«Сувалкский коридор» не дает покоя Варшаве и Вильнюсу
Президент Литвы Гитанас Науседа отказался от компромисса с Россией по вопросам транзита в Калининград. По его словам, ни о каких коридорах не может идти речи.
Очевидно, что прибалтийский карлик наглеет буквально на глазах и как будто подталкивает Россию к силовому решению вопроса.
Тем же самым занимается Польша. На днях премьер этой страны Матеуш Моравецкий напоминал о «Сувалкском коридоре» — гипотетической угрозе от России, которую онb сами же и сочинили, как бы провоцируя Москву на реализацию этой страшилки.
В прошлом месяце экс-замглавы Минобороны Польши Ромуальд Шереметьев призвал демилитаризовать и переименовать Калининград. Он также заявил, что, если Финляндия и Швеция вступят в НАТО, это существенно укрепит альянс на востоке, но тогда надо будет заняться российским эксклавом.
Интересно, как?
Численность всей армии Польши составляет всего 115,5 тысячи человек, армия Литвы — около 20 тысяч. При этом у России в Калининградской области сосредоточена мощная межвидовая группировка, регион входит в состав Западного военного округа, а это не менее трёх армий, а также несколько крупных бригад. В области базируются ЗРК С-400 и береговые комплексы «Бастион», ОТРК «Искандер». Наконец, Калининград — это база Балтийского флота.
— В эти дни в Мадриде проходит саммит НАТО, на котором Россию назовут угрозой, — напоминает военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
— Польша и страны Прибалтики давно просят разместить у себя бригадные и даже дивизионные группы, вот они и создают искусственную угрозу, чтобы оправдать это. Это традиционная для этих стран оружейная паранойя. Вторая цель, на мой взгляд, попытаться оттянуть внимание России от Украины, где сейчас присутствую НАТОвские инструкторы, которые во-вот потерпят самую настоящую катастрофу.
Стоит отметить, что все это также затрагивает Белоруссию. Полагаю, в Литве и Польше внимательно следили за встречей российского и белорусского президентов. Белоруссия в ближайшее время получит ОТРК «Искандер-М», способные стрелять двумя типами ракет, в том числе, ядерными. Кроме того, белорусские самолеты получат возможность нести тактическое ядерное оружие.
Тем не менее, думаю, что основной ответ будет в экономической плоскости, плюс можно и нужно ставить вопрос об отзыве признания независимости Литвы и передаче ей Вильнюса. До прямого военного вмешательства вряд ли дойдет.
«СП»: — И все же, гипотетически, насколько мы готовы к отражению атаки, и какую роль сыграет Балтийский флот?
— Еще весной был поставлен вопрос об укреплении обороны Калининградской области. В частности, там вновь может появиться 10-я гвардейская армия, которая в свое время и брала Кенигсберг. Плюс укрепление белорусской военной составляющей.
Что касается Балтийского флота, напомню — он базируется в двух местах и обладает достаточной боевой мощностью для отражения любой атаки. Недавно прошли учения с участием десятков кораблей, авиации, ракет, комплексов «Бастион». В НАТО за ними, несомненно, внимательно наблюдали и прекрасно понимают, что в случае нападения они понесут слишком неприемлемые для них потери. Овчинка выделки не стоит.
— Поляки и литовцы, очевидно, сами не собираются воевать с Россией, весь расчет на участие американцев, — уверен эксперт «СП», капитан первого ранга в отставке Сергей Ищенко.
— В Польше уже развернуты бригады, они хотят еще дополнительные. Так что надо понимать, что столкновение с Польшей или Литвой будет столкновением со всей НАТО.
«СП»: — Если Швеция и Финляндия вступают в НАТО, Калининград оказывается в полном окружении. Это опасно?
— Да, это дает им контроль над всей Балтикой, кроме Калининграда и Финского залива. Безусловно, это опасно. И надо понимать, что Балтийский флот не способен самостоятельно решать задачи. Он достаточно слаб на фоне остальных флотов. Если брать корабельный состав, то его снабжали по остаточному принципу, уделяя основное внимание Черноморскому, Северному и Тихоокеанскому флотам. В сравнении с которыми Балтийский флот даже не флот, а флотилия.
Сейчас в его составе четыре относительно новых корвета, два из которых находятся в ремонте в Кронштадте, остальные — это малые ракетные корабли, да, они вооружены «Калибрами, но имеют малую мореходность в силу водоизмещения.
В составе флота 1 подлодка «Дмитров», которой уже 35 лет, еще там «застряла» подлодка «Магадан», но она скоро уйдет в состав ТОФ. Так что вся надежда на наземную группировку, которая там достаточно мощная, способная простреливать всю Балтику. Это то, что американцы называют «зоной ограничения доступа» — районы, надежно прикрытые с земли, моря и воздуха, к которым даже близко не подойти.
Наконец, надо понимать, что война НАТО с Россией не ограничится Балтикой, это буде война со всей Россией
— У всех прибалтийских русофобов сейчас праздник, а для литовских политиков и вовсе наступил звездный час, — считает руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— В кои веки к ним такое внимание приковано. Наконец-то сумели насолить России. Даже в период белорусского кризиса было спокойнее. А тут даже Брюссель удалось удивить своей как бы бескомпромиссностью, а так-то — тупостью. Брюсселю придется последствия от поступка раздухарившихся литовцев гасить, причем последствия эти аукнутся всей Европе.
Россия, недолго думая, просто остановила транзит из Азии в Европу, а европейцам теперь как бы не пришлось весь трафик из Китая через перегруженный Суэцкий канал пускать. И это только начало.
Чего же добивается Литва, если даже Брюссель готов к компромиссу? В период безвластия в ЕС, который наступил после ухода Ангелы Меркель с поста канцлера Германии, отдельные страны, обиженные на свое неравноправное положение в составе Евросоюза, решили откусить побольше от брюссельского пирога.
Вильнюс рассчитывает на поддержку со стороны Брюсселя, которая будет превышать доходы от транзита, а также на дивиденды от размещения новых натовских объектов на своей территории, то есть на похвалу Вашингтона, выраженную в новых кредитах и прочих финансовых вливаниях. Чем более провокационные антироссийские заявления звучат из Литвы, тем более агрессивно может отреагировать Москва, считают литовские «геостратеги». Это может стать дополнительным основанием для выклянчивания помощи у США.
«СП»: — А поляки куда лезут? Им тоже повоевать охота?
— Поляки, похоже, тоже хотят, чтобы гипотетический «Сувалкский коридор» с карт учений перешел на реальный театр боевых действий. В НАТО его считают наиболее уязвимым участком внешних границ Североатлантического альянса и вероятной целью возможного российского наступления, так как захват «Сувалкского коридора» отрезает от других членов НАТО Литву, Латвию и Эстонию. Так вот, поляки предполагают, что нарушение Литвой международных договоренностей, согласно которым организован транзит в российский эксклав, заставит Москву вспомнить о коротком пути на Калининград, что в итоге вызовет конфликт между Россией и НАТО.
«СП»: — Польская армия — это просто ничто. На что они рассчитывают? Что за них американцы и британцы воевать будут?
— Именно так. А Польше в результате даже достанутся какие-то территориальные объедки с барского стола. Так в истории уже было. Вспомните, почему Польшу называли «гиеной Европы»?
Почему в Варшаве сейчас, в XXI веке, мыслят категориями века двадцатого, если не девятнадцатого, объяснить трудно. Вероятно, потому что подобные иллюзии позволяют нынешним политикам убаюкивать общественное мнение, пряча внутренние проблемы за ширмой борьбы с внешним врагом.
«СП»: — Калининград итак окружён недружественными странами, а тут ещё и Швеция с Финляндией вступают в НАТО. Насколько это увеличивает их шансы и уменьшает наши удержать город? Некоторые эксперты считают, что в случае полного окружения России придётся применить ЯО…
— Не думаю, что ситуация настолько критическая. Экономическая блокада самой западной области России возможна. Ядерный ответ со стороны Москвы маловероятен. Сохраняются возможности транспортировки грузов по Балтике и экономические рычаги влияния на Литву. Один я уже привел как пример. Он не прямой, а асимметричный.
Ну а как иначе, если Литва объясняет свое провокационное поведение решением Евросоюза, а Евросоюз по данному конкретному случаю отмалчивается? Раз решения в ЕС принимаются на основе консенсуса, так значит и ответственность за них должна быть коллективная, между всеми участниками ЕС распределенная. Ну, а на крайний случай можно вспомнить и о «Сувалкском коридоре». 100 километров российская армия пройдет.