Россия национализирует Сахалин. Дальше берем Японию?
Фото: kz.tsargrad.tv

Владимир Путин подписал указ, согласно которому оператор проекта "Сахалин-2" – Sakhalin Energy (совместное предприятие "Газпрома", Shell, Mitsui и Mitsubishi) – будет заменён на новое российское юридическое лицо. При этом имущество компании станет собственностью страны.

Решение президента многие считают началом масштабной национализации тех энергетических активов, к которым имеют отношение компании из "недружественных" стран.

Некоторые аналитики увидели в этом решении ещё и желание властей России подтолкнуть западные компании к принятию принципиального решения: уходить им или оставаться. 

"Сахалин-2": труба для откачки из России миллиардов

История проекта "Сахалин-2" является одним из наиболее ярких примеров той колониальной политики, которую проводил Запад по отношению к России на протяжении последних десятилетий, и особенно в 90-е годы.

Закон о соглашениях о разделе продукции (СРП), инициатором которого стала партия "Яблоко" и лично Григорий Явлинский, был принят в 1995 году. По СРП иностранцы получали беспрецедентные возможности по выкачиванию наших ресурсов, направляя в бюджет государства сущие копейки.

К началу нулевых годов было заключено 262 подобных соглашения, – напомнил ведущий программы "Без цензуры" Никита Комаров. – Закон был настолько грабительским и колониальным, что даже в то время, когда Владимир Путин не имел столь широких возможностей, как сейчас, он приложил все усилия для его отмены, и в результате из 262 соглашений было отменено 260. Нетронутыми по политическим причинам остались лишь проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Выкинуть из страны такие компании, как Exxon Mobil или же Shell, которые непосредственным образом связаны с глобалистами, а также японцев, было в то время невозможно.

Впрочем, даже тогда, в ходе тяжелейших переговоров, Путину удалось к 2006 году обеспечить "Газпрому" контрольный пакет в проекте "Сахалин-2". После чего структура акционерного капитала стала выглядеть следующим образом: "Газпром" – 50% + 1 акция, то есть контрольный пакет, Shell – 27,5 и минус одна акция, Mitsui – 12,5%, и Mitsubishi – 10%.

Россия национализирует Сахалин. Дальше берем Японию?

СТРУКТУРА АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА ПРОЕКТА "САХАЛИН-2" ПОСЛЕ 2006 ГОДА. СКРИНШОТ: ЦАРЬГРАД.

Деньги из Сахалина выкачивались огромные. Например, в 2018 году прибыль "Сахалина-2" составила 128 миллиардов рублей. Для отдельно взятого проекта это очень много, просто колоссальные средства. Собственно говоря, так Запад и выкачивал ресурсы из нашей страны, через "Сахалин-2", через банки различные, через золото. И суммарно всё это составляло триллионы рублей ежегодно.

Сейчас, когда борьба против либерального глобализма вошла в решающую стадию, государство начало подчищать все эти так называемые проекты. Дошло дело и до "Сахалина-2". Руководствуясь законодательством России о нарушении иностранцами своих обязательств по поставке оборудования, Владимир Путин принял решение реорганизовать работу проекта.

До настоящего момента управляющая "Сахалином-2" компания "Сахалин Энерджи" была зарегистрирована, вот только вдумайтесь, на Бермудских островах. Ну, впрочем, особо ничего удивительного здесь нет. Эта заморская территория Великобритании активно используется глобалистами для выкачивания ресурсов из неоколониальных стран.

Теперь президент поручил создать новое ООО, разумеется, в российской юрисдикции, куда перейдут доли нынешних акционеров в случае их согласия. Однако деньги от "Сахалина-2" иностранцы уже не получат, поскольку прибыль будет зачисляться на счета типа С, без возможности вывода за границу.

Но даже для того, чтобы получить хотя бы счёт типа С, англо-голландцам и японцам необходимо дать своё согласие, что может рассматриваться как нарушение западных ограничений. И, таким образом, единственным фактическим получателем денег "Сахалина-2" будет государство.

Теперь, что касается японцев, то на мой взгляд, необходимо полностью прекратить поставки СПГ в Японию, – считает Никита Комаров. – Токио сильнейшим образом зависит от импорта наших энергоресурсов. Практически весь СПГ с Сахалина, а это 9,6 миллиона тонн в год, идёт в Японию. Собственно говоря, именно поэтому Токио так и держится за проект, даже сейчас. Но Япония абсолютно бесперспективная страна.

