США создают тихоокеанскую НАТО
Фото: Zuma/TASS

Как России могут навредить антикитайские союзы?

CША, Великобритания, а также Австралия, Япония, Новая Зеландия, создали новую организацию по сотрудничеству в Тихом океане — Partners in the Blue Pacific (PBP, Партнеры в тихоокеанском регионе). Об этом сообщается на официальном сайте Белого дома.

Говорится, что государства «запустили всеобъемлющий неформальный механизм для более эффективной и действенной поддержки тихоокеанских приоритетов». Перед новым альянсом стоит три ключевые задачи: прикладывать больше усилий по поддержке приоритетов региона, укреплять тихоокеанский регионализм и налаживать связь между правительствами региона и властями стран-партнеров, а также расширять возможности для сотрудничества между тихоокеанским регионом и миром.

Интересно, в чем же будет заключаться реальная деятельность этого альянса? Хотя итак понято, что направлен он будет против Кита и нацелен на снижение его влияния в регионе.

Причем это далеко не первый альянс. В 2021 году Австралия, Великобритания и США заключили трехсторонний договор о партнерстве в сфере обороны и безопасности. Этот союз получил название AUKUS (аббревиатура названий трех стран-участниц) и предполагает создание атомных подводных лодок для ВМФ Австралии за 18 месяцев.

Кроме того, существует и исключительно военный блок — QUAD, четырёхсторонний диалог по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue) — стратегический диалог между Австралией, Индией, США и Японией по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.

«СП: — В новом альянсе, как можно заметить, появляется еще и Новая Зеландия. Это как-то меняет расстановку сил в регионе?

— Новый альянс представляет собой неформальное объединение, которое по своей организационно-правовой форме больше похоже на БРИКС, нежели на блок НАТО или Евросоюз, — считает кандидат политических наук, доцент «Академии труда и социальных отношений» Павел Фельдман.

— В заявлении о создании организации «Партнеры в тихоокеанском регионе», размещенном на официальном сайте Белого дома США, содержатся обтекаемые фразы о наращивании экономического сотрудничества, укреплении взаимопонимания и поддержке регионализма. На деле, очевидно, речь идет о расширении сферы англосаксонского влияния в Азии и Океании.

«СП: — У них уже есть КУАД и АУКУС. Этого мало?

— За последние годы в азиатско-тихоокеанском регионе возникло немало экономических и военно-политических объединений, где в качестве центров притяжения выступают Лондон и Вашингтон. Все это похоже на репетицию в преддверии принятия важных решений, ведь подобные организации служат прототипами нового интеграционного объединения, которое должно стать своеобразным «глобальным НАТО». Согласно англо-американскому плану, под знамена этой организации должны встать все региональные противники Китая. Помимо гарантий коллективной безопасности, США и Великобритания, по всей видимости, предложат своим союзникам по антикитайской коалиции ряд экономических стимулов, потребовав от них объявить бойкот товарам из КНР.

«СП: — В новом альянсе присутствует еще и Новая Зеландия. Чем она интересна США и почему ее не было в предыдущих альянсах?

— Новая Зеландия является частью коллективного Запада и всецело принадлежит к англосаксонскому миру. Однако в военной сфере она демонстрирует чрезвычайную осторожность, что проявляется в ее неготовности примыкать к AUKUS. Именно для таких «робких» и прагматичных стран создаются организации вроде «Партнеров в тихоокеанском регионе», чья публичная риторика остается внешне миролюбивой. Иными словами, Новая Зеландия пока ничем не рискует, вступая в этот неформальный альянс. Ее примеру могут последовать и другие региональные игроки. Сейчас для США и Великобритании важны любые, даже самые мелкие и скромные по своим возможностям, союзники.

 «СП: — Как говорится в сообщении, государства «запустили всеобъемлющий неформальный механизм для более эффективной и действенной поддержки тихоокеанских приоритетов». А что это за приоритеты?

— Если инициаторами создания какой-либо организации выступают США и Великобритания, то приоритет здесь один — военно-политическое сдерживание Китая и России, которые воспринимаются как угрозы для западной цивилизации. Разного рода интеграционные объединения служат лишь инструментами для реализации американских и британских геополитических амбиций.

«СП: — России это как-то касается?

