Россия делает свой шаг после провала Джо на Ближнем Востоке
Фото: tsargrad.tv

Очередной раунд геополитических шахмат состоится в ближайшие часы. После провала турне Джо Байдена по Ближнему Востоку свой шаг делает Россия.

Президент России Владимир Путин посетит Иран 19 июля, где встретится с президентом Турции Реджепом Эрдоганом и президентом Ирана Ибрахимом Раиси.  Помимо трёхсторонней встречи пройдут и двусторонние переговоры. Иран станет третьей страной, которую Владимир Путин посетит после начала спецоперации.

Надо сказать, что турне президента США Джо Байдена по странам Ближнего Востока кончилось провалом. Теперь свой ход делает Россия. 

Россия – Иран: отношения укрепляются

Эту поездку, которая будет иметь колоссальное геополитическое значение, в программе "Царьград. Главное" ведущий Никита Комаров обсудил с политологом Фархадом Ибрагимовым.

Никита Комаров: Владимир Путин давно не был в Иране. Сейчас, с учётом всех событий и с учётом геополитической обстановки, этот визит, на мой взгляд, является чрезвычайно важным. Тем более что он там не только с Раиси будет проводить переговоры, но ещё и с Реджепом Эрдоганом встретится. Что вы ждёте от этого визита?

Фархад Ибрагимов: Действительно, это очень важный визит нашего президента в Исламскую республику. Никита, мы с вами ещё год назад в эфире телеканала Царьград обсуждали действия Раиси, когда он станет президентом, – что он будет делать, куда двигаться. Мы тогда делали прогнозы, как будут развиваться отношения между Россией и Ираном. И тот наш прогноз в основном оправдался: отношения двух стран стали укрепляться.

– Да, помню, на 100% оправдался.

– Мы можем даже себя за это похвалить – за наш точный прогноз. Действительно, консерваторы, которые находятся у власти в Исламской Республике, действует очень рационально. Они ценят отношения с нашей страной, поэтому для них важен приезд президента Путина, давно не посещавшего Иран.

И тот факт, что Владимир Путин будет принимать участие в трёхстороннем саммите, говорит о том, что Россия в очередной раз демонстрирует своё влияние, что она находится во главе геополитического треугольника, который был сформирован в этом регионе Ближнего Востока.

Благодаря нашим инициативам давние исторические соперники – Турция и Иран – находятся в кооперации и обсуждают достаточно важные геополитические и геоэкономические возможности, которые могут всех нас объединять.

Россия делает свой шаг после провала Джо на Ближнем Востоке

В ИРАНЕ ОЧЕНЬ ЦЕНЯТ ОТНОШЕНИЯ С НАШЕЙ СТРАНОЙ, ПОЭТОМУ ДЛЯ НИХ ВАЖЕН ПРИЕЗД НАШЕГО ПРЕЗИДЕНТА, ДАВНО НЕ ПОСЕЩАВШЕГО ИРАН. ФОТО: IRANIAN PRESIDENCYGLOBALLOOKPRESS.

Мы знаем прекрасно, что у Ирана отношения с Америкой, мягко говоря, очень натянутые. Отношения Турции с американцами тоже оставляют желать лучшего, во всяком случае союзническими их назвать нельзя. Ну, а отношения наши с американцами – тут даже и обсуждать нечего.

Естественно, прежде всего хотелось бы коснуться российско-иранских отношений. Как я предполагаю, будет обсуждаться более углублённая наша кооперация с Ираном. Если раньше санкции в отношении Исламской Республики ставили нам барьер, из-за чего мы не могли нормально развивать наши взаимоотношения, то сейчас эти барьеры сломаны самим же Западом.

Это значит, что нам сейчас предстоит проделать огромную работу по развитию нашей кооперации и взаимоотношений с Исламской Республикой. Возможно, будут обсуждаться вопросы, касающиеся присутствия компаний из России в Иране и беспрепятственной работы иранских компаний на наших рынках.