Можно сколько угодно говорить о том, что она и после 1945 года всё так же находится в заложниках у американцев. Однако врагом от этого быть японцы не перестают. Да, какие-то робкие попытки обретения суверенитета Япония делала при Синдзо Абэ. Но всё это было детским садом.

Цепляться за Японию у России нет никакого смысла. Даже если представить себе, что после окончательного распада однополярного мира Япония обретёт суверенитет, это будет страна с деградирующей экономикой и резко сокращающимся населением, а также с устаревшими технологиями, – напомнил ведущий. – Нынешний высокотехнологичный экспорт Японии обеспечивается исключительно благодаря популярности известных брендов. Новаций в них минимум. Китай и Южная Корея, к примеру, ещё около пяти лет назад обогнали Японию по уровню технологического суверенитета.

Зато СПГ мы имеем возможность направить нашим нынешним и будущим союзникам, которые в нём также очень сильно нуждаются. Спрос на СПГ сейчас колоссальный.

Что касается национализации "Сахалина-2", то необходимо думать, как распределить прибыль, которая окажется замороженной, на счёт типа С. Это будут десятки миллиардов ежегодно. Может быть, кому-то сумма покажется небольшой. Но здесь важен принцип – смена экономической парадигмы, смена идеологии. А куда вложить деньги – мы уж точно найдём.

Россия национализирует Сахалин. Дальше берем Японию?

СТАНИСЛАВ МИТРАХОВИЧ: "МЫ ПОДТАЛКИВАЕМ СТРАНЫ И КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ У НАС СЕЙЧАС СЧИТАЮТСЯ НЕДРУЖЕСТВЕННЫМИ, К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ: НУЖНА ИМ РАБОТА В РОССИИ ИЛИ НЕТ". ФОТО: ЦАРЬГРАД.

Допрыгаются – не будет у Японии ни денег, ни активов

Эту тему в программе "Без цензуры" ведущий Никита Комаров обсудил с экспертом по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станиславом Митраховичем.

Никита Комаров: Как, на ваш взгляд, сейчас поступят японцы и Shell? Как я понимаю, им предложат войти в акционерный капитал нового ООО, которое будет находиться в нашей русской юрисдикции. Они согласятся или скажут "до свидания"?  

Станислав Митрахович: Моя версия такая: мы этими шагами подталкиваем страны и компании, которые у нас сейчас считаются недружественными и которые объявляли о том, что работа в России им не нужна, принять наконец решение.

А если им Россия всё-таки нужна, то им придётся перерегистрироваться по новым правилам, объяснив заодно своим американским друзьям, что идти навстречу России в некоторых случаях правильно, особенно если речь идёт о каких-то важных проектах.

Япония, действительно, очень зависит от "Сахалина-2": порядка 8% всего импорта газа Японии – это "Сахалин-2". Россия, наоборот, здесь имеет преимущество переговорное, поскольку газ легко перенаправить. Это товар дефицитный, а в Восточной и Юго-Восточной Азии на него найдётся спрос, те же китайцы, да и кто угодно может этот газ купить.

Я полагаю, что японцы постараются не мытьём, так катаньем, но в проекте остаться. Они подадут заявки, что они там и существовали, что они не хотели уходить, что они готовы работать, что они вообще зайчики. И есть вероятность, что после этого их в проекте оставят.

Если японцы не согласятся идти на наши условия, то они потеряют деньги, потеряют активы. Закончится тем, что их активы перейдут либо каким-нибудь китайцам, либо какой-нибудь нашей отечественной компании. Поэтому, я думаю, японцы постараются за проект держаться.

Что касается Shell, то он, как вы помните, одним из первых заявил, что из России ему надо уйти. Потому что Россия такая ужасная страна, что здесь просто жить нельзя. И как только сотрудник Shell приезжает в Россию, видимо, он здесь начинает испытывать головные боли, головокружения и так далее. Вот, мы их, собственно, подталкиваем к окончательному решению.

Если вы считаете, что Россия такая страна, где вы работать не можете и не должны, пожалуйста, не подавайте документы на переоформление в качестве акционера "Сахалина-2", который теперь будет не на Бермудах, а в России. Это означает, что ваш актив просто будет вами потерян и в дальнейшем продан либо кому-то из компаний в России, либо китайским или индийским.

