Восемь лет назад Крым воссоединился с Россией. За эти годы сделано многое. Однако создаётся впечатление, что до сих пор для крупного бизнеса, для банков, мобильных операторов и интернет-провайдеров полуостров остаётся чужой землей.
Крымский мост стал одним из главных достижений, но далеко не единственным. Помимо этого в Крыму реализованы масштабные проекты: построен новый аэропорт в Симферополе, благодаря чему пассажиропоток увеличился до 5 миллионов человек в год. В прошлом году Симферопольская воздушная гавань была признана лучшей в России.
Открыты Балаклавская и Таврическая ТЭС. Теперь мощнейшие газовые электростанции могут обеспечить энергией не только полуостров, но и соседние регионы.
НОВЫЙ АЭРОПОРТ СИМФЕРОПОЛЯ. ФОТО: IGORMARCH/SHUTTERSTOCK.
В 2023 году завершится строительство 8-го этапа трассы "Таврида". Но уже сейчас время в пути по идеально ровной скоростной магистрали от Керчи до Севастополя значительно сократилось.
Решена и проблема с водой: в Севастополе в кратчайший срок построили водозабор на реке Бельбек. Запущено 11 скважин на Бештерек-Зуйском водозаборе под Симферополем.
Из инфраструктурного забвения вывели лагерь "Артек". Только за 3 первых года после воссоединения в лагерь вложили 12 миллиардов рублей.
В Севастополе идёт строительство культурного кластера. На мысе Хрустальном появится театр оперы и балета, музей и академия хореографии мирового уровня.
Для Крыма Россия – это будущее. Но это не очень чувствуется
Это далеко не полный перечень того, что за эти восемь лет изменилось на полуострове. А вот чего в Крыму за эти годы так и не появилось, прекрасно знают и местные жители, и туристы. Об этом в программе "Царьград. Главное" ведущая Елена Афонина беседовала со спецкором "Первого русского" Дарьей Ющенко и экономистом Александром Дудчаком.
Елена Афонина: Мы знаем, что за минувшие годы появилось в Крыму, какие это всё замечательные объекты. Это видят, конечно, и крымчане. Но они видят и то, чего нет на полуострове. Ты только что вернулась из командировки по Крыму. Так чего там нет?
Дарья Ющенко: Я в Крым поехала на своём автомобиле, то есть я не столкнулась с проблемой, как добраться на полуостров. А это, между прочим, отдельный квест.
Сейчас многие хотят побывать в Крыму. Сначала люди летят до Адлера, а оттуда уже автобусом едут на полуостров. Второй вариант, а так обычно до Крыма добираются люди из Сибири: надо доехать до Воронежа или Ростова-на-Дону, а оттуда сейчас всё едет в Крым – и маршрутки, и автобусы. Другой вопрос, в каких условиях люди туда добираются.
Конечно, когда на машине проезжаешь через Крымский мост, то прямо дух захватывает от красоты, от этой мощи, патриотизм поднимается.
– Но потом наступает суровая реальность.
Д.Ю.: Да, ты просто сталкиваешься с тем, что у тебя "связь-точка.нет". И тебе говорят "пока!" Особенно это неприятно, если ты едешь по работе. А тебе сразу, как только съезжаешь с Крымского моста, предлагают роуминг, а эти цены мы видели. Если мне не изменяет память, то первое по цене предложение: семь дней, один гБ интернета – 1699 рублей. Если полтора гигабайта – то уже около трёх тысяч рублей. Щиплется, правда?
– Я с этим тоже столкнулась. Зато пишут: если вы не успеете использовать это количество гигабайтов, не переживайте, они на следующие поездки перенесутся. Вы только платите.
Д.Ю.: Второе, с чем столкнулись, – это проблема передвижения по полуострову. У нас было очень много локаций, где мы снимали. Это и Севастополь, и Симферополь, и Алушта, и так далее. Но воспользоваться "Яндекс.Такси" мы не могли.
И у меня сразу вопрос: ребята, а Крым наш? Так почему мы не чувствуем себя там гражданами России? Это какой-то отдельный мир, который живёт по своим законам. И это вызывает чувство дискомфорта.
И третий момент: мы столкнулись с тем, что в магазинах, ещё какие-то услуги – везде просят наличный расчёт. В ресторанах – наличный расчёт. А снять деньги – это огромная проблема. Если попытаться снять наличные с зарплатной карты, то только с внушительной комиссией.
– Я с тобой полностью согласна. К этому можно добавить ещё и отсутствие привычных нам сетевых магазинов. Нет, там есть крымские сетевые магазины, конечно.
Когда я отдыхала в июне в Крыму, там прошёл слух, что одна из федеральных сетей должна, наконец-таки, зайти в Крым. Кто-то даже говорил, что уже видели цвет этой сети на одном из магазинов. Этого не произошло, но крымчане, граждане нашей страны, этого очень ждут, чтобы Россия пришла на полуостров по-настоящему. Но почему-то этого не происходит.
Объяснить это просто. Оправдать – нет
Александр Васильевич, вы можете как-то объяснить этот странный подход бизнеса? Ну ладно, год не перестроились, два. Но уже восемь лет прошло, нас санкциями обложили. Чего теперь стесняться или бояться, думать, "а что скажут зарубежные партнёры". Мы слышали, что Промсвязьбанк открыл офисы в Крыму, теперь открывает первый офис в Харьковской области. Но почему другие наши крупные банки не торопятся заходить в Крым? Вы можете объяснить их логику?
