Опасаясь прослушки со стороны России и Китая, ЕС оборудует зал для секретных переговоров
В Евросоюзе собираются построить защищенный бункер, в котором европейские лидеры смогут вести переговоры, не опасаясь прослушки со стороны России и Китая. Идея, как сообщает британская газета The Times, появилась на фоне опасений, что Кремль прослушивал совершенно секретные обсуждения санкций и мер по снижению зависимости ЕС от российского газа.
Впрочем, подобная мотивация, возможно, лишь версия самого издания. Но что касается обустройства специального бункера для тайных контактов, то эти планы вполне реальны. О них ранее информировал бельгийский интернет-ресурс EUobserver, в распоряжении которого оказался документ, подтверждающий, что соответствующий проект, стоимостью 8 млн. евро, уже существует.
«Защищенный от шпионов» зал, согласно этим данным, должен появиться к 2024 году в комплексе зданий Совета ЕС В Брюсселе, где уже проводятся саммиты. Новое помещение будет иметь сертифицированную НАТО изоляцию военного образца для предотвращения риска «демаскирующий излучений». Что, по утверждению The Times, якобы не позволит русским, китайцам или другим лицам перехватывать электромагнитные и радиоволны, генерируемые экранами и проводами микрофона.
В бункере смогут разместиться около ста человек — это руководители европейских стран, их секретари и обслуга. Причем, весь персонал — что особо подчеркивается, — включая официантов и уборщиков, пройдет проверку и получит доступ к секретной информации ЕС. К ней, как следует из материала, относятся сведения, способные нанести серьезный ущерб интересам Союза, вызвать международную напряженность, угрожать жизни или общественному порядку.
Отмечается, что все усилия сотрудников бункера будут направлены на то, чтобы никто не пронес в помещение прослушивающие устройства. Поэтому каждому посетителю, прежде чем зайти внутрь, придется оставить телефон, ноутбук, смарт-часы и другие электронные девайсы в специальном звуконепроницаемом шкафчике.
В принципе, инициатива замечательная и вполне вписывается в нынешний общеевропейский тренд с его русофобской паранойей и шпиономанией. Не хватает, пожалуй, только шапочек из фольги, которые бы защищали мозг «еврозаговорщиков» от «тлетворного» влияния Москвы и Пекина.
Правда, все эти персонажи до того предсказуемы, что их мысли и дела мы знаем наперед. Столетиями господа думают лишь о том, как ослабить и уничтожить Россию, дабы прибрать к рукам все ее богатства.
Однако им не русских с китайцами следует бояться, а самих себя и своего главного сюзерена — США, которые давно накрыли Старушку Европу своим всеслышащим ухом. Достаточно вспомнить, например, скандал годичной давности, связанный с датскими спецслужбами, которые несколько лет, как выяснилось, помогали американцам следить за высокопоставленными политиками Швеции, Франции, Норвегии и Германии. В числе тех, чьи телефоны постоянно прослушивались, оказались Эммануэль Макрон и Ангела Меркель. Причем, власти Дании все знали, но ничего своим союзникам по ЕС не сообщили.
Меркель, вообще, находилась под «колпаком» американской разведки АНБ с 2002 года. Что вскрылось лишь в 2013 году с подачи беглого экс-агента этой службы Эдварда Сноудена. Благодаря ему же стало известно, что объектами прослушки со стороны США являлись еще 38 иностранных дипмиссий в Вашингтоне и Нью-Йорке, а также штаб-квартира Евросоюза в Брюсселе.
Но, что интересно, в обоих случаях европейцы пошумели, повозмущались… и затихли.
Прокомментировать новую инициативу ЕС «СП» попросила эксперта Российского совета по международным делам, доцента кафедры политической теории МГИМО Ивана Лошкарева:
— Есть такая штука — бюрократическая рациональность, когда что-то рационально не вообще, с точки зрения глобальных процессов или финансовой динамики, а с точки зрения вашей конкретной организации. Вашей организации, допустим, выгодно получать больше денег, создавать больше программ, нанимать больше людей, и тогда она, вроде бы, будет успешной. Как только количество проектов и денег начинает сокращаться, ее уже будут считать менее успешной.
И вот попытка бюрократических структур ЕС всячески бороться с нашей угрозой, даже в тех вопросах, где это заведомо ненужно, в общем-то, укладывается в эту бюрократическую логику. Почему бы не иметь такую программу, на которую можно списать деньги, нанять специальный штат сотрудников для соблюдения режима секретности. Они будут следить, как обмениваются сообщениями, на кого распространяются какие-то материалы заседаний вот этих институтов ЕС.