— Мир возвращается к блоковой системе международных отношений. Если в середине XX века друг другу противостояли НАТО и Организация стран Варшавского договора, то теперь вырисовываются контуры глобального прозападного военно-политического альянса, которому по отдельности будут противостоять региональные союзы развивающихся стран с центрами в Москве и Пекине. При всем своем могуществе Китаю и его азиатским сателлитам будет очень сложно выстоять в этой борьбе без поддержки со стороны России, Индии и стран Латинской Америки. До сих пор почти половина китайского экспорта идет в США и ЕС. Если Пекин действительно претендует на глобальное лидерство, то ему нужно интенсифицировать усилия по привлечению на свою сторону надежных партнеров (в том числе в сфере безопасности).

— Комментарии официальных лиц предполагают, что в новом формате будет можно решать широкий круг задач — от поставок в регион вакцин от коронавирусной инфекции до совместных инициатив по борьбе с изменением климата, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций. Михаил Нейжмаков.

— Но, например, представители США не скрывают, что важной целью данной инициативы является сдерживание влияния Китая в регионе. Скажем, координатор Совета национальной безопасности США по Индо-Тихоокеанскому региону Курт Кэмпбелл ранее отмечал, что Вашингтон намерен активизировать свои шаги по противодействию КНР в этой стратегически важной части мира. То есть, у механизма взаимодействия между США и их партнерами в Тихоокеанском регионе появляются дополнительные «несущие конструкции».

«СП: — В чем интерес остальных участников, кроме США и Британии? Японии, Австралии и Новой Зеландии?

— Легендарный экс-премьер Малайзии Махатхир Мохамад некогда отмечал, что Австралия видит себя «заместителем американского шерифа по Тихоокеанскому региону». Можно отметить, что нынешний австралийский премьер Энтони Албаниз в ходе предвыборной кампании, приведшей его к власти, критиковал своего предшественника Скотта Моррисона за недостаточное внимание к сдерживанию влияния Пекина. В частности, Албаниз обвинял предшественника, что тот упустил подготовку соглашения о безопасности между КНР и Соломоновыми островами, называя эту недоработку самой большой ошибкой Канберры в рамках политики в регионе со времен Второй Мировой войны. Понятно, что у действующего австралийского руководства было достаточно мотивов, чтобы поддержать и новые шаги по усилению взаимодействия с США, Японией и иными партнерами для сдерживания влияния Китая.

Также обратим внимание, что многие дипломатические шаги по работе с Тихоокеанским регионом не раз предпринимались Пекином и Канберрой практически синхронно. Например, в мае 2022 года параллельно с тихоокеанским турне главы МИД КНР Ван И руководитель австралийского дипломатического ведомства Пенни Вонг отправилась с визитом на Фиджи. Это еще раз подчеркивает опасения, которые правительством Австралии связывает с активностью Китая по работе со странами региона.

Понятно, что и Японию сложные отношения с КНР подталкивают участвовать в международных инициативах, сдерживающих влияние Пекина. Вспомним хотя бы территориальные споры двух стран и недавние резкие заявления Токио по поводу освоения Пекином ресурсов Восточно-Китайского моря.

«СП: — Насколько эти альянсы способны изменить баланс сил в регионе?

— Для остальных стран региона это одновременно и возможности, и вызов. Возможности — поскольку и КНР, и США с союзниками постараются предложить им определенные преференции, стараясь плотнее вовлечь в зону своего влияния. Вызов — поскольку такая внешнеполитическая конкуренция будет влиять и на внутриполитическую обстановку в тихоокеанских странах, что может вести к дестабилизации обстановки там. Например, США, Австралия и их союзники вполне могут поощрять антикитайские настроения в таких странах. Примером из относительно недавней истории, когда такие настроения добавляют масла в огонь внутриполитической дестабилизации, являются, например, беспорядки 2006 года на Соломоновых островах, носившие антикитайский характер и приведшие к необходимости эвакуации этнических китайцев из страны.

«СП: — Альянс имеет яркую антикитайскую окраску, а нам это чем-то грозит? Как-то надо реагировать?

— С одной стороны, у Китая появится дополнительный стимул искать точки соприкосновения с Москвой в ситуации, когда давление на него усиливается. В свою очередь, стремление не допустить слишком заметного сближения Москвы и Пекина может в будущем подтолкнуть, например, Токио, выбрать более осторожную линию в отношениях с Россией. С другой, как показывает опыт, рост внешнеполитической тревожности по одному поводу, нередко, дополнительно актуализирует и другие «образы врагов». То есть, в тех же США, Австралии, Японии дискуссии о сдерживании Китая одних политиков будут подталкивать к идее хотя бы частично ослабить давление на Россию, другие же, наоборот, будут заявлять о «кольце угроз», дополнительно лоббируя, например, гонку вооружений в регионе, что для Москвы, в целом, будет не лучшей новостью.

svpressa.ru

Добавить комментарий