Китай построил крупнейший в мире военный дозаправщик
Китай ввел в эксплуатацию крупнейший в своей истории военный дозаправщик. Это модификация легендарного транспортника, получившего у натовцев кодовое название «Пухлая девчонка». Такой транспортный самолет способен доставить войска и технику в любую точку мира.
Десятилетие военно-инженерного триумфа и страха янки
Китай официально ввел в эксплуатацию новую модификацию Xian Y-20 Kunpeng — военно-транспортного самолета с турбореактивным двигателем. Новый тип, получивший название YY-20, нужен для дозаправки в воздухе.
К изучению характеристик самолета было приковано внимание американской и японской разведок. И в первую очередь потому, что Y-20 Kunpeng стал результатом военной кооперации России и Китая. Разработки самолета велись с 2009 года, а уже в 2013 году прототип самолета совершил первый полет.
В 2017 году Китай официально подтвердил начало серийного производства Xian Y-20 Kunpeng, который был оснащен российским турбореактивным двигателем Д-30КП-2 тягой 12 тонн. Причем китайское государственное телевидение объявило об этой новости одновременно с заявлением о начале производства истребителя-невидимки. Несомненно, это был военно-инженерный триумф Китая.
Изначально китайские разработчики заявляли, что намерены оснастить новый транспортник китайским же двигателем Shenyang WS-20 тягой 14 тонн. Именно это позволило бы достичь максимальной грузоподъемности в 66 тонн.
WS-20 — это модификация другого двигателя Shenyang WS-10A, используемого для китайских истребителей. Рекламируемый как самый мощный двигатель в истории китайского авиапрома, WS-20 проходил летные испытания на испытательном стенде Ил-76. Впервые транспортник с новым китайским движком поднялся в воздух в 2020 году.
«Успешная разработка Y-20 стала свидетельством мастерства китайских ученых и исследователей в области инженерных технологий», — заявил руководитель проекта компании Xian по созданию нового самолета Тан Чанг. Он пообещал, что ежедневно будет производиться не менее 20−30 самолетов военных модификаций, а в перспективе появится и гражданский вариант Xian Y-20 Kunpeng.
С созданием Y-20 Китай вошел в мировую авиационную элиту
Создание Xian Y-20 Kunpeng «ознаменовало собой важный шаг для Военно-воздушных сил Китая, улучшающий их возможности для развертывания стратегических сил», — прокомментировал появление самолета представитель китайских ВВС полковник Шэнь Цзиньке.
Действительно, один самолет может перевозить один танк Type 99, самый современный в Китае, который весит около 50 тонн, а также пехоту и другую технику. Максимальная дальность полета с частичной загрузкой составляет 7800 км — примерно расстояние между Пекином и Каиром.
Должно быть произведено не менее 200−300 самолетов. Таким образом, Xian Y-20 Kunpeng постепенно заменит парк китайских грузовых самолетов Y-8 и российских Ил-76, которые в настоящее время являются рабочими лошадками китайских ВВС.
Появление Xian Y-20 Kunpeng ввело Китай в мировую авиационную элиту: сейчас лишь три страны в мире могут проектировать и строить собственные военно-транспортные самолеты. Это Россия, США и Китай.
Российско-украинский Ан-124 «Руслан» официально является крупнейшим в мире транспортным самолетом, грузоподъемность которого почти в два раза превышает грузоподъемность Y-20 Kunpeng, но он снят с производства, а работы по модернизации существующего парка были заморожены с 2014 года.
Y-20 будут использовать даже для запуска спутников
Создание же Xian Y-20 Kunpeng происходило на фоне переосмысления военной стратегии Китаем. Страна все чаще берет на себя миротворческие, спасательные, разведывательные миссии все дальше от своих границ. Так, уже в 2017 году Китай построил свою первую зарубежную военную базу — в Джибути. База стала центром снабжения более 2 тысяч китайских военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях в Африке, а также в патрулировании Индийского океана.
Новый закон о борьбе с терроризмом, принятый Пекином в 2017 году, разрешил размещение войск за рубежом для участия в контртеррористических операциях.
Незадолго до этого Министерство обороны Китая опубликовало так называемую «Белую книгу» — новую военную стратегию, в которой подчеркивалась эволюция потребностей страны в области безопасности от простой территориальной обороны к развитию наступательного потенциала за рубежом.
Чтобы реализовать заморские миссии, жизненно необходим был собственный военно-транспортный самолет. Особое же беспокойство НАТО вызвало то, что Пекин решил использовать Xian Y-20 Kunpeng в качестве носителя для китайской ракетной системы воздушного базирования.
Глава Китайской академии технологий ракет-носителей Ли Тун Юй официально подтвердил, что его агентство разработало космический аппарат нового поколения с воздушным запуском, способный доставлять на низкую орбиту 100 кг полезной нагрузки. И именно Y-20 будет использоваться для запуска такой ракеты с воздуха.
Есть и еще несколько функциональных модификаций Xian Y-20 Kunpeng. Одна из них — это самолет-дозаправщик. Именно она и была официально представлена китайской армии 31 июля. Уже знакомый нам полковник Цзиньке заявил, что дозаправщик будет использоваться, в частности, для воздушной дозаправки ударных истребителей Shenyang J-16D.