Все это вполне укладывается в логику рациональной бюрократии. Но с точки зрения рациональности международной большого смысла это, конечно, не имеет.
Дело в том, что в таких чувствительных ситуациях, когда решения разрабатываются узким кругом людей, обычно работают не на уровне прослушки, не на уровне кражи документов, а через так называемых агентов влияния. Тех, кто в определенный момент может дать какие-то сигналы.
Сейчас в США разгорается очередной скандал с сыном нынешнего президента — Хантером Байденом, который, очевидно, был таким агентом влияния, и в определенный момент давал какие-то сигналы китайской стороне.
Хотя в этом контексте, мне кажется, логичнее все же обратить внимание на публикации об Австрии. О том, что натовские и еэсовские руководители подозревают, что некоторые австрийские дипломаты и высокопоставленные чиновники работали, так скажем, «благожелателями» России.
Для этого не нужно было иметь прослушку. Здесь достаточно было просто быть включенными в рассылку каких-то документов, в обсуждение неких процессов и проектов решений, чтобы иметь возможность сообщить какую-то информацию.
Вполне допускаю, что не только австрийские бывшие чиновники этим занимались. Но, по крайней мере, в отношении Австрии были достаточно открытые материалы, которые вполне заслуживали доверия.
«СП»: — Поэтому экс-главе МИД Австрии Карин Кнайсль теперь угрожают, и она вынуждена уехать из страны? А всего лишь на собственной свадьбе потанцевала с Путиным…
— Думаю, здесь все гораздо глубже. Австрия пыталась активно сохранять свой нейтралитет. И, конечно, для этого ей нужно не только общение с НАТО, но и с другими странами. В том числе, с Россией. Поэтому это глубже, чем просто танцы. Другое дело, что сейчас коллективный Запад считает подобное нарушением блоковой дисциплины. Поскольку внутри любого блока — в данном случае, ЕС — есть какие-то общие правила отношений с внешними игроками.
«СП»: — Поэтому скандалы с прослушкой европейских лидеров так быстро забылись? США, если следовать Оруэллу, «более равны»?
— Действительно, в такого рода иерархических военно-политических блоках принято не критиковать тех, кто наверху иерархии. То есть — Соединенные Штаты. И, безусловно, это создает нервную атмосферу в европейском политикуме. Создает ощущение неуверенности.
И здесь я бы вспомнил не столько историю с «Пегасом» — шпионской программой, которую активно использовали для слежки за европейскими элитами. А утекший в СМИ частный разговор бывшего польского министра иностранных дел Радослава Сикорского, где он рассуждал о роли американцев в обеспечении безопасности Польши. Там очень любопытные были суждения, вплоть до того, что «мы лижем одно место американцам, а взамен ничего не получаем».
Так что, повторюсь: здесь работает та самая дисциплина военно-политического блока. А вот когда какой-то внешний игрок пытается участвовать (хотя бы в процессе обсуждения, чтобы понять, куда приведут те или иные решения), это уже воспринимается как нечто очень чувствительное. Просто потому, что это игрок из другой «команды».
И, опять же, я бы не сказал, что здесь Россия самый активный участник. Пару лет назад в тех же США был громкий скандал, когда член комитета по разведки Конгресса Эрик Сволвелл оказался уличенным в контактах с молодой азиаткой. Это, кстати, похоронило его президентские амбиции на тот момент.
Поэтому, я не думаю, что здесь есть какая-то реальная, именно российская, угроза шпионажа для ЕС. Здесь скорей логика такая — бюрократической рациональности. Давайте, мол, расширим сферу своего ведения и еще этой проблемой займемся, потому что расширение штата, расширение бюджетов…
«СП»: — То есть, серьезно к этим «шпионским играм» можно не относиться?
— По текущему уровню отношений с ЕС и НАТО, я не думаю, что это какой-то серьезный шаг в сторону дальнейшего их ухудшения. И так уже мы достигли дна. Поэтому вряд ли что-то это меняет.
Но это может свидетельствовать о том, что есть какие-то задумки более дерзких (по-плохому) и авантюрных решений, которые Западу не хотелось бы раньше времени делать известными остальному миру. В этом смысле это может быть опасно. Хотя, с учетом того, что мы по-прежнему остаемся ядерной державой, не думаю, что это может быть слишком серьезно.