ФОТО: СЕРГЕЙ ВЕДЯШКИН / АГН "МОСКВА"
Вообще уже жёсткое обвинение. Владельцы и менеджмент любой другой компании отрасли имеют право подать на Мирзояна в суд – и надеемся, это будет сделано. Автор этих строк ранее в своей практике не встречал ситуаций, в которых слова "прозрачность" и "армянский бизнес" можно было употреблять в одном предложении всерьёз, но очень рад за Russ Outdoor.
– Почему именно единому оператору цифровой наружной рекламы предложено заниматься ещё и классифайдами, коммерческими объявлениями граждан?
– Такого понимания у нас пока нет.
Если нет понимания, почему бы не выступить с предложением убрать классифайд из законопроекта, тем более что Мирзоян не скрывает некомпетентности своей команды в этом вопросе? Наверняка влиятельного участника рынка послушают.
Мы не боимся подключаться к софту условного "Авито".
А клоп не боится подключаться к кровеносной системе человека.
Я думаю, что этому закону быть.
Против проекта целиком или полностью выступили:
- ФАС;
- Минцифры;
- "Опора России";
- Ассоциация владельцев билбордов;
- Московский департамент СМИ и рекламы;
- "Авито";
- фонд "Сколково";
- Четыре из пяти парламентских партий;
- Петербургское отделение партии "Единая Россия" (!);
- АНО "Цифровая экономика", в которую в числе прочих входят "Сбер", "Яндекс" и Ozon.
Понятно, что в этом списке нет ни одного ангела? Но закону, конечно, быть – так сказал Мирзоян.
Всего лишь оболочка
Поводом для принятия закона его формальный автор единоросс Артём Кирьянов называет проведение специальной военной операции – дескать, "реклама становится скрытой формой продвижения чьих-то интересов". Судя по всему, Кирьянов считает, что СВО на Украине продлится 30 лет – иначе никак не объяснить столь большой срок монополии "Русс Аутдора". Поддержка малого и среднего бизнеса, о которой постоянно говорит президент Владимир Путин, видна во всей её красе. И хотя Кирьянов говорит, что законопроект не коснется конкурентной среды – "единый оператор будет всего лишь регулировать оболочку и никак не навредит бизнесу", – веры в это нет. Microsoft Windows тоже создавалась как "оболочка дешёвая" над системой DOS – и к чему мы пришли?
Оппозиционные депутаты 15 июля пытали господина Кирьянова вопросами, где и когда рекламные объявления подрывали престиж России и оспаривали законность СВО, но стойкий единоросс секрета не выдал. Он только рассказал про некие 200 преступных группировок, похищающих деньги у пользователей досок электронных объявлений (цитируется по Telegram-каналу "Операторы наружной рекламы России"). Но, опять же, никакой конкретики не привёл – как и господин Мирзоян в своём интервью.
При этом распространить власть Мирзоянов на иностранные, в первую очередь китайские интернет-барахолки будет довольно затруднительно, а значит они окажутся в выигрышном положении по сравнению с российскими. Запретить китайские сайты никак не получится – уже проверяли при разгоне "Черкизона", когда приехали вежливые китайские товарищи и тут же появился вариант с ТЦ "Москва" и рынком "Садовод". Это точно забота о национальных интересах?
А армянским делегациям и вовсе нет нужды ехать из Еревана – они все уже здесь.
Глава фракции "Справедливой России" в Госдуме Сергей Миронов справедливо указывает, что монополизация не защитит общественное медиапространство, а, напротив, поставит его под угрозу:
Хакеру легче взломать один центр – и по всей России на всех экранах будет… Тут поставлю многоточие.
Представитель комитета по экономической политике Николай Арефьев (КПРФ) вообще не стеснялся в выражениях, с думской трибуны заявив, что более позорного обсуждения не видел, а законопроект не имеет никакого отношения к безопасности страны.
Большинство комментариев от участников рынка мы не можем привести здесь, потому что нецензурная лексика в СМИ запрещена.
Всё уже было
Нечто подобное – введение в бизнес частного оператора, ходящего "под государством", – применялось, например, с лотерейным рынком. Но в отличие от рекламного, он действительно был весьма криминализованным, так что государственное участие назревало. К тому же операторами лотерей являются несколько компаний, в Закон о рекламе же планируется внести полную монополию. К тому же без конкурса.
"Ведомости" напоминают, что уход от процедуры торгов является фирменным стилем Мирзоянов. Так, принадлежащий им "Омис-92", входящий в группу компаний Russ Outdoor, по данным издания, "остаётся единственным участником столичного рынка, который нашёл способ в течение многих лет обходить ст. 19 закона "О рекламе"". "Омис" через суд продлевает договоры на эксплуатацию наружной рекламы в городе – и до 2026 года будет делать это по ценам 2011 года.
Это что, перенос удачного московского опыта на федеральный уровень? Одного такого уже перенесли, сейчас работает вице-премьером, занимается строительством 10-метровых квартир в 40-этажных домах. Не надо нам такого.
Что с того?
Итак. Русский депутат Артём Кирьянов, менее года назад впервые избранный в Госдуму, приглашает двух представителей влиятельной диаспоры, один из которых недавно обанкротился, за казённый счёт защищать Россию от её врагов в медиапространстве.
Кирьянов – глава (председатель исполнительного комитета) Российского союза налогоплательщиков: уважаемые налогоплательщики, вы слышали что-нибудь об этой странной общественной организации, использующей в своём логотипе государственные символы? Оказывается, этот союз – "состоявшийся механизм гражданского общества в рамках осуществления связи между социально активными слоями населения и органами государственной власти". Жаль, что мы ничего не слышали о том, чтобы Союз налогоплательщиков помог снизить невероятный уровень налогового давления на бизнес в России: все решения 2020-21 годов о налоговых смягчениях и льготах были инициированы правительством и администрацией президента.
Зато именно Кирьянов в своё время обратился в Генпрокуратуру с заявлением на основателя ликвидированной ныне "Партии налогоплательщиков" Евгения Сивкова, который, как к нему ни относиться (часть его роликов и книг включены в Единый реестр запрещённой информации Роскомнадзора), действительно бился за права задушенных налогами предпринимателей – к слову, до приговора ему так и не дошло. Что ж, защита наших прав не терпит конкуренции!
И вот теперь от имени партии власти он призывает на деньги защищённых налогоплательщиков содержать высокоинтеллектуальную систему размещения объявлений. Чтобы ещё раз, получше их защитить.