Это, конечно, повлияет на рост товарооборота. Тем более что цифры в этом отношении достаточно оптимистичны. Например, по итогам 2021 года они уже пробили отметку в 4 миллиарда долларов.

Атомные проекты – для Ирана это очень важно

– Будем объективны – товарооборот с Турцией уже превысил 33 миллиарда долларов.

– Безусловно. Но, когда на протяжении десятилетий наш товарооборот с Ираном не превышал 1,5–2 миллиардов долларов, то за один год он резко возрос в два раза. И я думаю, что эти показатели будут расти и дальше.

Тем более недавно в Иран приезжал наш вице-премьер Александр Новак, а министр нефти Ирана Джавад Оуджи заявлял о том, что они рассматривают возможность выхода товарооборота на уровень аж в 600 миллиардов долларов. И к этому, конечно же, надо стремиться.

Я думаю, что прежде всего будут обсуждаться вопросы наших атомных проектов в Иране – для Исламской республики это очень важная тема. Конечно, многие иранские политики рассчитывают на возобновление ядерной сделки, но, говоря откровенно, тут прогнозы для Тегерана не самые оптимистичные, скорее всего, у этой ядерной сделки будущего пока нет.

И, с одной стороны, для иранцев в этом есть положительный момент: европейские партнёры не смогут загонять их в рамки: мы входим в ядерную сделку, вот вам плюшки, а вы отказываетесь от собственной внешней политики, минимизируете отношения с Китаем, сведёте в ноль отношения с Россией. Такая постановка вопроса иранцев не устраивает.

Понятно, что в рамках двусторонней встречи Владимира Путина и Ибрахима Раиси в Тегеране будут обсуждаться и вопросы геополитики. Будет затронут и сирийский вопрос – тоже достаточно актуальная тема. Россия продолжает вносить особую лепту в этой арабской стране ради урегулирования ситуации, в чём Иран очень заинтересован.

Иран знает, кто виноват в украинском конфликте: это НАТО

– А что касается украинского вопроса? Вот здесь может ли что-то обсуждаться или Иран здесь, скорее, сочувствующим наблюдателем выступает?

– Наблюдателем, но, тем не менее, свою чёткую позицию Тегеран высказал. Конечно, они за мир в регионе и так далее. Но они чётко обозначили, что во всём этом конфликте виноваты исключительно Америка и НАТО. Потому что, если бы не их деструктивные действия в отношении Украины, всего того, что мы наблюдаем, не происходило бы.

У Ирана очень чёткая, взвешенная позиция. Они прекрасно понимают, кто провокатор в этой ситуации. Они прекрасно понимают, что власти в Киеве не самостоятельны, абсолютно зависимы от Запада, поэтому они не намерены выстраивать нормальные добрососедские прагматичные отношения с Россией.

Причём не с чужой страной, а со страной, с которой связывает очень многое. Это исторически сложившееся братское государство, по всем аспектам – этническим, моральным, религиозным. С этой точки зрения, в Иране все всё прекрасно понимают и никаких иллюзий не питают. Да даже в Турции НАТО назвали основным виновником конфликта.

– А по военно-техническому сотрудничеству здесь возможны какие-то подвижки?

– Безусловно, как раз хотел к этому вопросу подойти. Я думаю, что здесь иранцы очень рассчитывают на нас, как на главного партнёра, который мог бы стать таким лидирующим в деле поставок вооружений из нашей страны, в котором Иран нуждается. Здесь сомнений нет.

Кстати, недавно появилась информация о том, что Иран может поставить нам беспилотники. Но мне это кажется не совсем возможным. Но Россия будет заниматься решением этого вопроса.

Подводя итог, отмечу, что нас очень многое связывает в вопросах экономического, политического, военно-технического сотрудничества. Это те сферы, в которых мы можем успешно двигаться вперёд.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий