Русские РЗСО аннулируют результаты украинских мобилизаций
По информации пресс-службы оборонного ведомства России на Донецком направлении «в рамках контрбатарейной борьбы нанесено поражение семи взводам РСЗО 9К51 „Град“, поддерживаемым артиллерийским взводом.» Несколькими днями ранее ударом подразделения 9К58 «Смерч» была успешно «утилизирована» очередная партия вооружения, военной техники и боеприпасов, поступившая на склады снабжение группировки ВСУ на Донбассе. И это всего лишь единичные примеры повседневной «работы» российских РСЗО в ходе специальной военной операции.
Рассматривая реактивные системы залпового огня в разрезе проводимой сегодня специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, имеет смысл обратить внимание на РСЗО «Смерч» и ее эволюционное продолжение РСЗО «Торнадо-С». И постараемся не употреблять избитую фразу об отсутствии зарубежных аналогов. Отличное оружие, а российские реактивные системы залпового огня — безусловно, отличное оружие, копировалось вчера и будет копироваться завтра. Насколько успешно? По моему мнению, не особо, однако это тема другого материала.
Беспощадное совершенство
К большому удивлению Соединенных Штатов Америки, прошлое столетие стало временем признания Союза Советских Социалистических Республик мировым лидером в разработке и производстве реактивных систем залпового огня. Кичащийся наличием «самых передовых технологий» военно-промышленный комплекс «властелина глобуса» оказался не в состоянии создать более или менее достойный ответ российским потомкам легендарной «Катюши».
Более того американская инженерная мысль сформировала нелепое на наш взгляд убеждение, что дальность полета неуправляемых ракет, выпущенных из реактивных систем, не должна превышать сорока километров. Потому что при увеличении этого, по их мнению, критического показателя, якобы возникает «процесс рассеивания снарядов» в недопустимых значениях. И они искренне не понимают, почему РСЗО «Смерч» на дальностях поражения до семидесяти километров показывает максимальные показатели точности.
Отметим, что для успешного решения проблемы точности ведения огня в конструкции системы 9К58 «Смерч» реализовано внушительное число принципиально новых технических решений. Неуправляемая ракета, получив специальные газодинамические рули, стала самокорректируемой. Результатом залпа РСЗО «Смерч», выпускающего в течение 38 секунд двенадцать неуправляемых ракет, становится поражение участка площадью шестьдесят семь гектаров. Что особенно важно, при стабильно высокой кучности попадания. После минутной подготовки подразделение или одиночная пусковая установка способны оперативно сменить позицию, минимизируя риск попадания под ответный удар противника.
Ключевым элементом любой РСЗО является снаряд, который при определенном допущении можно считать аналогом его артиллерийского «коллеги». С учетом более серьезного уровня доставляемых противнику проблем и неспособностью традиционных вооружений эффективно бороться с ним. Ракету, выпущенную из РСЗО, мало волнуют защитные меры вроде дымовых завес или средств радиоэлектронного противодействия. Более того, на финишном этапе траектории полета ракета РСЗО даже для высокотехнологичных средств обнаружения воздушных целей не более информативна, нежели ее артиллерийский «собрат».
Американцы когда-то уже пытались создать ракету, способную перехватывать снаряды крупного калибра. В основу принципа обнаружения цели была положена концепция доплеровского возмущения, вызываемого летящей «болванкой». Результатом данного проекта стала ракета, способная с вероятностью 70% перехватывать 406-миллиметровый артиллерийский снаряд. И можно было бы громогласно, в традиционном стиле апологетов секты свидетелей превосходства американского оружия, возвестить об этом миру, если бы не одно «но». Стоимость одной «чудо-ракеты» оказалась чуть меньше $1 млн, тогда как цена снаряда, ставшего ее целью. не превышала «смешных» $18 тысяч. И несмотря на общеизвестную страсть Пентагона выбрасывать миллиарды зеленых бумажек на заведомо провальные проекты, вроде неспособного летать на сверхзвуке F-35 или «золотого утюга» Zumwalt, проект был благополучно предан забвению.
Приведенная выше информация более чем показательна в плане очевидной актуальности реактивных систем залпового огня, существующей сегодня. Этот вид вооружения, широко применяемый во всех конфликтах и локальных войнах новейшей истории мира, практически доказал свою боевую эффективность. И продолжает это доказывать в ходе российской военной спецоперации на Украине.
