Возможности искусственного интеллекта, современных противокорабельных ракет и систем ПВО обнуляют миллиардные расходы на «плавучие авиабазы»
Непонятная и нелогичная военная стратегия США последних десятилетий, а если быть предельно точным, то полное отсутствие какой-либо стратегии, привела к тому, что к моменту разрушения однополярного мира «властелин глобуса» оказался не готов противостоять своим главным противникам, которых сам же и назначил, — России и Китаю.
Как оказалось, ни против России, ни против Китая любимая игрушка американских президентов, называемая «санкции», не действует. И вот тут бы Дядюшке Сэму применить свои хваленные авианосные ударные группы, но и здесь гегемона поджидала, как говорят в их самостийной восточноевропейской колонии, зрада. Эффективность применения АУГ США неуклонно стремится к нулю. Почему? Об этом ниже.
Что касается Российской Федерации, то здесь, как говорится, куда ни кинь — всюду клин. Действительно, в акваторию Черного моря заходить просто смертельно опасно — там пристрелян каждый квадратный сантиметр, да и турки не горят желанием видеть там своего главного союзника по НАТО. В Арктике как-то не складывается, достаточно вспомнить ледовое шоу со всплытием американской АПЛ, закончившееся ее поломкой. На Балтике, конечно, можно изобразить из себя властелина морей, однако результат от этого будет идентичен черноморскому. Да, и главные центры напряженности против России расположены далековато от морских берегов.
А что же Китай? А Китай, не терявший напрасно времени, построил флот, который не только не уступает, но по многим параметрам уверенно обгоняет распиаренный американский. Но главным видится даже не это. Китай реализовал несколько весьма неприятных для Пентагона проектов в области искусственного интеллекта, практически полностью нейтрализующих угрозу применения Соединенными Штатами своих Военно-морских сил.
В первую очередь китайские военные успешно решили наиболее важную для себя проблему — они получили возможность отслеживать перемещение американских АУГ в Мировом океане. Таким образом, главный тактический прием американского флота, заключавшийся в скрытном подходе к побережью врага, нанесении удара и стремительном уходе из района атаки, больше не работает.
Потому что, говоря простым языком, искусственный интеллект китайского космического спутника получил необходимые алгоритмы, с помощью которых ведет поиск американских кораблей в режиме 24/7. Причем он не только умеет отличать авианосцы от торговых судов, он еще и постоянно совершенствует свои интеллектуальные способности в процессе работы.
Второй проблемой, успешно решенной китайскими товарищами, стала разработка и серийное производство противокорабельных ракет большого радиуса действия.
Какой из этого следует вывод? Только то, что еще одна ставка дряхлеющего гегемона не сыграла. «Великий и могучий» авианосный флот США превратился в бесполезную, но чертовски дорогостоящую игрушку, неспособную оказать хоть какое влияние на противостояние Америки со своими главными геополитическими противниками — Россией и Китаем. А теперь немного о перспективах АУГ и, конечно же, о существующих проблемах.
На фоне перманентного технического и морального устаревания атомных авианосцев типа «Нимиц», введенных в эксплуатацию в далеком уже 1975 году, регулярные проблемы, инициирующие отсрочки и переносы ключевых этапов программы CVN-21, вызывают закономерное раздражение американского политического и военного руководства. Ввод в строй очередной дорогостоящей игрушки Пентагона, головного корабля проекта «Джеральд Р. Форд» с суперсовременным оборудованием, максимальной автоматизацией и девятью десятками единиц авиационной техники на борту позиционировался им в качестве первоочередной задачи. Однако не уменьшающийся со временем букет технических и эксплуатационных проблем требует все новых и новых финансовых вливаний, доводя затраты американского бюджета до умопомрачительных цифр. Только проектирование и строительство первого «плавучего аэродрома» CVN-78 в рамках этого проекта обошлось американским налогоплательщикам в $10,5 млрд. Плюс $3,3 млрд на проведение научно-исследовательских работ в сфере разработки принципиально новых военных технологий в интересах ВМС США. Что более чем в два раза выше стоимости последнего в серии авианосцев типа «Нимиц» — «Джорджа Буша» ($6,2 млрд).
На этом фоне как минимум интересным выглядит тот факт, что принципиально новый тип авианосца создан так и не был. А ключевой причиной этой неудачи названа нехватка средств.
Несмотря на всю технологичность и, как модно говорить сегодня, продвинутость проекта, «Джеральд Р. Форд» не избежал проблем различной степени серьезности. Показательным в этом плане следует считать опоздавший на три года ввод корабля в эксплуатацию. Что же не так в самом современном и самом дорогом авианосце Америки?