Александр Дудчак: Объяснить их логику можно, но сложно оправдать. Ведь сейчас условия уже изменились. Раньше крупный капитал объяснял свою позицию какими-то нейтральными формулировками: "Мы так действуем не потому, что не признаём Крым Россией, мы просто переживаем об интересах наших вкладчиков, наших граждан". Мол, в случае нашего присутствия в Крыму они пострадают, утверждали в банках.
– Странно звучит, конечно. У нас что, в Крыму не наши граждане живут? Их интересы мы за скобки выносим?
А.Д.: А это другое. Понимаете, крупный капитал, к сожалению, не имеет родины. И это подтверждается на таких вот примерах.
ДАРЬЯ ЮЩЕНКО: "У МЕНЯ СРАЗУ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: "А КРЫМ ТОЧНО НАШ?" ТАК ПОЧЕМУ МЫ НЕ ЧУВСТВУЕМ ТАМ СЕБЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИИ?" ФОТО: ЦАРЬГРАД.
– Крупный капитал, простите меня, совести не имеет. Когда наступали трудные времена – экономические потрясения, депрессии, ковид, что делало государство, когда те же банки начинали плакать, что "у нас беда"? Государство говорило: "нате, берите".
Что делало государство, когда крупные промышленники говорили, что у них тоже беда? Государство снова говорило: "нате, берите". Но жители Крыма – они такие же граждане России и налогоплательщики. Они тоже имеют полное право спрашивать с государства, почему у них на полуострове всё иначе, чем на других территориях России. Так почему бизнес остаётся в стороне, когда нужно отдавать долги?
А.Д.: Это происходит не только с банковским сектором, но и с торговыми сетями. То же самое происходит и со спортом, с футбольными командами Крыма.
Куда уж дальше, что кому-то надо доказывать, когда мы все под санкциями? Нужно какую-то ещё оплеуху от Запада получить, чтобы признать, что, раз Крым – территория России, то и футбольные команды Крыма имеют право участвовать в чемпионате России?
"Мы ваши наполовинку": Что должно произойти, чтобы это изменилось?
– Скажите, а что должно произойти, чтобы вот то, о чём мы говорим, стало реальностью? Чтобы и агрегаторы зашли, и торговые сети появились, и банки открылись. Что ещё, Даша, что мы ещё не перечислили?
Д.Ю.: Это основные проблемы. Ещё мобильная связь.
– Так что должно произойти, чтобы всё это появилось в Крыму?
А.Д.: Я полагаю, что решить эту проблему можно просто принятием жёстких административных решений. Здесь не надо ничего – Луны с неба доставать, изобретать велосипед.
Да, возможно, что могут быть проблемы у банков. А у нас что, нет проблем вообще в финансовом секторе? У нас не украли 320 миллиардов долларов, нас не продолжают грабить? Что ещё надо?
Нет уже никаких ограничений, надо принять административные решения, заменить какие-то ключевые фигуры, чтобы к управлению конкретными предприятиями пришли те люди, которые понимают интересы государства. В этом нет ничего сложного. Но, вероятно, с этом и есть проблемы.
Вероятно, есть и государственные чиновники, которые переживают за себя любимых. Потому что принятие ими решений может повлиять на их личное благосостояние. Но тут, в отличие от руководителей конкретных предприятий, всё-таки сложнее определить, кто именно и в каком звене принимает решения на государственном уровне, кому не хватает силы воли.
Вот верховному руководству хватает. А дальше на какой ступеньке происходит этот облом? Это очень интересно проследить.
– Даша, у тебя есть ответ на этот вопрос?
Д.Ю.: Главная героиня фильма, который я снимала в Крыму – многодетная мама. И я с ней тоже говорила обо всём этом.
Она мне задаёт вопрос: "Даша, так когда мы будем вашими до конца?" Меня этот вопрос срубил сначала. Я даже не сразу поняла вообще, о чём она меня спрашивает.
Она говорит: "Мы здесь, крымчане, рады, что пришла Россия". Это реально так – они рады. Говорят: у нас строятся дороги, у нас строятся поликлиники, больницы и так далее. Моя героиня, как многодетная мама, тоже это полностью ощутила. Но…
В этой ситуации есть серьёзная опасность
– Я могу сказать, как музейные работники счастливы. Они фамилию Сергея Аксёнова с придыханием произносят, мол, он столько сделал, а ведь раньше всё было разрушено.
Д.Ю.: А как Севастополь привели в порядок? Мы ходили по музеям, смотрели. Видели панораму "Оборона Севастополя" – всё сделано на высшем уровне.
Но это всё местное. Поэтому они и говорят: мы ваши наполовинку. И они ждут, когда же будет принято политическое решение.
– А знаешь, чем эта ситуация, на мой взгляд, опасна? Сейчас на Крым смотрят Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области. Они смотрят и говорят: а мы тоже будем так долго встраиваться?
Д.Ю.: Вот, о чём и речь. Восемь лет назад все очень радовались. А сейчас они начинают чего-то бояться и говорят: мы не до конца чувствуем, что мы – ваши. Это очень опасная ситуация. И обидная.
Я не знаю, Лена, обратила ли ты внимание или нет, я в этом году была в Крыму дважды. В конце мая и сейчас ездила в командировку – Севастополь, Симферополь, Алушта. Ты едешь – и вдоль дороги рекламные билборды. Они практически везде, и на них написано: "За Россию", "За Путина", "За Донбасс". Вот как они к России относятся.