Вот лишь несколько иллюстраций к вышесказанному. 21 апреля пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации обнародовала видеоматериалы, демонстрирующие удар российских РСЗО 9К58 «Смерч» по замаскированному аэродрому, ставшего, по информации разведки ВС РФ, площадкой для концентрации боевой техники, боеприпасов и материальных средств в интересах крупных группировок ВСУ.
«Смерчи», в соответствии с заданными координатами, нанесли мощный удар, оперативно сменили боевые позиции и нанесли удар повторно. Все обозначенные цели были уничтожены, а «исключительная, ювелирная точность работы российских ракетчиков» была подтверждена свежими данными, полученными с помощью разведывательных БПЛА.
Применялись РСЗО 9К58 «Смерч» по позициям одного из националистических батальонов в Харьковской области. При освобождении Мариуполя «Смерчи» выступали в качестве одного из наиболее убедительных доводов, заставляя неонацистов на «Азовстали» сложить оружие и сдаться.
9К515 «Торнадо-C» — реинкарнация РСЗО «Смерч»
С конца 2016 года в строевые части ВС России начали поступать на вооружение реактивные системы залпового огня нового поколения — 9К515 «Торнадо-С», являющиеся, по сути, глубоко модернизированной версией знаменитого «Смерча». Система, оснащенная принципиально новой СУО, обеспечивающей превосходную точность ведения огня, и спутниковой навигацией ГЛОНАСС, предназначена для поражения групповых целей на глубину оперативного построения: живой силы, бронированной, легкобронированной и небронированной военной техники, зенитных комплексов, самолетов и вертолетов на аэродромах, тактических ракет на огневых позициях, узлов связи, командных пунктов, объектов военно-промышленной и критической инфраструктуры.
Ключевым отличием от базовой версии стала возможность введения индивидуальной полетной программы для каждого боеприпаса. В состав модернизированного комплекса включены:
— 9А54 — боевая машина;
— 9Т255 — транспортно-заряжающая машина;
— 9Ф757 — арсенальное оборудование;
— реактивные снаряды с различными головными частями;
— управляемые реактивные снаряды, головные части которых содержат осколочные и кумулятивно-осколочные боевые элементы.
В оснащение боевой машины 9А54 входят автоматизированная система управления наведением и огнем, аппаратура бортового управления и связи, а также система координации наземной аппаратуры потребителей спутниковых навигационных систем. Их наличие обеспечивает не только автоматизированную прием-передачу защищенной от несанкционированного доступа информации, отображение на табло и последующее хранение полученных данных, выполнение автономной топографической привязки, мероприятий ориентационного и навигационного характера (с отображением местоположения боевой машины на электронной карте), но и автоматическое наведение пакета пусковых направляющих без покидания расчетом кабины БМ.
Кроме того, в оснащение боевой машины 9А54 включена автономная система, позволяющая корректировать траекторию полета реактивного снаряда по углам рысканья и тангажа. Закручивание боеприпаса вокруг своей оси на пусковой направляющей в сочетании с раскрытыми во время полета лопастями оперения обеспечивают реактивному снаряду «Торнадо-С» высокий уровень стабилизации, и, как следствие, высокую точность попадания. Даже при стрельбе залпом, показатель рассеивания снарядов не превышает 0,3% от дальности до цели, которая сегодня составляет порядка 120, а в перспективе может увеличиться до 200 километров.
Примечательно, что одним из способов обеспечения целеуказания может быть реактивный снаряд 9М534, вернее находящийся в нем беспилотный летательный аппарат.
В качестве резюме. Дальнейшая эволюция реактивных систем залпового огня неизбежна. Предвидя набег сторонников исключительной перспективности высокоточного оружия, замечу, что старая «добрая» РСЗО имеет перед современными оперативно-тактическими комплексами, будь то американский MGM-140A ATACMS или российский «Искандер-М», одно решающее преимущество — несравнимо низкую стоимость боеприпаса.
И несмотря на то, что РСЗО 9К58 «Смерч» считается сегодня самой мощной и эффективной, ей уже готовится рациональная замена.