Зеленский грозит Тирасполю ударами, прикрываясь призывами к миру
Президент Украины Владимир Зеленский заявил о готовности ответить «ударом», если со стороны Приднестровья будут поступать угрозы. Об этом он заявил на совместной с главой Молдавии Майей Санду пресс-конференции после их встречи в Киеве.
По его словам, они обсуждали возможные «удары со стороны Приднестровья» и считает, что если это произойдет, то будет глобальной ошибкой.
«Мы сигналы те или иные, какие-то получаем, они неприятные. Но они должны знать, эти люди, которые на временно оккупированной территории Молдовы в Приднестровье находятся. Для нас это будет не удар, а пощечина, а мы ответим ударом», — сказал он. Глава Украины также добавил, что необходимо избежать дестабилизации в регионе.
Глава непризнанной Приднестровской Молдавской республики Вадим Красносельский, в свою очередь, заявил, что в Тирасполе «не вынашивают планов вооруженной агрессии по отношению к соседним государствам — даже на фоне совершенных терактов и провокаций».
«Я не стал обвинять руководство соседних государств в их организации, понимая, что это дело рук представителей среднего звена. Я призвал прокуратуру Молдовы и ОБСЕ принять участие в расследовании. Не откликнулись», — сказал он.
Он также сообщил, что призывал Владимира Зеленского разобраться в серии терактов на территории Приднестровья, чтобы в дальнейшем исключить подобные провокации. Как сообщалось ранее, в начале июня с беспилотника были сброшены два взрывных устройства территорию автопарка подразделения миротворцев в селе Владимировка. Кроме того, были совершены теракты в здании министерства госбезопасности ПМР в Тирасполе, возле воинской части рядом с селом Парканы и на вышке радиотелецентра около поселка Маяк, а также было обстреляно село Колбасна, где находится один из крупнейших в Европе складов боеприпасов.
Крымский политэксперт Владимир Джаралла уверен, что «военные планировщики» осознают, что Украина терпит поражение.
— Один из военных приемов — отвлечь внимание и добиться результата на другом направлении. Приднестровье в военном плане представляется им достаточно легкой задачей. Более того, это должно отвлечь внимание и самой России, и принести Украине ту самую победу, которой так не хватает. Единственная проблема, которая возникает, это то, что все-таки это территория другого государства — Молдовы. Недавно прошедшие переговоры с Майей Санду, вероятно, затрагивали эту тематику.
Очевидно, что все сейчас прочитывают риски и колеблются в принятии решения о проведении карательной операции в Приднестровье. Снять эту проблему можно будет лишь после того, как русская армия выйдет на его границы.
«СП»: — Уже было несколько провокаций, в том числе в отношении российских миротворцев и склада вооружений. Насколько вероятны более серьезные провокации или даже нападение и на ПМР, и на миротворцев? Каков может быть ответ?
— Ответ может быть только один — взорвать склады, после чего их ценность будет равна нулю.
В целом военный потенциал там оценивается как невысокий и в значительной степени символический, правда, есть нюанс: большая часть миротворцев, которые там находятся — это местные жители, которые, приняв российское гражданство, пошли в этот контингент. Они будут защищать свою Родину, свои дома. Тут ситуация может стать уже несколько иной.
Что касается проблемы с вооружением для Украины, то она очень серьезная. Громкие поставки Запада оказались несистемными, а при ведении боевых действий система — это то, что абсолютно необходимо, поэтому уже сейчас достаточно много критических замечаний по этому вопросу. Однако потенциально проблема становится намного более серьезной.
Это означает постепенный, медленный, но все же переход на стандарты НАТО. Если это произойдет, то поставки вооружений с Запада становятся намного более легкими и фактически неисчерпаемыми. Это один из вариантов, который как раз просчитывается. Единственное, что связано с этим вариантом и вполне очевидно для всех, что это, по сути, выход на прямое столкновение с Россией уже совершенно других стран.
Член-корреспондент Академии военных наук РФ, кандидат военных наук Александр Бартош считает, что если Украиной будут нанесены удары по Приднестровью, это станет новым шагом в эскалации войны.
— В эскалации войны, в первую очередь, заинтересован не Зеленский, а США и НАТО, которые действуют под известным лозунгом — «Пусть русские и украинцы больше убивают друг друга». Хочу напомнить, что подобного рода лозунг в 1941 году выдвинул Гарри Трумэн (тогда — председатель сенатского комитета, затем ставший президентом США), когда началась агрессия фашистской Германии против СССР. Он сказал: «Пусть русские и немцы убивают друг друга, мы будем помогать той или иной стороне, в зависимости от того, чей будет перевес».
Эта логика англо-саксонской дипломатии, которую сейчас поручено реализовать президенту Зеленскому и кампании.
«СП»: — Некоторые эксперты полагают, что Киев из-за проблем с вооружением заинтересован в доступе к военному складу в Приднестровье. Насколько, на Ваш взгляд, вероятен сценарий серьезной провокации или даже нападения. То в этом ситуации могут предпринять и Россия, и Приднестровье?
— Думаю, что руководство России приняло меры для защиты стратегически важного объекта в Колбасном, где находятся огромные запасы боеприпасов. Уже несколько десятков лет эти боеприпасы охраняются российскими войсками. Рассчитывать на успех операции, которую «анонсировал», Зеленский не может. Уверен, что ВСУ пучит там сокрушительный отпор.
«СП»: — Но ведь есть еще и Молдавия. Насколько она заинтересована, чтобы в регионе произошло обострение?
— Думаю, что Молдавия будет сидеть тихо, как мышка. На словах она будет поддерживать Украину и делать воинственные заявления, но в военные действия ввязываться не будет. У Кишинева нет для этого ни сил, ни возможностей.
«СП»: — Если это все-таки случится, какова будет позиция ЕС и НАТО? Они непосредственно ввяжутся в конфликт?
— Позиция ЕС и НАТО определяется указаниями из США, направленными на разжигание войны чужими руками, которую американцы ведут против России на территории Украины. Американцы, ЕС и натовцы действуют достаточно согласованно, позиция будет единой — продолжение войны до последнего украинца. Сами они вмешиваться не будут.