Чем дольше будет длиться конфликт на Украине, тем сильнее будет падать авторитет власти
Идет шестой месяц спецоперации на Украине. Пора бы осмотреться, учесть ошибки, сделать выводы. Наши СМИ регулярно пишут о варварстве ВСУ и героизме российских солдат. Всё верно. Но давайте проанализируем ситуацию. Что произошло за эти месяцы? Что-то заняли, что-то потеряли — в частности, районы Киева и Чернигова. А украинские артиллеристы, как и 8 лет назад, по-прежнему долбят по городам ДНР и ЛНР во всевозрастающих масштабах.
Украинские ВВС и ПВО по отчетам МО РФ были уничтожены ещё в марте. Но почему тогда наши штурмовики и вертолёты работают только над линией фронта, а тяжёлые бомбардировщики вообще не показываются над Украиной?
Фактически идёт затяжная позиционная фаза боевых действий — там продвинулись на 50 метров, а тут на 30 метров отступили. Говорят, всё идёт по плану. Только вот какой это план — «пятилетний» или «семилетний»? История России показывает, что престиж власти резко растёт после маленькой победоносной войны. В августе 1914 года все политические партии России (кроме нескольких сотен большевиков) единодушно поддержали царя. Тогда 99,9% населения одобряли войну «до победного конца». Но вот прошли три года позиционной войны и, по словам Зинаиды Гиппиус, «от царя ушли, как от пустого места».
Главное же, что позиционная война абсолютно бесперспективна. В 1915—1916 годах царская пропаганда кормила народ баснями о том, что в Германии люди умирают от голода, и кайзер вот-вот капитулирует. Сейчас Киев может продолжать войну и 20 лет — при огромной экономической и военной поддержке Запада. С 3 марта 2022 года на Украине проводится тотальная мобилизация, которая может — по киевским подсчетам — дать ВСУ около миллиона человек. Их обучение уже интенсивно ведётся сейчас. СМИ дают разные оценки потерям ВСУ за 5 месяцев боёв. Максимальная цифра — 60 тысяч. В 2021 году на Украине родилось 274 тысячи детей. Пусть из них половина — мальчики. Так что воевать без ущерба для численности ВСУ может ещё сто лет.
Генералы говорят — у нас тактика такая: своих солдат бережем, вражеских перемалываем артиллерией. Но сколь бы ни малы были наши потери при таком подходе, если боевые действия растянутся на годы, суммарно потери окажутся куда больше, нежели при молниеносном наступлении. И скорее всего «позиционные» потери будут только расти.
Сейчас Украина получает сотни дальнобойных артиллерийских установок калибра 155 мм и РСЗО. На очереди, если всё так и будет тянуться, танки «Абрамс», «Леопард» и др. Вроде как украинских лётчиков на аэродромах НАТО переучивают на истребители F-16.
СССР уже приходилось вести локальные позиционные войны, как, например, война в Корее в 1950—1953 годах. Тогда северо- и южнокорейские лидеры с пеной у рта толковали об освобождении «всей Кореи». Но в США у власти оказались умные и осторожные политики, стремившиеся соблюдать правила игры и не желавшие выпускать ситуацию из-под контроля. В итоге Корею тихо разделили по 38-й параллели.
В 2022 году ситуация совсем иная. В Киеве у власти неадекватное правительство, нагло лгущее и ненавидящее Россию. Президент Байден мало дееспособен. Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которая вот-вот может сесть в кресло главы кабмина, не признаёт суверенитета РФ над Ростовской и Воронежской областями. При этом она собирается оказать помощь прибалтийским лимитрофам «через Чёрное море». Такого эрудированного премьера получит Великобритания.
Все западные лидеры забыли о грозной мощи Советского Союза и относятся к России так, как будто ей по-прежнему управляют Горбачёв или Ельцин. За последние 70 лет СССР и РФ участвовали примерно в двух десятках локальных войн, в каких-то мы побеждали, где-то нас побеждали — в любом случае мы уходили более-менее целыми.
Но Украина — не тот случай. Просто так уйти не удастся. В случае поражения Россию ожидает катастрофа. И закончить дело как в Корее, компромиссом, тоже не получится.
Остаётся биться до победного конца. Но сколько на это потребуется времени и каких потерь будет стоить при нынешних темпах спецоперации? И когда это будет? В 2023-м? В 2024-м?
Не надо изобретать велосипед, а надо действовать, как это делали Германия, СССР и другие страны — мобилизовать экономику и людские резервы. Заводы должны переходить на производство военной продукции или продукции двойного назначения. Максимально быстро должна происходить расконсервация советских танков, артиллерии и другого вооружения. Не надо забывать, что необходимая военная техника может быть свободно закуплена в нейтральных странах, что массово делала Украина в 2014—2022 годах.
Нужно ли объявлять мобилизацию в РФ? Это вопрос чисто организационный и пропагандистский, пусть его решает руководство МО. Но в любом случае не нужно гнать необученную молодёжь на фронт под пули, как это делалось в 1941—1942 годах. Однако вспомним историю — в конце 1941 года среди стран гитлеровской «оси» разразился грандиозный скандал. Немцы утверждали, что русские перебросили все свои дивизии с японской границы под Москву и Сталинград. Японцы клялись, что все дивизии на месте. Причём правы были обе стороны.
Дальневосточные дивизии, хорошо обученные и отлично экипированные, садились в эшелоны и через несколько недель наступали на немцев, по сути переломив ход Московской битвы. Но каждая дивизия оставляла на месте кадры — 40−60 человек. И сразу по убытию войск на фронт в освободившиеся казармы поступали тысячи призывников. Каково японским шпионам? Они видели в окнах казарм свет, маршировавших на плацу солдат. А их обвиняли во лжи.
Сейчас этот опыт можно использовать — мобилизованных отправлять в тыловые части и срочно обучать. А бывшие до них боевые части отправлять на фронт.
Надо с осторожностью относиться к студентам и молодым квалифицированным рабочим. А вот по Москве шляются сотни тысяч молодых приезжих, которые не работают, не учатся и неизвестно чем занимаются. Почему бы их не мобилизовать в армию? Мне возразят — неизвестно какие из них получатся солдаты. Заставят — каждый станет солдатом, как в 41-м. И не обязательно всех ставить под ружье. В американской армии каждого военнослужащего в тылу обслуживают 10 человек. У нас — меньше. Военным строителем можно быть и при плохом знании русского языка.
Только в охранных бюро Москвы сотни тысяч опытных охранников. Почему бы 80% из них, причём самых молодых, не отправить на Украину? Не следует забывать, что в случае нестабильности в РФ олигархи легко сформируют из личного состава охранных бюро целые частные армии, опять же вспомним Украину и ее нацбаты.
Чтобы не увязнуть на годы, Россия должна увеличить свой контингент на Украине в 5, а то и в 10 раз. Главное же — начать разрушение инфраструктуры Украины, которая так и так будет уничтожена отступающими украинскими войсками. В первую очередь — электростанции, химзаводы, мосты — то есть делать то, что делал и делает Киев с 2014 года в ДНР и ЛНР.
Вспомним Югославский конфликт. Многонедельные бомбардировки НАТО привели к потере около 5% югославской военной техники в Косово. Американские офицеры бились в истерике, увидев выходящие в полном порядке из Косово подразделения югославской армии. Однако, когда НАТО удалось почти полностью разрушить инфраструктуру Югославии, Белград вынужден был капитулировать.
Естественно, помимо перечисленных мер должны быть применены ещё десятки. Главное, чтобы вооруженный конфликт завершился в 2022 году. От этого зависит будущее России.