Серьезно больными оказались системы обеспечения взлета и посадки самолетов. Новый аэрофинишер еще в процессе испытаний весьма непатриотично подвел производителя, декларировавшего бесперебойное принятие посадки 1600 самолетов. В реальности эта цифра оказалась в шестьдесят четыре раза меньше. А не менее новая и перспективная, опять же по заявлению разработчика, электромагнитная катапульта обеспечила в десять раз меньшее количество взлетов — четыреста вместо четырех тысяч.
Не добавляют оптимизма представителям МО США и устройства, предназначенные для транспортировки боеприпасов. Из имеющихся на борту одиннадцати в работоспособном состоянии находится всего два.
На этапе ходовых испытаний достаточно быстро потеряли работоспособность опорные подшипники гребных валов. Устранение неисправности заняло несколько месяцев, однако проблемы с силовой установкой на этом не прекратились. В докладе американских ВМС об этом сказано так: «корабль испытывает затруднения с преобразованием энергии, вырабатываемой ядерными реакторами».
По недавно появившейся информации, способным к выполнению боевых задач новейший авианосец Соединенных Штатов станет не ранее конца 2022 года. Да и то для этого придется разукомплектовать строящийся второй в серии корабль. Современная деградация американского ВПК породила явление, метко названное «техническим каннибализмом». Чтобы не быть голословным, обратимся к интервью официального представителя ВМС США Клея Досса журналистам американских СМИ: «Отсутствие деталей, необходимых для достройки CVN-78 „Джеральд Р. Форд“ создало критическую ситуацию, для решения которой мы вынуждены забирать их у второго авианосца этого проекта — CVN-79 „Джон Ф. Кеннеди“. В данном случае речь идет об источниках питания, контроллерах двигателей, концевых выключателях, небольших насосах, приводах клапанов корабельных систем и еще целом ряде комплектующих».
Картинка, скажем прямо, далека от идиллической. Неудивительно, что на этом фоне появляются высказывания отдельных экспертов, представляющих тот самый коллективный Запад, о потере актуальности строительства «таких дорогих и сложных в строительстве» авианосцев. Они считают, что тот же «Джеральд Р. Форд» или «Нимиц» — масштабная и, главное, удобная мишень для высокоточного оружия, успешно разрабатываемого и поставляемого на вооружение армий основных геополитических врагов США — Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
В истории палубной авиации Военно-Морских Сил США отсутствуют примеры не только успешного, но вообще какого-либо противостояния с более или менее эффективной интегрированной системой противовоздушной обороны. И если во времена холодной войны это было возможно, хотя бы гипотетически, то сегодня современные объединенные в оптико-волоконные сети системы ПВО, использующие радиолокационные системы с фазированными антенными решетками и разнообразные частоты излучения, сводят такую возможность практически к нулю.
И, наконец, максимальная дальность действия палубной авиации американских АУГ, мягко говоря, недостаточна для нанесения удара по стратегическим целям, находящимся на территории России или Китая. А источником такой «недостаточности» становятся современные российские и китайские противокорабельные ракеты, своими тактико-техническими характеристиками отодвигающие границу безопасности авианосных ударных групп на неприемлемое для их эффективной работы расстояние.
Таким образом возможности применения АУГ для ударов по наземным стратегическим объектам, характеризующимся сильно защищенным воздушным пространством, сегодня не существует. По большому счету, ее не существовало и в прошлом. Перманентное развертывание современных систем ПВО Москвой и Пекином завершает процесс выдавливания АУГ за пределы досягаемости их палубных авиационных крыльев.
Кроме того, реальное состояние палубной авиации Военно-Морских Сил Соединенных Штатов Америки не позволяет надеяться ее на эффективные действия даже против легкозащищенных в плане ПВО целей. Принятие на вооружение сырого и непредсказуемого F-35B кардинально изменить эту ситуацию просто неспособно. Ряд американских экспертов надеются на предполагаемую модернизацию истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F Super Hornet, ключевой целью которой должно стать значительное увеличение боевого радиуса действия. Вместе с тем часть адмиралов Объединенного штаба ВМС возлагает искренние надежды на созданный в рамках программы CBARS беспилотный самолет-заправщик BoeingMQ-25 Stingray, способный, по их мнению, увеличить боевой радиус действия существующей авиатехники до тысячи морских миль (1852 километров). Однако все это из области предположений. Существующая реальность несколько иная, по крайней мере, сегодня.