А вы можете потом перед своими акционерами отчитаться, что из вас такие грамотные менеджеры, что потеряли актив на несколько миллиардов долларов. Если вашим акционерам это понравится, мы будем радоваться за ваших акционеров и, собственно, за вас как за менеджеров компании.

Если вы потом будете плакаться, что не хотели уходить, что вас заставили американские какие-нибудь власти, то это уже будет ваша проблема. Тогда напишите какую-нибудь статью в ключевом англосаксонском издании о том, какие вы хорошие, а вас заставили так поступить нехорошие политики. Но сейчас мяч ещё на вашей стороне.

"Сахалин-2" и без Shell будет прекрасно работать

– Что касается технологической составляющей. Насколько я слышал, в проекте "Сахалин-2" используются какие-то такие уникальные технологии, которых в России нет, а Япония, Британия, Голландия ввиду введённых санкций отказываются поставлять эти технологии и оборудование. Чем это может грозить нам?

– Японцы в проекте вообще никакими технологиями не участвовали. Они просто давали деньги. Технология двойного хладагента, которая использовала обычно прохладную, мягко говоря, погоду в этом регионе, для того чтобы уменьшать энергетические затраты для производства СПГ, была от компании Shell.

Но они эту технологию предоставили, когда завод открылся, больше 10 лет назад. Я лично сомневаюсь, что там нужен технологический авторский надзор Shell, без которого проект работать не будет. У нас в этом проекте позиции гораздо сильнее, чем, например, в "Арктик СПГ-2", в котором ещё не поставлены технологии, и где действительно без западных стран нам придётся этот проект доделывать самостоятельно, как-то исхитряться, и это потребует от нас усилий.

В "Сахалине-2" позиция совершенно другая. Этот проект уже работает. Я, конечно, не могу сказать на 100%, что там через восемь месяцев какой-нибудь непонятный чиновник "Газпрома" не скажет, что какая-то наша турбина там до конца неправильно обслуживается. Но я уверен, что раз проект работает больше десяти лет, то здесь проще будет найти решение, даже если что-то случится. Так что и без Shell всё будет работать. И тем более без японцев.

Японцы в проекте выступают в роли финансовых инвесторов, для них это хороший и удобный контракт. Едва ли они захотят его потерять, понимая, что этот актив может уйти китайцам и они получат экономическое преимущество в этом регионе.

Превентивные шаги: закрутим крантик для Японии или подождём?

– Так, может быть, нам стоит пойти на превентивные шаги и обрубить японцам поставки СПГ с "Сахалина-2"? А то они вводят санкции. Премьер Японии договорился до того, что нужно на нашу нефть вводить предельные цены. Так чего же мы ждём?

– Как начальство решит, так и будет. Да и японцы, на мой взгляд, ведут себя помягче, чем западные страны. Япония больше подтявкивает. Они говорят, что будут вводить предельные цены, но это разговоры ни о чём, если честно: ничего конкретного они делать не будут.

А японские политики заявили, что они будут отказываться от нефти из России. Но, в отличие от Европейского союза, не приняли никаких формальных решений: к какому сроку, какой объём нефти они должны сократить.

Кроме того, японцы не уходят из наших новых арктических СПГ-проектов "Новатэка". Я имею в виду, прежде всего, конечно, "Арктик СПГ-2". И пока они там находятся, вероятность реализации проекта всё-таки выше.

Поэтому я думаю, что наше начальство высшее трактует японцев как меньшее зло на фоне всех недружественных стран. Поэтому с ними мы и не торопимся разрывать отношения.

Но мы и так не агрессивные ребята, мы готовы работать с теми, кто готов с нами работать. Конечно, в зависимости от того, что будет та сторона делать. Если они сами пойдут по пути агрессирования, то дождутся того, что потеряют и контракты, и деньги.

– Мне показалось, они уже пошли по такому пути. Может быть, Япония и не такая агрессивная по отношению к нам. Но санкции они наложили, экспорт технологий в Россию перекрыли. Их автопроизводители ушли с нашего рынка. А вот там, где им выгодно, например, "Сахалин-2", "Арктик СПГ-2", они сохраняют своё присутствие. Может, тут их тоже отодвинуть?  

– Я думаю, что политика – искусство возможного. У нас есть люди, ответственные за эти решения, и я не хочу на их место вставать, пусть решают. С моей точки зрения, как эксперта, Япония ещё не сделала таких шагов, которые потребовали бы прекращения поставок к ним газа. Но в случае необходимости мы можем на это пойти.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий