Несмотря на потери, Киев готов «могилизировать» еще несколько сотен тысяч своих граждан
Украинские войска потеряли погибшими в общей сложности более 50 тысяч человек, заявил первый заместитель министра информации Донецкой Народной Республики Даниил Безсонов.
«По моим наблюдениям, из того, что попадает в сеть, если все это в общую картину складывать, у них погибшими более 50 тысяч — это если брать всю линию фронта. Считать раненых — это обычно один к трем, один к четырем, то есть, грубо говоря, более 150 тысяч могут быть ранеными», — рассказал он в эфире «Первого канала».
По его словам, большинство боеспособных и опытных подразделений ВСУ были уничтожены или взяты в плен, а приходящие им на замену — «крайне деморализованы». Кроме того, он заявил, что, по его информации, Киев планирует снять бригады с белорусской границы и отправить в Донбасс.
Интересно, поможет ли это? Потери, если верить Безсонову, просто чудовищные. Но насколько эти цифры объективны? Сторонам конфликта всегда свойственно преувеличивать потери противника.
— Об объективности говорит прежде всего, то, что большие потери начали признавать сами самые высокие представители противника, — отмечает доктор филологических наук, военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Сначала Зеленский сказал о ста погибающих в день на Донбассе, потом Резников сказал о двухстах, затем Арахамия привел данные, что в день у них пятьсот погибших. Поэтому ясно, что цифра очень серьезная, и значит скрывать уже смысл их не было. Поэтому то, что украинцы такие гигантские потери стали признавать — это главный показатель объективности. Когда они начали эти цифры приводить, эксперты уже тогда засомневались в том, что девять или пятнадцать тысяч человек — это реально. А вот та цифра, которая указывается — в пятьдесят тысяч, она вот, на мой взгляд, самой реальный является.
«СП»: — Считать раненых один к трем, один к четырем это насколько объективно?
— Ну вообще это классика, конечно. Обычно считают погибших к раненным один к трем или четырем. И это не учитывая того, что огромное количество украинских военнослужащих попадает под шквальный огонь РСЗО, ТОС, фугасные авиационные бомбы с огромной разрушительной силой, тут вполне возможно, что соотношение будет меньше, возможно, один к двум или к двум с половиной или трем. Учитывая характер нынешней войны, не исключаю, что классическое соотношение может и пойти в сторону увеличения количества убитых по отношению к раненным.
«СП»: — Безсонов рассуждает о явной деморализации ВСУ. Прав ли он?
— О деморализации тоже можно судить совершенно объективно по видеозаписям дезертиров, пленных отказников, тех, кто призывает руководство, что-то сделать реально для того, чтобы как-то облегчить их судьбу. Однако по-прежнему существует внушительная группировка в районе Славянска и Краматорска, она не разгромлена еще и даже не окружена, надеюсь, это все в ближайшем будущем произойдет. Но сейчас там самые боеспособные подразделения ВСУ, том числе те, что вышли из котла Северодонецка, плюс еще в Лисичанске порядка 8 тысяч человек. К тому же, по данным ДНР, в славянско-краматорской агломерации может оставаться до 70 тысяч человек, это очень большая цифра.
И не все достаточно подготовленные военнослужащие сейчас на Донбассе. Есть части, которые готовятся к обороне Киева, Одессы, Львова. То есть армия у них еще большая, но тем не менее это совершенно не исключает того, что уже нанесен огромный урон живой силе. Резервы есть, но вопрос, насколько они могут помочь? Ну, если только время потянуть. И западное оружие поможет разве что для совершения провокаций и ударов по населенным пунктам. То есть воевать пока есть кому, но это число будет сокращаться. Мобилизованные и тероборона ни с какими серьезными задачами справляться не смогут, разве что будут использоваться как «пушечное мясо».
«СП»: — Сколько, по-вашему, людей еще осталось? Зеленский тут хвастался, что поставил под ружье 700 000 человек…
-То, что цифра семьсот тысяч преувеличена, это однозначно, об этом не только наши, но и западные источники, говорят. Даже если представить себе, что реальной является цифра четыреста-пятьсот тысяч человек с учетом мобилизованных, такой вариант еще можно рассматривать, но учитывая потери в пятьдесят тысяч, плюс огромное количество раненых, то я думаю, что вот где-то цифра в двести тысяч тех, кто остался, она более реальна. Если же учитывать всех пленных, трехсотых, отказников, дезертиров и так далее, всех мобилизованных, которые, в том числе, бегают за призывниками, чтобы им повестки вручить, теробороновцев, которым дали один автомат там на пятерых, конечно, можно всякую цифру назвать. Тем не менее, все число тех, кто еще остался, достаточно велико, и с ними придется еще очень серьезно повозиться и на Донбассе и дальше вплоть до самой польской границы.
— Я думаю, озвученная цифра очень близка к реальной, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Об этом говорят и цифры о количестве похороненных родными на Украине и отпетых по православному или католическому обряду. Таких некоторые источники насчитывают около 15 тысяч. Естественно, только очень небольшая часть тел убитых может быть отправлена к родным для захоронения, действительно в лучшем случае это один из трех.
Многих хоронят в местах дислокации военных, многие тела вообще остаются в посадках и полях.
«СП»: — По словам Безсонова, большинство боеспособных и опытных подразделений Украины были уничтожены или взяты в плен, а приходящие на замену «крайне деморализованы». А кто же тогда продолжает воевать?
— И здесь я частично соглашусь с Безсоновым. В тяжелых боях под Изюмом, Попасной и Харьковом были задействованы наиболее опытные и обученные части. Это касается также и Мариуполя, в котором воевали и морпехи 53 бригады, и хорошо натренированные западными инструкторами боевики «Азова"*.
Именно в этих городах, местах и поселках украинская армия потеряла очень много кадровых военных убитыми и пленными. И действительно, сейчас на Донбасс прибывают плохо обученные бойцы теробороны или только что мобилизованные гражданские.
Но мобилизационный ресурс в стране очень велик, как минимум около 5 миллионов мужчин относятся к призывному возрасту. Кроме того, по регламенту украинской армии по натовскому образцу кадровые офицеры оставляют на боевых позициях солдат под командованием сержантов, а сами находятся преимущественно вне зоны боевых действий. Это делается специально, чтобы сохранить средний и младший офицерский состав для быстрого обучения вновь прибывших солдат.
Таким образом, хотя и заметно ослабевшая, но украинская армия еще долго не будет легкой добычей для российской армии и армии республик Донбасса, особенно, если учесть вновь поступающее оружие из стран НАТО.
«СП»: — По информации Безсонова, Киев планирует снять бригады с белорусской границы и отправить в Донбасс. Поможет? Где они еще могут найти людей?
— На границе с Белоруссией стоят кадровые военные части, которых Зеленскому очень не хватает на Донбассе. Конечно, эти части не помогут Зеленскому победить Россию, как не помогут и сотни тысяч свежих мобилизованных, но на самом деле такая задача не стоит.
Зеленскому нужно превратить Украину в аналог пылающего Афганистана, именно на это рассчитывают и Байден, и Джонсон.
Задачей является также ослабить Россию, нанести ей максимально возможный ущерб, расколоть российское общество и разрушить российскую экономику. Для этого нужно мобилизовать кого только возможно, в украинскую армию, затянуть военные действия, подвергнув опасностям население Украины, и в конечном итоге, спалить Украину, и от этого огня сжечь Россию.
«СП»: — Украинское общество в курсе? Что если цифры будут обнародованы?
— На мой взгляд, пока украинское общество не готово принять объективную информацию о ходе военной операции и количестве жертв. Тем тяжелее будет прозрение и отрезвление от угара украинской пропаганды, когда настоящие данные выплывут на поверхность после окончания военных действий.
* запрещенная в России организация